Основные задачи экологического образования: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия, формирование знаний о природе, развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
Для нашей республики характерно разнообразие природных условий, растительного и животного мира. Мною разработана экологическая игра “Природные богатства Хакасии”. Данная экологическая игра организуется с детьми во время прогулки, состоит из четырех блоков, распределенных по временам года.
Цель экологической игры: Формирование у дошкольников знаний о природе Хакасии и природоохранной деятельности человека, знакомство с природными богатствами земли хакасской, с обычаями хакасского народа, преданиями, с хакасским языком, национальными подвижными играми.
1 блок “Растительный мир Хакасии” (лето)
На участок к детям приходит женщина в хакасском костюме. Гостья здоровается по-хакасски: ИЗЕНЕР, обращается к детям:
- Ребята, какой сегодня чудесный день! Вы любите чудеса? (ответы детей) Хотите встретиться с чудесами? Я приглашаю вас в путешествие. Отправимся мы с вами на конях. Для этого их надо поймать. Я познакомлю вас с хакасской игрой УРУХ.
В игре УРУХ отразился скотоводческий быт хакасов. Табунщики во время стреноживания коней устраивали соревнования на меткость броска арканов. Сначала кидали УРУХ стоя с земли и набрасывали его на шею или, пуская кольцо аркана по земле, накатывали его на две передние ноги скачущего коня. Потом бросали УРУХ сидя верхом на лошади на скаку. Кто больше заарканит, тот и выиграл. Мы будем накидывать арканы на наших лошадей (деревянные лошадки), кто накинет аркан (мягкий обруч), тот поедет верхом, у кого не получится – придется ехать в телеге (проводится игра УРУХ)
После игры гостья приглашает детей начать путешествие. На пути встречается перекресток: налево пойдешь – домой придешь, направо пойдешь – к злым духам попадешь, прямо – коня оставишь (дети выбирают оставить коней и дальше идти пешком).
Гостья: Вот и первое чудо - деревья решили с нами поиграть в игру “Узнай и назови”.
На скамейках разложены веточки, листики, плоды, сережки деревьев, которые растут в Хакасии. Надо взять веточку, листики, плод, сережку и сказать от какого она дерева. Победит тот, кто больше и правильнее назовет деревьев (пихта, ель, сосна, кедр, вяз, береза, черемуха, рябина, тополь, лиственница, осина).
Гостья предлагает сыграть в игру “Раз, два, три…”. Показывает картинку с изображением дерева и считает: раз, два, три. Дети превращаются в дерево, изображенное на картинке:
- Сосна – руки разведены в стороны;
- Ель – руки полуопущены вниз, кисти в стороны, пальцы вместе;
- Осина – реки подняты вверх, пальцы сжаты;
- Кедр – руки подняты широко вверх, пальцы кистей разведены;
- Береза – руки вверх, кисти рук опустить.
Гостья: Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, справа от дороги нас ждет второе чудо – цветок “кукушкины сапожки”. По хакасским преданиям кукушка – это девушка, которая беспрерывно плача превратилась в вещую птицу. Когда она возносилась из своей юрты в небеса, ее мать успела схватить за одну ногу и сняла башмачок, а из снятого башмачка выросли эти цветы.
С вами в игру вступают исчезающие растения Хакасии. Игра “Разведчики”.
Исчезающие растения затаились и предложили их найти по план – карте (детям дается план – карта, где особыми приметами отмечен маршрут, по которому дети должны найти растения и назвать их, например: марьин корень, азиатская купальница (жарки), лилия кудрявая (саранка).
Гостья: А сейчас нас ждет третье чудо, у нас есть своя зеленая аптека. Мы благодарим за это Мать – Землю: “О, духи солнца, Мать – Земля. Сохрани свое творение для здоровья людей”.
- Слышите, слышите? Травы шепчут: найдите нас. В прятки затеяли играть с нами.
Проводится игра “Найди меня”: дети находят лекарственные травы по описанию определенных признаков, например: у какого растения лист с одной стороны холодный, а с другой теплый и т.п.
