Тип урока: урок-практикум по изучению и первичному закреплению нового материала.
Оборудование: персональный компьютер у каждого ученика (или на 2-3 человека), компьютер у учителя, экран, мультимедийный проектор, на столах: листы с планом (алгоритм) работы на уроке, таблица с заданиями по вариантам и задачник к учебнику А.Г. Мордкович “Алгебра и начала анализа 10-11”.
Цели урока:
Образовательные:
- изучение и первичное закрепление свойств показательной функции в процессе решения практических заданий на построение графиков функций в программе Advanced Grapher;
- развитие умения систематизации изученного материала, выделения общих и отличительных признаков и свойств изучаемых понятий, умения применять функционально-графический метод при решении уравнений и неравенств;
- формирование навыка самостоятельного выявления общих закономерностей на основе данных, полученных в результате проведенных исследований.
Развивающие:
- активизация познавательной деятельности посредством использования компьютерных технологий;
- формирование потребности в использовании компьютера в обучении в целях повышения информационно-коммуникативной компетентности, создания условий для получения дальнейшего образования;
- развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
- формирование умения работать самостоятельно, принимать самостоятельные решения и делать самостоятельные выводы;
- воспитание устремленности к самообразованию и самосовершенствованию;
- развитие познавательного интереса к изучению графического материала с использованием компьютера.
Структура урока:
1-я часть – организационная: ознакомление с целью, задачами, формой урока, инструктаж учащихся по плану и организации работы на уроке, инструктаж по технике безопасности.
2-я часть – индивидуальная практическая работа на компьютерах по определенному алгоритму.
3-я часть – контрольно-оценочная: отчеты по результатам работы.
4-я часть – заключительная: подведение итога урока.
Примечания.
1. Данный урок проводился в классе с физико-математической направленностью. Количество часов по математике и физике в таком классе увеличено на проведение практических занятий по 1-2 часа в неделю на каждый предмет. Для проведения уроков- практикумов класс делится на две группы, поэтому количество учеников на уроке соответствует количеству компьютеров в кабинете информатики. Но этот урок можно провести и в классе без деления на две группы, но тогда за одним компьютером будет два ученика, которые будут работать в паре.
2. Если компьютеры объединены в локальную сеть, то учитель имеет возможность через свой компьютер контролировать работу каждого ученика в ходе урока.
3. Данный урок проводится после знакомства учеников с программой Advanced Grapher.
4. Учебно-методический комплект А.Г. Мордковича “Алгебра и начала анализа 10-11” содержит очень много упражнений на закрепление знаний и отработку навыков, что позволяет активнее использовать индивидуальные формы работы на уроке, обеспечивать большую самостоятельность выполнения заданий, в частности, организовывать практическую работу по построению графиков функций с помощью компьютерных программ. Данный урок-практикум построен именно на материалах учебного комплекта А.Г. Мордковича “Алгебра и начала анализа 10-11”.
ХОД УРОКА
I часть урока – организационная.
Инструктаж по технике безопасности.
Для этого достаточно провести фронтальную работу по повторению правил поведения в компьютерном кабинете и правил работы за компьютером.
Постановка цели на урок.
Цель урока для обучающихся: изучить свойства показательной функции в ходе выполнения практической работы на построение графиков данной функции при различных значениях основания с помощью программы Advanced Grapher, научиться применять свойства и график данной функции для решения уравнений и неравенств, содержащие показательные и линейные выражения.
Ознакомление с планом урока и алгоритмом выполнения практических заданий с помощью компьютера.
Алгоритм выполнения практических заданий.
- Если вы не выполнили ни одного задания, то начать работу с выполнения первого номера, указанного в таблице.
- Выполнить задание в схематичном виде в рабочей тетради.
- Войти в программу Advanced Grapher для выполнения задания на компьютере.
- Открыв чистую страницу, выбрать нужную систему координат, обозначение осей, масштаб и т.п.
- Задать функцию (функции) с помощью таблицы (№ 1319) или формулы (остальные номера).
- Выбрав цвет и толщину линий, выполнить построение графика (графиков при графическом решении уравнений или неравенств). Все графики и номера заданий должны быть подписаны, для этого использовать Document Properties Legend b Titles.
- Сравнить решение в тетради с решением на компьютере. Если решения не совпадают, найти и исправить ошибку. Обратить внимание на свойства показательной функции, график которой был использован в решении.
- Если это не последний номер в таблице, то вернуться к п.1.
Если вы выполнили хотя бы одно задание, то продолжить работу, перейдя к следующему номеру.
а) При задании функции таблицей выбирается
команда Add Graph Table. В появившуюся таблицу
заносятся несколько значений переменных х и у.
б) При задании функции формулой выбирается
команда Add Graph Formula. Примеры задания функций в виде
формулы: у(х) = 0.3^x, y(x) = (1/13)^(-x), y(x) = (1/sqrt(6))^x.
Для графического решения уравнений или неравенств можно использовать три способа. (Первые два способа обязательны для использования).
1 способ. В одной системе координат строятся
графики функций левой и правой частей уравнения
(неравенства). В этом случае решения уравнения
(неравенства) определяются визуально по
полученной картинке. Уточнение значений можно
производить с помощью специальной команды Trace,
позволяющей найти значение переменных “х” и
“у” в любой точке построенных графиков.
2 способ. Прежде всего, необходимо в уравнении
(неравенстве) перенести все слагаемые из правой
части в левую, получим уравнение (неравенство)
вида f1(x)-f2(х)=0, или f1(x)-f2(х)<0,
или f1(x)-f2(х)>0. Далее, выбрав режим
функции f(x,у) записать в строку формул выражение f1(x)-f2(х).
