“В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело”
А.С. Макаренко
Цели:
- развивать умение распознавать в корне слова орфограмму;
- научить способам проверки безударных гласных в корне слова;
- учить ребят на этапе контроля сопоставлять своё суждение с правилом учебника;
- работать с текстом учебника, находить главное;
- развивать умение логично, правильно высказывать мысли, слышать друг друга, уважать чужую точку зрения, обогащать речь учеников;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
- учебник “Русский язык” – 3 класс. Авт. Рамзаева Т.Г.;
- карта путешествия;
- карточки со словами;
- памятка-плакат;
- магнитофон;
- аудиозапись песни В. Шаинского “Чунга-Чанга”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Микроцель: подготовить учащихся к работе, создать ситуацию успеха.
Учитель: – Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами путешествие в страну “Орфографию”. Что необходимо иметь путешественнику?
Дети: – Карту, чтобы не заблудиться.
Учитель: – Пожелайте друг другу успешного плаванья. Во время путешествия вам необходимо быть внимательными, проявить смекалку, показать свои знания и умения. Итак, друзья, в добрый путь!
(На доске появляется карта путешествия) Рисунок 1.
Учитель: – Скажите ребята, чему учит нас орфография?
Дети: – “Орфография” по – древнегречески означает “прямой” “графо” – пишу, значит это правильное написание слов.
Учитель: – Откройте тетради. Запишите число.
Чистописание. ал ол ял ил ел
2. Актуализация знаний.
Микроцель: уточнить знания детей о корне, родственных словах.
Учитель: – Первую остановку мы совершим на острове “Однокоренных слов”
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи дарят
Корню власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
Задание: Запишите родственные слова с заданными корнями: хлеб, сторож, лес.
Поставьте ударение, выделите корень.
(Класс разделён на три группы, у каждой группы карточка с одним корнем, дети обсуждают и записывают родственные слова.)
Учитель: – Проверим работу.
1 – ученик: хлеб, хлебушек, хлебный, хлебец, нахлебник.
2 – ученик: сторож, сторожка, сторожить, сторожевой.
3 – ученик: лес, лесок, лесник, перелесок, лесной.
(Учитель выставляет карточки с этими словами на доску. В ходе проверки повторяются правила)
Учитель: – Что такое корень слова?
Дети: – Общая часть родственных слов называется корень.
Учитель: – Какие слова называются родственными или однокоренными?
Дети: – Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень.
Учитель: – Как пишется корень в однокоренных словах?
Дети: – Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Учитель: – В какой части слова могут находиться безударные гласные?
Дети: – Безударные гласные могут находиться в приставке, корне, суффиксе и окончании.
Учитель: – Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Давайте немного отдохнём.
Первое упражнение:
исходное положение,– сидя за партой руки на пояс
раз – поднять плечи вверх
два – исходное положение
три – поднять плечи вверх
четыре – исходное положение
(выполнить 4 раза)
Второе упражнение:
исходное положение,- руки за голову
раз – прогнуться
два – отвести локти назад
три, четыре – держать
пять – исходное положение.
(выполнить 3 раза)
3. Постановка проблемы.
Микроцель: понаблюдать, что произношение и написание безударных гласных различное.
Учитель: – Ребята, мы приплыли к острову “Обиженных гласных”. Какие гласные живут здесь?
Дети: – На острове живут гласные буквы Е И Я А О.
Учитель: – Давайте вернёмся к родственным словам. В каких словах возникло затруднение при написании?
(Возможные ошибки в словах: хлебец, сторожка, сторожевой, лесник, лесной.)
Учитель: – Давайте подумаем, почему в этих словах неверное написание?
1-й ученик:- в слове хлебец в корне слышится звук И, а пишется буква Е.
2-й ученик:- в слове сторожевой в корне слышатся звуки А, а пишутся буквы О .
Учитель: – Я верно поняла вас ребята, что слышится звук И , а пишется буква Е , звук А, а пишется буква О?
Дети:- Да, верно. Правописание отличается от произношения в безударной гласной.
Учитель:- Как вы считаете, какая главная задача урока?
Дети:- Научиться проверять безударные гласные в корне слова.
Учитель: – Это тема нашего урока.
4. “Открытие” детьми нового знания.
Микроцель: познакомить со способом проверки безударной гласной в корне слова.
Учитель: – Спишите предложение с пропуском букв.
Осыпался с б…рёзы лист
И, как к…вер, устлал д…рогу.
(А. Майков)
Учитель: – Найдите корни слов с пропущенными буквами. Выделите их.
Проверка.
1-й ученик: – в слове берёзы корень “берёз”, так как однокоренные слова берёзонька, подберёзовик.
Учитель: – Как вы считаете, верно ответил Саша? Если неверно, то как правильно?
Объясните вашу точку зрения.
(Объясняют все слова с пропущенными гласными)
Учитель: – Корни вы выделили верно.
