Изобразительная деятельность дошкольников – эмоционально насыщенная, результативная, выполняемая с помощью ярких, привлекательных материалов, располагает большими возможностями в обогащении духовного мира ребенка, способствует развитию его творческих способностей.
Накопление знаний и развитие природных задатков происходит к старшему дошкольному возрасту. Этому благоприятствуют такие факторы как повышенная восприимчивость, чувственно-образный характер детского мышления, игровое отношение ко всему, с чем ребенку приходится сталкиваться в окружающей действительности. Детский возраст характеризуется большой реактивностью, чувственностью ко всему яркому, новому, необычному, что так или иначе вызывает у детей эмоциональный отклик. Эмоции служат для ребенка своеобразной опорой, необходимой для запечатления того или иного материала.
Главную роль в проявлении творческих способностей играет система образования. Но, к сожалению, обучение в детских садах часто носит репродуктивный характер: ребенок больше узнает, чем творит. Кроме этого, качество проведения занятий изобразительной деятельностью зачастую не способствует проявлению творчества у ребят. Все это подчеркивает актуальность рассматриваемой нами проблемы и ставит задачу создания таких условий обучения, в которых возможно не только эффективное усвоение знаний детьми, но и организация и развитие поисковой деятельности, активности самостоятельности, познавательной потребности детей, т.е. достижение наибольшего воспитательного эффекта.
Для нас ребенок – активный субъект творческой деятельности, который свободно общается с искусством, осваивает термины и понятия, связанные с ним, расширяет границы своей деятельности по собственной инициативе и желанию.
Изменить позиции общения взрослых с детьми с обучающих на позиции помощника, советчика, организатора развивающей среды сложно, но без этого нельзя достичь успехов в работе с позиций гуманизации.
Ориентация на личность ребенка, проявление внимания к его внутреннему миру, забота о его индивидуальных творческих способностях, также является непременным условием развития творческой личности.
Широкое предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, соответствующая организация педагогического процесса, способствующая накоплению впечатлений, эмоций, опыта, нравственно направленное и эстетически развивающее содержание деятельности дошкольников, последующее использование результатов детской художественной деятельности в воспитании и обучении детей – необходимые условия формирования художественно-творческой деятельности.
Именно эти позиции являются основными при организации работы изостудии в нашем детском саду. Предлагаю вашему вниманию несколько занятий для детей старшего дошкольного возраста, из зимнего цикла под общим названием “Снежные фантазии”, программными задачами которого являются:
- Развитие эстетического отношения детей к творческой деятельности, их познавательных потребностей, самостоятельной поисковой деятельности.
- Расширение представлений о многообразии передачи впечатлений в художественной деятельности.
- Становление творческого потенциала каждого ребенка.
1. Творческий поиск “Строим дом Деда Мороза”.
Основная цель этого и следующего занятия – создать у детей радостное настроение Новогоднего праздника, способствовать применению новых способов преобразования впечатлений и развивать творческое воображение.
Детям дано творческое задание: придумать дом Деда Мороза. Ребятам предлагается разрешить своеобразное противоречие: Дом Деда Мороза есть и, в то же время, его никто не видел.
Воспитатель предлагает подумать, каким он может быть? Из какого материала? Как и чем украшен? Каковы его архитектурные особенности?
В распоряжении ребят самый различный материал – цветная и блестящая бумага, ткань, вата, паралон, нити, альбомные листы разной величины, краски, кисти, ножницы, фломастеры, бросовый и природный материал, клей.
По желанию дети могут рисовать, конструировать, делать аппликации, сочетать рисование с аппликацией, коллажем. Могут выполнять задание самостоятельно или объединиться. Сама постановка задания дает детям права выбора деятельности, использования различных способов изображения.
В конце занятия проходит своеобразная защита своего “Проекта дома”. Важно доказать, что именно этот дом понравился бы Деду Морозу, объяснить, почему.
После этого детям предлагается посмотреть отрывки из мультфильмов “Снеговик-почтовик”, “Дед Мороз и серый волк” (автор В.Сутеев), “Дед Мороз и лето”, отрывок из кинофильма “Морозко”. Во время просмотра обратить внимание детей на передачу образа сказочного домика Деда Мороза художниками-мультипликаторами.
2.