После этого выбрать вид задания: f(x,y)=0, f(x,y)<0,
f(x,y)>0 и выполнить построение данного множества.
В уравнении, если решением будет одно значение х,
то это будет прямая х = х0, где х0 –
решение данного уравнения. В ответ выписывается
значение х0.
В соответствующем неравенстве это будет
множество точек координатной плоскости,
находящееся слева или справа от этой прямой в
зависимости от знака неравенства. В ответ
выписывается множество значений х, находящееся
соответственно левее или правее значения х0.
3 способ. Аналогично 2 способу сначала необходимо
в уравнении (неравенстве) перенести все
слагаемые из правой части в левую, получим
уравнение (неравенство) вида f(x)=0, или f(x)<0, или
f(x)>0. Далее, выбрав режим функции f(x,у) записать в
строку формул выражение у-f(x). После этого выбрать
вид задания: f(x,y)=0, f(x,y)<0, f(x,y)>0 и выполнить
построение данного множества.
В уравнении это будет график функции у = f(x), а
решениями исходного уравнения – абсциссы точек
пересечения графика с осью Ох.
В неравенстве это будет множество точек
координатной плоскости, удовлетворяющее
неравенству у<f(x) или у>f(x). Решением исходного
неравенства является множество значений х,
удовлетворяющее данному неравенству.
Если это последний номер, то систематизировать свои знания, выписав в рабочую тетрадь свойства показательной функции, рассмотрев два случая, в зависимости от значения основания показательной функции.
Подготовится к отчету о своей работе перед классом. Отчет о работе это показ через проектор выполненных заданий с комментариями по полученным результатам.
II часть урока – индивидуальная практическая работа на компьютерах по выработанному алгоритму.
Задания выполняются в 4-х вариантах. Таблица оформляется на доске, проецируется на экран или выдана каждому ученику.
№№ | 1319 | 1320 | 1323 | 1324 | 1332 | 1333 | 1334 | 1335 | 1336 | 1337 | 1338 | 1345 |
1 вар. | а | б | в | г | г | в | а | б | в | г | а | б |
2 вар. | б | а | г | в | в | б | б | а | г | в | г | а |
3 вар. | в | г | б | а | б | а | в | г | а | а | б | в |
4 вар. | г | в | а | б | а | г | г | в | б | б | в | г |
Все задания распределены по вариантам так, чтобы в каждом варианте был представлен весь спектр и все особенности заданий.
№ 1319. Схематично изобразите график показательной функции:
а) у = ()х ; б) у = ()х ; в) у = ()х; г) у = ()х .
№ 1320. В одной системе координат схематично изобразите графики функций:
а) у = 3х , у = 8х ; б) у = ()х , у = ()х ;
в) у = ()х, у = 5х, у = ()х; г) у = ()х , у = ()х, у = ()х.
№ 1323. Исследуйте функцию на монотонность:
а) у = ()х; б) у = 0,3х ; в) у = 21х ; г) ()х .
,№ 1324. Исследуйте функцию на монотонность:
а) у = 2-х ; б) у = ()-х ; в) у = 17-х ; г) у = ()-х.
№ 1334. Решите графически уравнение:
а) 3 = 4 - х; б) () = х + 3 ; в) 5 = 6 - х ; г) () = х + 8 .
№ 1335. Решите графически уравнение:
а) 2х = -2х + 8 ; б) ()х = х + 1 ; в) 3х = -х + 1; г) 0,2х = х + 6.
№ 1336. При каких значениях аргумента график заданной показательной функции лежит выше графика заданной линейной функции:
а) у = 3х, у = -х + 1 ; б) у = 0,5х, у = 2х + 1 ; в) у = 5х, у = -2х + 1 ; г) у = ()х, у = х + 1 .
№ 1337. При каких значениях аргумента график заданной показательной функции лежит выше графика заданной линейной функции:
а) у = 2х , у = х - 2; б) у = ()х , у = -х - 3 ; в) у = ()х , у = х - 4; г) у = ()х, у = -х - 2.
№ 1338. При каких значениях график заданной показательной функции лежит ниже графика заданной линейной функции:
а) у = 2х, у = - х – 1; б) у = ()х, у = -х - 2 ; в) у = ()х, у = 3х + 1; г) у = 3х, у = -2х + 5 .
Дополнительно.
№ 1345. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции на заданном промежутке:
а) у = 3х-1 + 8, ; б) у = 5 ()х + 4, ;
в) у = 7х-2 + 9, ; г) у = 4 ()х + 13, .
III часть урока – контрольно-оценочная.
Учитель в течение всего урока контролирует работу каждого ученика.
В конце урока должно быть оставлено время для того, чтобы подвести итог практической работы: систематизировать знания о свойствах показательной функции при различных значениях основания и зафиксировать их в рабочей тетради.
Каждый из обучающихся сохраняет всю работу в своей папке в определенном месте на компьютере для того, чтобы учитель имел возможность более тщательно проверить и оценить работу каждого ученика на уроке.
При наличии времени можно запланировать и фронтальную проверку, когда каждый из учеников демонстрирует через проектор и дает комментарии по результатам своей работы, а остальные обучающиеся и учитель проверяют, оценивают, могут высказать замечания.
IV часть – заключительная.
Подведение итогов работы на уроке.
Примечание. Примеры решений некоторых заданий в Advanced Grapher даны в приложении 1.