Обобщающий урок по теме "Изомерия и номенклатура. Генетические связи между классами органических соединений"

Разделы: Химия


Цель:

1. Обобщить и систематизировать знания о видах изомерии и номенклатуре органических веществ, показать что изомерия является одной из причин многообразия органических веществ и помогает изучить их строение; значение номенклатуры для знания химического языка.

2. Выявить генетическое родство веществ на основании их строения и свойств; охарактеризовать взаимосвязь между ними.

Ход и содержание урока. Урок – соревнование.

I этап. “Химический диктант”. (5–7мин)

В ходе работы проводится актуализация знаний по основным вопросам темы. Вызываются 3 человека (консультанты) к доске:

  • Задание 1-му ученику:

Какому классу УВ принадлежит общая формула

состава: CnH2n+2, CnH2n-6?

Какой вид изомерии характерен CnH2n, CnH2n-2 для каждого из них?

  • Задание 2-му ученику:

Для каких классов веществ характерны следующие функциональные группы?

img1.gif (1930 bytes)

 

  • Задание 3-му ученику:

Напишите структурные формулы веществ с пятью атомами С, названия которых заканчиваются на - ол, - аль, - диен, - овая.

Весь класс работает в тетради по вариантам (I, II, III). Затем проводится проверка.

II этап.

А. А теперь извлечем практические следствия из теоретических положений. Вам выданы на группу карточки с дифференцированными заданиями. Необходимо назвать изомеры по всем известным номенклатурам (международной, рациональной, тривиальной – для алканов) необходимо решить по 2 карточки (одна по УВ, другая по кислородсодержащим органическим соединениям) 12мин.

Б. Генетические связи между веществами следует понимать как генетическое родство веществ на основании их строения и свойств, показывающее единство и взаимосвязь всех органических соединений!!!

Решить генетическую цепочку и указать именные реакции, где они встретятся (р. Вюрца 12мин , р.Зелинского, р.Зелинского – Казанского, р. Вюрца – Фитинга, р.Кучерова, р.Вагнера).

Реакция Вюрца (получение алканов с большим числом атомов углерода).

Например

Реакция Вагнера (окисление этилена раствором KMnO4)

I. ( 4 – реакция Вюрца);

II. ( 2 – реакция Кучерова);

III.( 1,2 – реакция Зелинского-Казанского, 4 – реакция Фриделя-Крафтса);

VI.(1 – реакция Зелинского-Казанского, 3 – реакция Вюрца-Фиттига);

V. (4 – реакция Зелинского);

VI.(3 – реакция Вагнера).

Генетические связи отражают диалектику природы, показывают как шел процесс усложнения, развития веществ, их состава, строения, появления образований, способных к зарождению жизни (мировозренческий аспект, обсуждаемой проблемы).

В практическом плане генетические связи показывают, из каких веществ и какими способами можно получить нужные вещества. Каждый переход – это одновременно и выражение химических свойств вещества и возможных путей его практического использования.

III этап. Качественная задача. А теперь закрепим с помощью эксперимента знание о свойствах органических веществ при решении качественной задачи.

1 группа. Как различить в каких пробирках находятся: этиленгликоль, фенол, муравьиная кислота.

После выполнения эксперимента 1 человек от группы отчитывается у доски, записывая уравнения реакций.

АНАЛИЗ.

Обобщение знаний учащихся необходимо на любой ступени изучения химии. Оно позволяет подвести итог определенному этапу обучения, привести знания учащихся в систему.

Проводя урок обобщения по теме “Генетическая связь и изомерия”, я ставлю перед учащимися задачи:

  • закрепить знания о видах изомерии и номенклатуре органических веществ;
  • выявить генетическое родство веществ на основании их строения и свойств.

При составлении плана были учтены программные требования, образовательные, стандарты, и даже с расширением.

Форма занятия – групповая работа выбрана не случайно. Групповые самостоятельные работы дают учащимся возможность общаться, оказывать помощь друг другу, приобретать навыки коллективного труда.

Также учитывались особенности учащихся в учебной деятельности. В 11 классе “A” на уроках отмечается обстановка делового сотрудничества, высокий уровень работоспособности.

В мотивации учебной деятельности преобладает учебный, что свидетельствует о желании и ценности учебы в школе. Имеет место преобладание слуховой памяти над зрительной (14 детей правополушарных).

Почти у всего класса высокий темп работы. Самооценка в норме, что очень важно в данном классе.

Литература

  1. В.Я. Вивюрский “Заключительные уроки по химиии в средней школе”.
  2. МГОНО, МГИУУ “Методика подготовки и проведение зачетных уроков по курсу химии”.
  3. Н.И.Гаврусейко “Задание для самостоятельной работы учащихся по органической химии”.
  4. Н.М Городова “Сборник тестовых заданий по химии 11 кл”.
  5. З.М Потапов, И.Н.Чертиков “ Проверь свои знания по органической химии”.