Учитель: – Скажите, это умение помогло вам определить, какая гласная пропущена в слове?
Дети: – Нет.
Учитель: – Как же можно проверить безударные гласные?
Дети: – Мы знаем, что гласные звуки могут быть ударными и безударными.
Мы повторили правило, что корни родственных слов пишутся одинаково , следовательно надо проверить безударную гласную ударением.
Учитель: – Молодцы. Подберите проверочные слова.
Дети: – Слова берёза, дорога – словарные, проверить можно по словарю.
К слову ковёр подбираем однокоренное слово “коврик”.
(Дети цветной пастой вписывают буквы в слова)
Учитель: – Откройте учебник страница 88 . Прочтите правило. Сопоставьте свой вывод с правилом.
Дети:- Проговаривают пункты памятки.
- Выясни смысл слова.
- Обозначь ударение.
- Выдели корень.
- Найди безударный гласный в корне.
- Найди проверочное слово.
- Напиши в корне проверяемого слова ту букву, которая пишется в ударном слоге проверочного.
(На доске вывешивается плакат – памятка)
Учитель:- Скажите, ребята, что нас привело к правильному написанию орфограммы?
Дети:- Выполнение этого алгоритма.
Учитель: – На острове “Обиженных гласных” живёт Фея. У неё в руках волшебная палочка.
Как она помогает проверять безударную гласную в корне слова?
(Дети учат стихотворение)
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение
Ты его немедленно
Ставь под ударение.
Учитель:- Какие способы проверки безударной гласной в корне слова?
Дети:- Можно проверить ударением или по словарю.
5. Физминутка.
Учитель:- Давайте, ребята, сделаем привал в нашем путешествии.
(Звучит песня муз. В. Шаинского сл. Ю.Энтина “Чунга-Чанга”.)
Дети выполняют танцевальные движения, кто желает, – поют.
6. Первичное закрепление.
Микроцель: закрепить алгоритм проверки безударных гласных в корне.
Учитель:- Вернёмся к словам, в которых вы вначале урока сделали ошибки.
Объясните правописание этих слов.
1-й ученик:- хлебец – проверочное слово “хлеб”
2-й ученик:- сторожить – проверочные слова “сторож”, “сторожка”.
Учитель:- Верно, ребята, если в слове две безударные гласные, значит надо подобрать два проверочных слова.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Микроцель: – учить находить орфограмму в тексте, подбирать проверочные слова.
Учитель: – Мы приплыли на острова “Упражнялкины”. Кто хозяйка этого острова?
Дети: – Хозяйка этого острова мудрая Сова . Она держит ручку и гласные буквы А О Е И Я.
Учитель: – Дети, найдите в тексте “Помоги друзьям” слова с орфограммой на безударную гласную в корне слова.
(Дети читают текст на карточках, ставят ударение, выделяют корень.)
Текст.
Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Вася побежал в сад и повесил на большой дуб кормушку. Прилетели птички. Жадно клюют они крошки и зерно. Помоги и ты пернатым друзьям.
Учитель: – Прочтите слова с орфограммой.
Дети зачитывают слова, подбирают проверочные слова.
Учитель: – Закройте текст и по памяти запишите эти слова в тетрадь.
(Дети пишут слова: побежал, большую, кормушку, прилетели, они, зерно, помоги, пернатым)
Учитель: – Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.
Учитель: – Как вы, ребята, помогаете пережить птицам суровую сибирскую зиму?
(Свободные высказывания детей.)
Учитель: – Давайте запишем главное предложение. Зимой птицам нужна забота.
8. Закрепление
Микроцель: – закрепить новый способ действия.
Учитель: – Выполните упражнение 236 стр.89.
Задание. Отгадать загадку, списать, вставить пропущенные буквы.
Я с…льней десяти к…ней,
Где в п…лях пройду в…сной, -
Летом встанет хлеб ст…ной.
(т_ _ _ _ _ р)
9. Итог урока. Рефлексия.
Микроцель: – показать, какие действия учеников привели к успешному выполнению задачи урока.
Учитель:- Наше путешествие подходит к концу. Вдали виднеется наша школа. Назовите главную цель путешествия в страну “Орфографию”.
Дети:- Научиться проверять безударную гласную в корне слова.
Учитель:- Выполнили мы задачу, которую поставили?
Дети:- Да. Мы узнали способы проверки безударных гласных в корне слова.
Учитель: – Как мы это делали?
Дети повторяют алгоритм проверки.
Учитель:- Что нового открыли для себя на уроке?
Дети:- Научились проверять безударную гласную в корне слова.
Учитель:- Какое настроение было у вас во время путешествия?
Дети отвечают.
Домашнее задание:
Правило стр.88
Упражнение 235
Найти загадки, в отгадках которых есть безударная гласная в корне слова.
Составить кроссворд или ребус, используя слова на орфограмму (по желанию).