Гостья: Посмотрите, ребята, а не чудо ли это? (четвертое чудо). На этой ветке разве бывают такие детки? Давайте найдем, с какой ветки эти детки. Проводится игра “С какой ветки детки”. На кусту навешаны плоды разных деревьев и кустарников. Детям предлагается найти, с какого куста или дерева эти “детки”.
Гостья: Дети, давайте отыщем пятое чудо. Посмотрите, слева на полянке растут грибы необыкновенной красоты. А вот и корзинки для грибов. Вы соберете в корзинки только съедобные грибы. Проводится игра “Кто правильнее соберет”.
Гостья предлагает поиграть еще в одну игру “Грибы и ягоды”. Сначала по считалке определяют водящего, предварительно каждый игрок выбрал себе название гриба или ягоды и произнес его вслух. Водящий называет гриб или ягоду и пытается запятнать того, кто назвался данным грибом или ягодой. Тот в свою очередь от него убегает, не выходя за пределы площадки. Если он чувствует, что водящий вот-вот его догонит, он может назвать другой гриб или ягоду. Тот, чей гриб или ягоду назвали, хлопает в ладоши, и тогда водящий бежит за ним. Игрок, который растерялся и не успел назвать гриб или ягоду прежде, чем дотронется до него водящий встает на его место.
Гостья: Наше путешествие заканчивается. Я хочу угостить вас чудесным хакасским чаем, его пили и от жажды и от холода. Для его приготовления использовали разнообразные травы и ягоды, растущие в нашем родном краю. Угощайтесь! (дети пьют витаминный холодный чай)
2 блок “Богатство недр земли хакасской” (осень)
Воспитатель приглашает детей отправиться на поиск волшебной поляны. По дороге встречается юрта, к детям выходит хозяин – старик, одетый в хакасскую одежду. Дети обращаются к старику с просьбой помочь отыскать волшебную поляну.
Старик: Помогу, если вы ловкие, смелые, внимательные. Давайте сыграем в игру, которая называется “ПАГ ИБИРЕ ОЙЫН”: Берется длинная веревка, концы ее связываются. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине круга стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку в руки. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить (играющие должны веревку держать двумя руками, по ходу игры веревка не должна падать на землю).
Старик: Молодцы! За то, что вы такие внимательные и ловкие я вам дам черный камень. Этот камень мне подарил Хозяин – горы. Он не простой, он дает тепло людям. Как этот камень называется? (дети: каменный уголь)
Старик: В нашем городе Хозяин – горы высыпал его целые горы. Камень поможет вам отыскать волшебную поляну, если выполните задание. Проводится игра “Найди такой же”: дети делятся на 2 – 3 команды. Каждая команда получает по одному камню, надо найти и собрать в ведерки похожие камни (маленькие и большие). Чья команда больше соберет.
Старик: Какие вы дружные! Славно поработали! А вы и не заметили, как вышли на волшебную поляну. Поляна чувствует наш приход. Она очень долго вас ждала и даже загрустила. На ней появились белые камешки – это ее слезы. Что же это за камешки? (дети: мрамор).
Старик: Правильно, это мрамор. Как человек использует этот камень? (ответы детей). На поляне есть еще чудесный камень, к нему притягивается магнит. Помогите мне найти этот камень.
Проводиться игра “Найди с помощью магнита”: детям даются магниты и они проверяют все камни, отыскивая тот, к которому притягивается магнит.
Старик: Как вы думаете, почему к этому камню притягивается магнит? (дети: в нем есть железо).
Старик: Правильно, в этом камне прячется железная руда. Из этого полезного ископаемого можно изготовить много полезных предметов. Назовите их.
Проводится игра “Подумай и назови”. Дети выбирают карточки с предметами, изготовленными из руды.