Декабрь… Холодный, снежный месяц зимы. За окном завывает вьюга, от сильного мороза даже деревья потрескивают, а в уютной изостудии звучит таинственный и ласковый голос педагога:
Сядьте, дети, тихо-тихо,
Сказка ходит по домам.
Все садитесь поудобней,
Ведь прийдет она и к нам.
Занятие-фантазия: “Приключение Деда Мороза в Новогоднюю ночь”.
Воспитатель: “Наступил Новый год. Выехал Дед Мороз из дома. Как вы думаете, на чем и зачем он выехал?...
Поехал Дед Мороз развозить подарки ребятишкам, как вдруг… Как вы думаете, что могло случиться?”
Детям предлагается подумать и придумать свой вариант приключений Деда Мороза в Новогоднюю ночь. Когда детская фантазия утихнет, предложить нарисовать приключение, которое понравилось больше всего. Из полученных рисунков сделать “мультфильм” и показать детям своей группы.
Это занятие предполагает творческий вид деятельности и дает возможность детям проявить себя по-разному. Включение детей в такие виды деятельности, как рисование, сочинение сказок, ролевая игра является обязательным для развития их творчества.
3. Рисование “Зимнее настроение”.
Занятие начинается в художественной мини-галерее детского сада с просмотра картин зимнего пейзажа. Воспитатель обращает внимание детей на то, что глядя на картину, можно не только узнать, что хотел изобразить художник, но и какое настроение он хотел передать.
После этого демонстрируется репродукция картины И.Э.Грабаря “Зимний пейзаж”. Воспитатель дает возможность внимательно рассмотреть ее и обращает внимание детей на то, как красиво на фоне зимнего неба смотрятся березы, ажурное переплетение их ветвей. Все пронизано солнцем. Оно светится на стволах берез, и синие тени на голубом снегу подчеркивают яркость солнечного дня.
Художник для белых берез и белого снега нашел разные оттенки, от этого стволы кажутся теплыми и согретыми солнцем, а снег холодным.
Затем для сравнения рассматривается репродукция картины А.К.Саврасова “Зима”, на которой изображен пасмурный зимний день. Детям предлагается самостоятельно определить, какой день изобразил художник.
Вторая часть занятия проходит в изостудии. Детям зачитывают фрагмент из книги “От весны до весны” И.С.Соколова – Микитова: “Ходит Мороз по двору, постукивает… Окна синие, на окнах мороз ледяные цветы нарисовал – никому таких не вырисовать. Ай, да, Мороз: то в снегу стукнет, то по воротам щелкнет, стряхнет иней с березы да вспугнет задремавших галок. Скучно Морозу”.
- Вот он и решил к нам заглянуть. Слышите, стучится…”
Раздается стук в дверь. Звучит песенка Деда Мороза. На ширме появляется Дед Мороз (кукла би-ба-бо) и обращается к детям с вопросами:
- Знаете ли Вы, что я художник?
- Кто видел мои рисунки? Где?
- Но к сожалению, я умею рисовать только белой краской. А вы? Мне очень хочется посмотреть, как вы рисуете, но мне уже пора уходить, поэтому вы пришлете мне свои рисунки о зиме, только они должны быть разными по настроению, а какими именно – вам подскажут стихи, которые лежат в этих конвертах. Я буду ждать ваших рисунков.
Дед Мороз прощается с ребятами и уходит.
Воспитатель раскрывает, оставленный им конверт, и читает стихи:
Все в природе замирает-
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес. (С.В.Дрожжин).
Воспитатель спрашивает у детей: “Рисунки с каким настроение мы положим в этот конверт?” Уточняет, что и как будут рисовать дети, чтобы рисунок соответствовал заданному настроению
Читает стихи из другого конверта:
Ах, как весело зимой
Мчаться с горки ледяной!
Оля с Таней обнялись
И несутся вихрем вниз.
Задаются аналогичные вопросы.
По мере выполнения работы, дети подходят к воспитателю и говорят, каким стихам соответствует их рисунок, какое настроение нарисовали и кладут в нужный конверт.
Наверно, вы заметили, что девиз всех этих занятий таков: “Как прекрасны неожиданности, особенно, когда их тщательно готовишь”. Каждое такое занятие – это по существу творческая работа и творческая игра одновременно. А если это игра, то значит – это интенсивное ощущение жизни ребенком- дошкольником.