Цели
- Формировать навык фиксирования и оценивания индивидуальных особенностей учащихся.
- Выяснить, что влияет на настроение второклассников, родителей, учителя класса.
- Определить, как управлять своим настроением.
Задачи
- Научиться анализировать своё настроение и определять причины, вызывающие его изменение.
- Познакомиться с элементарными приёмами, снимающими напряжение.
- Развивать умение работать в группе.
Оборудование
- Заполненные за неделю индивидуальные таблицы «Моё настроение».
- Мультимедийная установка. Презентация (см. Приложение).
- Алгоритм итоговой таблицы «Настроение».
- Восковые мелки, ватман.
Ход урока
I. Пролог
Учитель.
- Поговорим?
Ученик.
- О чём?
Учитель.
- О разном и о прочем.
О том, что хорошо и что не очень.
Чего – то знаешь ты, а что – то мне известно.
Поговорим?
Ученик.
- Поговорим! Нам будет интересно!
Учитель. Тема классного часа: Настроение. Сегодня мы подводим итог исследованию настроения учеников, родителей и учителя класса. Целую неделю второклассники и учитель исследовали своё настроение и заполняли таблицу. Родители отвечали на вопросы анкеты. Предлагаю вам, ребята, сыграть роль младших научных сотрудников. Старшими научными сотрудниками будут вожатые.
- Сегодня мы выясним:
- Какое бывает у нас настроение? Почему?
- Что делать, чтобы настроение не ухудшалось?
- Классный час будет идти 40 минут. Итоги нам поможет подвести «Таблица успеха».
Напоминаю правила:
- За содержательное выступление: + 1 балл;
- За лучший вопрос: + 1 балл;
- За поведение в группе: + 2 балла.
II. Этюд.
Учитель. Скажите, какой вопрос я вам задаю при встрече?
Ученики. Как дела? Как настроение?
Учитель. Вспомните лексическое значение слова «настроение». (С.И.Ожегов «Настроение – внутреннее, душевное состояние»). Сейчас мы можем узнать ваше настроение, вы его нарисуете. Как и что будете рисовать - обсудите в группе. (Ученики передают своё настроение в рисунке).
Выступление учеников. Комментирование рисунков. Выводы. Заполнение учителем «Таблицы успеха».
Учитель. Теперь мы знаем ваше настроение. Можно сказать, что оно замечательное. Что влияет на настроение родителей - нам расскажут родители.
Родители класса. Нам приятно сегодня быть вместе с вами, ребята. Так как исследование настроения интересно и взрослым и детям.
- Расскажем о результатах анкетирования.
1. |
На вопрос: «Что может ухудшить Ваше настроение?» родители ответили: |
|
|
2. |
На вопрос: «Что может улучшить Ваше настроение?» родители ответили: |
- Как вы заметили, на настроение родителей влияют не только состояние здоровья, неприятности на работе, но и ваше, ребята, поведение, успехи в школе.
- Желаем вам не болеть, стараться говорить нам ласковые слова. И вы убедитесь, что наше настроение зависит от вашего поведения!
Физкультминутка
Упражнения из техники «ЙОГА».
III. Экспликация
Исследование и классификация настроения.
Учитель. Научные сотрудники, за дело! На столах бланки вашего настроения. Рассмотрите каждый и заполните итоговую таблицу. Вам помогут вожатые.
Алгоритм таблицы
Исследовали …таблиц.
У ребят «отличных» настроений…
«Хороших» настроений…
«Плохих» настроений…
Причины «плохих» настроений…
Выступление. Выводы. Заполнение Таблицы успеха.
Учитель. Вам интересно узнать, что за исследование у меня получилось? Наблюдала за настроением 5 дней утром, в обед и вечером.
Отличных настроений – 10, один раз настроение изменилось с «отличного» состояния на «плохое».
Хороших настроений – 3.
Плохих настроений – 2.
Причины плохих настроений: В понедельник сложности на работе (поведение ребят, их рассеянность и утомление).
Причины отличных настроений: Ранний подъём и пение птиц у окна, комплимент, отличное самочувствие, покупки. Я для себя сделала вывод: никогда не планировать в понедельник сложную или незнакомую работу для учеников. А в целом, я довольна своим настроением!
IV. Рефлексия
Учитель. Предлагаю изучить советы «Как пережить огорчение».
- Внимание на слайд.
- Сделай дыхательную гимнастику (вдох на 1 счёт, задержать воздух на 4 счёта, выдох на 2 счёта).
- Выпей стакан воды, чая, сока.
- Встань под душ.
- Попробуй отвлечься: поговори с кем – нибудь по телефону на отвлечённую тему, почитай книжку, послушай музыку.
- Сделай несколько физических упражнений (можно поколотить подушку).
- Поплачь, но не демонстрируй это окружающим!
Учитель. Какой совет вы можете применить?
- Что делать, чтобы настроение не ухудшалось?
- Что вам хочется сказать в конце нашей встречи?
Выступления ребят.
Учитель. Надеюсь, что всем нам поможет эта встреча. Я благодарю всех участников. Подведём итоги по Таблице успеха.
- Содержательные выступления нужно отметить в …группах, у …ребят.
- Обладателями лучших вопросов были…
- Лучшее поведение в группе…
- Больше всего баллов в …группе. Поздравляем!
Вручение сертификатов участникам классного часа. Фотографирование на память.
Литература
- В.А.Синицын «Путь к слову». АО»Столетие», Москва, 1996г.
- О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто «Справочник психолога начальной школы». Ростов – на Дону, «Феникс», 2004г.
- «Полезные привычки», рабочая тетрадь для 2 класса, «Проект ХОУП», Москва, 2000г.
- Компакт диск «Портфолио ученика», Издательство «Учитель», Волгоград, 2006г
- С.И.Ожегов «Словарь русского языка». Москва, Издательство «Русский язык», 1990г.