Старик: А вот мой заветный сундучок, мне его послали духи хакасской земли. В нем хранятся богатства, природные ресурсы нашего края. Хотите их увидеть? Тогда сыграйте со мной в игру “ОБАА ИБИРЕ ЧЮГОРЕРИ” (пробеги мимо Обаа):
Перед началом игры выбирается водящий. Все участники игры встают друг за другом парами. Водящий становится впереди на расстоянии двух шагов от играющих. По сигналу пара, стоящая в конце колонны, разделяется и бежит вдоль колонны по обеим сторонам. Обаа старается поймать кого–либо из двух игроков, не давая им взяться за руки. Тот из них, кого Обаа запятнает, становится в колонну в пару с Обаа, а другой становится Обаа. Если водящий не сумел поймать игроков, то игра продолжается в том же порядке. Игра продолжается, пока не пробегут все пары. Старик предлагает рассмотреть содержимое сундука. Проводится игра “Узнай и назови”:
Содержимое сундука: песок, глина, гипс, гравий, гранит, мрамор, уголь, нефть, барит, известняк, железная руда, золото, серебро, нефрит.
Старик: И это еще не все богатства нашей республики. Мать – Земля дает нам пресные минеральные воды, обладающие целебными свойствами. Я приглашаю вас отведать минеральных вод с разных целебных источников, находящихся у нас в Хакасии: Ханкуль, Шира. (проводится дегустация минеральных вод)
3 блок “Животный мир Хакасии” (зима)
На улице детей встречает охотник (егерь), одетый в зимнюю хакасскую одежду. Воспитатель удивлен и обрадован, обращает внимание на его внешний вид. Интересуется, что за гость к нам пришел.
Егерь: Охотники не только занимаются охотой, но и помогают зверю зимой. Я приглашаю вас отправиться вместе со мной на прогулку в зимний лес, где можно увидеть и узнать много интересного. Будьте внимательны!
Егерь обращает внимание на следы на снегу, проводится дидактическая игра “Чьи следы”: детям необходимо определить, какому животному принадлежать следы на снегу (заяц, волк, лось, лиса, медведь). Найти не знакомые следы, принадлежащие кабарге и снежному барсу, егерь объясняет детям происхождение данных следов.
Егерь: У нас в Хакасии живут красные волки, их зовут хызыл пуур, они опасны зимой, так как нападают на людей и животных. Егерь предлагает поиграть в игру “КИИК – ПУУРИ” (дикие козы и волк): эта игра напоминает русскую игру “Волк во рву”. За внешней чертой сосредоточены дикие козы, которые должны пересечь волчью зону. Волка выбирают по считалке. Волк должен ловить диких коз, пробегающих по его территории между линиями. Пойманная коза оставалась в плену волка.
Егерь: Зимой животным трудно найти корм. А вы знаете, как им помочь? (ответы детей). Правильно, надо подкармливать. В лесу делают специальные кормушки. Для лосей, кабарги, кабанов, косули кладут сено. Маралам, оленям дают соль. Зимой надо отстреливать волков, если их очень много. Давайте и мы с вами потренируемся “стрелять”, посмотрим, кто из вас самый меткий. Проводится игра “Попади в цель”: метание снежков по мишеням.
Егерь: Продолжим наш путь!
Проводится игра “Кто где живет”: Посмотрите, под елкой спрятался заяц.
А где живет белка? (в дупле) Волки? (в логове) Лисы? (в норе)
Снежный барс? По-хакасски его зовут парыс. (в горах, расщелинах, пещерах)
А это, что за сугроб, из него пар идет? (похоже на берлогу медведя). Пусть спит, его у нас по-хакасски зовут аба.
Давайте я научу вас новой хакасской игре “АБА ПАЗА ТЁКПЕС” (медведь и пень): перед началом игры дети выбирают ведущего и медведя, остальные играющие – пни. На земле очерчивается круг 3 – 4 метра. Все занимают свои места. Пни садятся лицом к центру беспорядочно, оставляя проходы между собой. Водящий и медведь стоят в проходах недалеко друг от друга. По сигналу они движутся между пнями (детьми), медведь пытается запятнать его. Если поймает, оба они сделаются пнями и сядут, а вместо них выберут других детей.
Егерь: Есть у нас хакасский обычай, каждый проходящий мимо обессиленного животного должен дать ему корм и помочь подняться. Скажите, что нужно сделать с детенышем, если погибли его родители? (отдать его егерю, он его зимой выкормит, а весной отпустит в лес). Молодцы, за это я вас научу еще одной игре “АБА ТОКПЕС”. Кто такой аба? (медведь).
