Пояснительная записка
Показательные уравнения широко используются при решении химических и физических задач. Тема урока «Применение показательных уравнение при решении химических задач» выбрана неслучайно. В химико-биологическом классе обучение ведется по учебнику А.Г. Мордковича, П.В. Семенова «Алгебра и начала анализа (профильный уровень)», на изучение этой темы отводится 4 часа, решаются различные по сложности задачи, но часто учащиеся задают вопрос о том, где применяется данная тема. В химии показательные уравнения используются при решении задач по кинетической химии на применение правил Вант-Гоффа.
Цели и задачи
- Повторение простейших показательных уравнений.
- Осуществить межпредметные связи при решении показательных уравнений.
- Научить применять показательные уравнения при решении химических задач.
Ход урока
Мы заканчиваем изучать тему «Показательные уравнения». Сегодня мы увидим, где в других областях знаний используются показательные уравнения, в частности в химии, и научимся решать химические задачи с применением показательных уравнений.
- Повторение.
- Изучение нового материала.
- Решение задач. (Приложение)
- Итог урока.
1. Повторение. Устно
А) Найдите значение аргумента х, при котором функция у=2х принимает значение:
Ответ: а) 4; б) 3,5; в) -0,5; г) -5,5 |
Б) Решите уравнение: |
2. Изучение нового материала
Показательные уравнения широко используются при решении химических и физических задач. В химии показательные уравнения используются при решении задач по кинетической химии на применение правила Вант-Гоффа.
Вант-Гофф Якоб Хендрик (1852-1911) – нидерландский ученый, один из основателей стереохимии, физической химии, член-корреспондент Петербургской АН, лауреат Нобелевской премии. Вант-Гофф открыл законы химической кинематики и осмотического давления в растворах.
Правило Вант-Гоффа: при повышении температуры на каждые 10°С скорость реакции увеличивается в среднем в 2-4 раза.
,
где – скорость реакции в нагретой или охлажденной системе, - начальная скорость, - температурный коэффициент Вант-Гоффа, показывающий во сколько раз увеличивается скорость данной реакции при нагревании на
3. Решение задач (Приложение)
Задачу №1 решить у доски. Остальные задачи распределить между парами учащихся. Решив задачу, каждая пара записывает решение на доске и объясняет решение, затем продолжает решать задачи из предложенного перечня.
4. Итог урока
Сегодня на уроке мы еще раз убедились в том, что математические знания применимы в различных областях науки, увидели, где в химии можно использовать показательные уравнения.
В конце урока поставить оценки за работу, дома решить оставшиеся задачи из предложенного перечня.