Цель:
Раскрыть красоту вальсовых интонаций, их возвышенную одухотворенность.
Задачи:
- знакомство с разными вальсами;
- формирование навыков интеллектуальной
деятельности (приём сравнения);
- воспитание уважения к классической музыке,
развитие музыкального слуха.
Музыкальный материал:
- “Струнная серенада” П. И. Чайковского.
- Вальс П. И. Чайковского фа-минор “Сентиментальный”.
- Вальс Ф. Шопена ми-минор “Блестящий № 14”.
- О. Митяев “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…”.
Наглядные материалы:
1. Портреты:
- П. И. Чайковский.
- Ф. Шопен.
- О. Митяев.
2. Репродукции:
- В. Боровиковский “Портрет Лопухиной”.
- Д. Левицкий “Портрет М. Дъяковой”.
- О. Кипренский “Портрет О. Рюминой”.
- К. Сомов “Портрет художницы Е. Мартыновой” или
“Дама в голубом”.
Ход урока.
Вход: звучит “Струнная серенада” П. И. Чайковского. Постепенно начинаю читать стихи Я. Полонского:
И плывут, и растут эти чудные звуки,
Захватила меня их волна.
Поднялась, поднялась из неведомой муки
И блаженства полна.
И божественный лик на мгновенье,
Неуловимой сверкнув красотой
Всплыл, как живое виденье,
Над этой воздушной, кристальной волной…
- Ребята, какой танец вы сейчас мысленно
танцевали? (Вальс).
- А где? (В зале).
- Опишите мне убранство зала и костюмы танцующих,
то есть ваши костюмы. (Большой светлый зал, люди в
старинных костюмах).
- Как вы себя ощущаете в этом прекрасном зале?
(Очень хорошо, восхитительно!).
- А кто написал эту чудесную музыку? Русский
композитор или иностранный? (Русский).
- Почему именно русский? (Музыка напевная…).
- На стиль, какого русского композитора похожа
услышанная вами музыка? Может быть это М.Глинка,
или С. Рахманинов, или может быть П. Чайковский? (П.
Чайковский).
- Вы молодцы, это действительно музыка великого русской композитора Петра Ильича Чайковского, а слова русского поэта Якова Полонского. Посмотрите, это портрет композитора (рис. 1). П. И. Чайковский в молодые годы любил бывать на балах или дружеских вечеринках. При этом его неизменно, практически всегда, просили поиграть на фортепиано свои пьесы. Особенно модные в это время были вальсы. Вот послушайте один из них.
Звучит “Сентиментальный вальс” П. Чайковского.
- Ребята, как вы думаете: мы остались на балу или
перенеслись в какое-нибудь другое место? (Зал не
такой большой, как в начале).
- Почему? (Потому, что звучит фортепиано нежно, и
даже немного печально…).
- Как вы думаете, чей портрет “нарисовала” нам
эта музыка: мужчины или женщины? (Женщины, потому
что музыка проникновенная, душевная…).
- Опишите мне портрет этой дамы! (Не молодая, но
еще очень красивая, одета в темный наряд, на душе
у неё грусть, хотя она и пытается выглядеть
веселой, непринужденной).
- Посмотрите на эти портреты (рис. 5, 6, 7). Попробуйте здесь
найти портрет нашей незнакомки из этой галереи.
(Больше всего подходит рис. 4).
- Я с вами согласна, именно этот портрет подходит больше всего. Тот вальс, что мы с вами прослушали, называется “Сентиментальный вальс”, что значит чувственный, проникновенный, затрагивающий нашу душу. А портрет, что вы выбрали – это “Потрет художницы Е. Мартыновой” или портрет “Дамы в голубом”.
- А вот послушайте еще один “музыкальный портрет”!
Звучит Ф. Шопен, вальс ми-минор “Блестящий № 14”.
- А здесь кого мы увидели? Может быть, это была та
же самая женщина или перед нами мысленно
предстала другая незнакомка? (Это был другой
образ.).
- Опишите мне свой образ. (Молодая, веселая,
счастливая девушка.).
- А как вы думаете: эту музыку написал тоже П. И.
Чайковский? (Нет.).
- Почему это не П. И. Чайковский? ( Музыка слишком
быстрая, нет певучести, плавности, напевности.)
- Да, вы правы, эта музыка была написана не П. И. Чайковским. Этот тоже вальс написал польский композитор Фредерик Шопен. Посмотрите вот его портрет (рис. 2). Именно он говорил следующие слова: “ У меня две любви в жизни: Родина и Музыка!”. Сердце этого гениального композитора до сих пор хранится у него на Родине.
- Скажите, а есть ли в нашей картинной галерее портрет шопеновской девушки? Чьему портрету созвучно это музыкальное произведение? (Ближе всего “Портрет Лопухиной” В. Боровицкого, рис. 6).
- Ребята, а как вы думаете: в наши дни вальс – это
танец модный, популярный или же несколько
забытый, утерянный? (Не модный.)
- Почему так случилось? (В моде другие ритмы, более
подвижные, заразительные, веселые.)
- А может быть, вальса уже и вовсе нет, нигде? (Нет,
пусть и не часто, но он присутствует в жизни.)
- Скажите, когда вам хочется потанцевать в покачивающемся ритме вальса, в какие минуты вашей жизни? (Когда хочется покоя, нежных, робких чувств, когда думаешь о чем-то заветном.)
- Давайте сейчас послушаем песню современного композитора Олега Митяева “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…”.
Исполнение песни.
- Вам понравилась эта песня? (Да.)
- Можно ли мелодию этой песни отнести к вальсу?
(Да, можно, потому что мелодия напевная,
задушевная).
- Давайте разучим песню.
Разучивание.
- Олег Митяев (рис. 3) не профессиональный композитор, он по профессии геолог, часто уезжает из дома, скучает, вспоминает дом и родных. А чтобы выразить свои чувства ему нужна лишь гитара. Мелодия и слова сами приходят. И рождается песня. О. Митяев любит сам исполнять свои песни. Такой песенный жанр называется авторским. Основателем авторской песни в 60-е гг. прошло столетия стал писатель Булал Окуджава. Продолжил традиции авторской песни журналист Юрий Визбор, актер Владимир Высоцкий, врач Александр Розенбаум и многие-многие другие. А песня О. Митяева “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…” стала гимном фестиваля авторской песни. Давайте представим, что и мы на таком вот фестивале! Споём песню стоя!
Обобщение:
Сегодня на уроке музыка была разной, она менялась по настроению, по характеру. Вместе с музыкой менялись и мы с вами, потому что слушали, воспринимали музыку всем сердцем, всей душой.
Домашнее задание:
Найти и принести на урок другие песни Олега Митяева.