Проводится игра “АБА ТОКПЕС”: Все ребята выстраиваются в один ряд, каждый держится за подол предыдущего. Первой стоит матка. Перед ней находится медведь. Медведь набрасывается на задних игроков и пытается схватить их. Матка защищает ребят стоящих в хвосте. Если медведь сумеет схватить заднего и оторвать от подола, то он его забирает. Медведь выигрывает в том случае, когда им “съедены” все дети.
Егерь: Молодцы! Какие вы ловкие, как парыс (снежный барс), смелые как пулан (лоси). Знаете ли вы, какие животные живут в Хакасии? Сейчас проверю.
Проводится игра “Знаешь ли ты”:
В тайге живут ценные пушные звери … (норки, соболь, белки, лисица, колонок).
Дикие животные … (лось, коза, кабарга)
Хищные звери … (волк, медведь, рысь, выдра, кабан)
В степи степные звери … (мыши, хомяки, суслики, зайцы)
Далее проводится игра “Угадай зверя”: одна группа детей показывает зверя, другая отгадывает. Если ответ верный, то группы меняются ролями.
Егерь: По представлению хакасов таежные звери являются скотом “горных духов – хозяев”. Охотники по вечерам играли в балагане (одаг) и рассказывали сказки. “Горные хозяева” любили слушать музыку и за предоставленное удовольствие посылали добычу (зверей). Я предлагаю вам найти зверей, которых послали горные духи.
Проводится игра “Найди зверя”: дети ищут зверей, живущих в Хакасии. Они расположены на участке, спрятаны. Рысь, белка – на деревьях. Заяц – под деревом в снегу. Лиса – за кустом и т.д. В игре используются игрушки не только животных Хакасии, но и другие (можно вылепить из снега)
Егерь: Тяжело ходить по снегу в лесу, искать зверя. Так далеко не уйдешь. Предлагаю вам лыжи, поучитесь на них ходить (дети берут лыжи и катаются на них).
4 блок “Птицы Хакасии” (весна)
В гости к детям приходит девушка в хакасском платье.
Гостья: Вот и весна идет! Постепенно тают снега. Скоро птицы с юга прилетят. Март – хаан – ай – месяц возвращения перелетных птиц, гомон которых по-хакасски звучит “Хаан – хоон”. Хотите послушать гомон птиц (хаан – хоон)? Предлагается детям прослушать аудиозапись птичьего гомона. Проводится дидактическая игра “Узнай по голосу”: дети определяют голоса, каких птиц слышны.
Гостья приглашает детей поиграть в хакасскую игру “ОРАНМАЙ” (“Кулик на болоте”): На земле чертится большой круг, по которому все участники должны скакать на одной ноге. Победителем становится тот, кто дольше всех проскачет и больше сделает кругов.
Далее гостья предлагает проверить, хорошо ли дети знают птиц нашего края. Предлагает поиграть в игру “Будь внимательным”: гостья называет птиц, дети, услышав название птиц, не имеющих отношения к Хакасии, должны топать ногами и хлопать в ладоши.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, пеликаны и стрижи.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, журавли, вороны, дрозды, канарейки.
- Прилетели птицы: кедровки и синицы, журавли, вороны, дрозды, малиновки.
- Прилетели птицы: кедровки и синицы, страусы, удоды.
- Прилетели птицы: чибисы, удоды, попугаи и стрижи, кукушки, журавли, даже совки-сплюшки (не плюшки, а совки-сплюшки, просто спят они днем).
- Прилетели птицы: дятлы, синицы, соколы, удоды, куропатки и дрозды, аисты, кукушки.
- Прилетели птицы: кедровки, синицы, турпаны, стрижи, чибисы, удоды, журавли, кукушки, даже совки-сплюшки, соколы, скворцы все вы молодцы!
Гостья: К нам на участок гости прилетели, найдите их
Проводится игра “Найди и назови”: дети находят изображения птиц и называют их.
Далее проводится игра “Превращение”: детям предлагают превратиться в следующих птиц, имеющих характерные повадки: журавль, сокол, кулик, сова, утка, чайка. В заключение игры предложить детям превратиться в разных птиц и покричать по- птичьи. Получится хаан - хоон (птичий гомон).
Гостья: Вы знаете, что птицы живут парами? Вьют гнезда, делают свои домики для птенцов. Стараются выбрать место получше.
Я предлагаю вам сыграть в игру “ОРЫН ПАЛАЗАХ” (займи место): Все играющие встают парами по кругу. Человек оказавшийся без пары обходит круг по солнцу и внезапно ударяет кого-нибудь по спине ладошкой. После этого, согласно правилам, надо обежать круг (водящий по солнцу, а получивший удар противоположную сторону) и занять освободившееся место. Кто не успеет добежать, тот останется без места и продолжает водить.
Гостья: А знаете ли вы, сколько птиц погибает зимой от голода и холода? Сколько при перелете в родной край? Многие птицы занесены в “Красную книгу”, так как их осталось мало. Что должны мы сделать, чтобы их было больше в Хакасии? (не брать в руки рогатки, не разорять гнезда, не обижать птиц и птенцов, строить домики для птиц и т.д.)
Гостья предлагает детям нарисовать мелом на асфальте знаки, оберегающие птиц.
КВН “Мы живём в Хакасии”
Цель:
- В игровой форме обобщить знания детей о природных богатствах Хакасии и ее традициях, связанных с природой.
Предшествующая работа:
- Оформление выставки рисунков на тему “Край, в котором я живу”
- Оформление коллекции камней, гербария растений Хакасии, цветов.
- Изготовление макета “Животные Хакасии”
Ход игры:
Воспитатель:
Как велика моя земля,
Как широки просторы,
Озера, реки и моря,
Леса и степь и горы
В течение года вы много “путешествовал” по необъятным просторам нашей республики, многое узнали о ней. Я приглашаю вас в клуб веселых и находчивых для того, чтобы показать свои знания. А чтобы нам всем было интересно, предлагаю разделиться на две команды и выбрать капитанов и жюри. После завершения организационных моментов команды получают задания.
Задание 1: Игра “Кто где живет”: Распределите животных по природным (растительным) зонам. Силуэты животных дети располагают или в степной, или в таежной, или горной области на карте республики.
Задание 2: Игра “Угадай дерево”: Детям предлагается угадать деревья по описанию. Каждая команда выбирает себе дерево для описания и описывает его другой команде, которая должна угадать о каком дереве идет речь. Затем команды меняются ролями. При описании называется цвет ствола, высота, форма и величина листьев, плоды, семена и т.п.
Задание 3: Игра “Знатоки птиц”: дети соревнуются, чья команда больше назовет птиц прилетающих в Хакасию.
Двигательная пауза: Игра “Воробьи и вороны”: одна команда воробьи, другая – вороны. Команды встают в центре игровой площадки спиной друг к другу. Ведущий называет Вороны (или Воробьи). Это значит, что вороны должны развернуться и догонять воробьев, которые от них убегают. Каждая ворона ловит того воробья, который стоял к ней спиной. У каждой команды свой “дом” на расстоянии 5 - 6 метров от центра площадки. Те, кого поймали, становятся болельщиками. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все воробьи или вороны. Выигрывает команда, в которой птицы быстрее летают и лучше ловят.
Задание 4: Игра “Угадай-ка”: В игру вступают духи гор. “Мы бродили по горам и ущельям, в глубине их искали природные творенья. Вы ответьте, как называются эти камни? (известняк, каменный уголь, железная руда, мрамор, глина). Каждый камень вы должны положить около того предмета, где он полезен (каменный уголь – печка, железная руда – лопата, глина – горшок для цветов и т.п.)”
Задание 5: Конкурс капитанов: назвать крупные города Хакасии. Какими полезными ископаемыми они знамениты? (Черногорск – каменный уголь, Саяногорск – мрамор, Сорск – молибден, Абаза – железная руда, Абакан – барит)
Задание 6: Игра “Составь букет”: на столах находятся разные растения, надо выбрать те, которые растут в Хакасии и собрать букет.
Задание 7: Игра “Узнай растение”: из предложенного набора выбрать лекарственные растения.
Двигательная пауза: Игра “Раз, два, три к дереву беги”: убегать от водящего к названному дереву. Водящий ловит только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать.
Жюри подводит итоги и дарит детям медальоны с символикой хакасского герба.