Пояснительная записка
Решение задачи - есть вид творческой деятельности, а поиск решения - есть процесс изобретательства.
Важнейшим требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования и Концепции ПО в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной общеобразовательной подготовки. Всё больше специальностей связаны с непосредственным применением математики (физика, химия, биология, экономика, социология, технология и др.)
Данная программа ориентирована на учащихся 9х классов, которые в 10-11 классах выберут профиль, связанный с математикой (физико-математический, социально-экономический, биолого-химический, технологический).
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. В школьном курсе математики обучению решения задач уделяется много внимания, но основным методом такого обучения является показ способов решения определённых видов задач и не даются необходимые знания о сущности задач и их решений. У учащихся не вырабатываются отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач, не стимулируется постоянный анализ учащимися своей деятельности по решению задач и выделению в них общих подходов и методов.
Цели курса:
- формирование общих умений и навыков по решению задач и поиску этих решений;
- использование полученных общих умений и навыков при решении практических задач, ориентированных на различные профили;
- развитие логического мышления.
Задачи курса:
- дать необходимые знания о сущности задач;
- выработать отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач;
- стимулировать постоянный анализ своей деятельности по решению задач;
- расширить представление учащихся о сферах применения математики в естественных науках, в производстве, в быту.
- убедить в необходимости владения общими умениями и навыками решения задач для применения в практической деятельности,
- готовить учащихся к профильному обучению и выбору профильных курсов в старших классах.
Программа курса состоит из двух блоков:
- Виды задач и общие действия по их решению.
- Практическое применение общих умений и навыков при решении практических задач.
Курс рассчитан на 18 часов.
Учебно-тематический план
№ | Количество часов | Тема занятия | Форма проведения | Форма контроля | |
теория | практика | ||||
Блок 1. Виды задач и общие действия по их решению. | |||||
1.1 | 0,5 | 0,5 | Вводное занятие. | Беседа. | Тест №1. |
1.2 | 1 | Предметные задачи и алгоритм их решения. | Исследование. | Проект №1 (рабочий) | |
1 | Консультация. | ||||
1.3 | 3 | Общие действия по решению задач. | Семинар. | ||
1.4 | 1 | Получение схемы процесса решения задачи. | Семинар. | ||
1 | Резерв. | ||||
Блок 2. Практическое применение общих умений и навыков при решении практических задач. | |||||
2.1 | 4 | Решение различных практических задач. | Практикум. | Контрольная работа. | |
2.2 | 4 | Решение задач по предполагаемому профилю. | Работа по группам. | Проект №2 (усовершенствованный №1) | |
1 | Поделись опытом. | “мастер- класс” | Oтзывы | ||
0.5 | 0.5 | Итоговое занятие. | Тест №2 | ||
Итого | 18 |
Содержание курса
Блок 1. Виды задач и общие действия по их решению.
Занятие 1. Презентация курса. Тест №1 [приложение 1]. Распределение проектных заданий: “Какие бывают задачи? Какие действия необходимо выполнить, чтобы решить задачу по:
1. геометрии или алгебре,
2. физике,
3. химии,
4. технологии,
5. биологии,
6. экономике,
7. информатике?”
Занятие 2. Индивидуальная или групповая работа по составлению проекта (работа с учителем- предметником, с литературой и консультация с преподавателем курса.)
Занятие 3. Защита проектов. Работа над пониманием сущности задачи, её составных частей (условия, требования, объекты условия, характеристики, схематическая запись), инструментов, с помощью которых производится решение задачи.
Занятие 4. Анализ полученных результатов, работа над составлением общей схемы процесса решения задачи и словаря основных понятий [приложение 2].
Блок 2. Практическое применение общих умений и навыков при решении практических задач.
Занятие 1. Апробация полученной общей схемы решения задач при решении различных практических задач [приложение 3].
Занятие 2. Усовершенствование проекта №1, решение задач по выбранному профилю [приложение4].
Занятие 3. Проведение обучающего занятия на уроках математики, физики, химии и т. д.
Занятие 4. Подведение итогов. Тест №2 [приложение 1].
Контрольный лист
Ф.И. класс | |||
№ | Контрольные точки | Максимальный балл | Полученный балл |
1 | Входной контроль тест №1. | 4 | |
2 | Проект №1 (рабочий) | 5 (3+2)* | |
3 | Контрольная работа | 3 | |
4 | Проект №2 (усовершенствованный №1) |
5 (3+2) | |
5 | “ Мастер-класс” | 10 | |
6 | Итоговый контроль тест №2 | 4 | |
Итого | 31 |
*3 - работал в группе
5 - выступал на защите проекта
Приложение 1
Тест №1
- Что такое задача?
- Из чего состоит задача?
- Что значит решить задачу?
- Этапы решения задачи.
Приложение 2
Словарь основных понятий
Задача - требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в задаче.
Формулировка задачи - состоит из условий и требований.
Условие задачи - это данные, на которые следует опираться при решении задачи.
Требование задачи - что необходимо выполнить, найти, доказать и т. д.
Объект задачи - это либо реальные предметы, либо математические (числа, геометрические фигуры, функции и т.д.)
Характеристики объекта - это свойства объекта (качественные или количественные)
Схематическая запись задачи - это наглядная форма записи результатов анализа задачи (таблица, рисунок, чертёж и т. д.)
Математическая модель - это переформулирование условий и требований задачи на математический язык (уравнение, неравенство и др.)
Решить задачу - это значит найти такую последовательность общих положений математики, применяя которые получаем то, что требуется в задаче.
Анализ задачи - это установление вида задачи, если она стандартная, или расчленение на стандартные или более простые задачи.
Поиск способа решения - составление программы на основе общих правил, формул, определений, теорем и др.
План решения - программа, алгоритм, последовательность действий.
Осуществление плана решения - выполнение намеченных действий.
Проверка решения - соотнесение найденного решения математической с условием задачи.
Анализ решения - обсуждение проделанного решения, выявление его недостатков, поиск других способов, возможные выводы.
Исследование- установление условий, при которых задача имеет решения, и сколько различных решений в каждом отдельном случае.
Приложение 3
Примерный дидактический материал
Список литературы [ 3 ], номера задач: 8.1.1; 8.2.12; 8.4.9; 8.4.5; 8.2.4;7.5.4; 8.5.2; 9.5.2;9.5.10; 10-11.3.7.
Контрольная работа
1. Проведите анализ приведенных ниже (можно собранных вами) задач по следующей форме:
№ задачи | Условия | Объекты условия | Характеристики |
Скорый поезд должен по расписанию пройти перегон АВ без остановок за 4 часа. Однако в 150 км от станции А он был задержан на 20 мин и, чтобы прибыть на станцию В по расписанию, должен был пройти оставшийся путь со скоростью , превышающей первоначальную на 15 км в час .Найти длину перегона АВ.
Меньшие стороны двух подобных многоугольников 35 см и 21 см ,а разность их периметров 40 см .Определить периметр каждого многоугольника .
Сумма трёх чисел, составляющих арифметическую прогрессию, равна 30 .Если из первого члена этой прогрессии вычесть 2, а остальные оставить без изменения, то получится геометрическая прогрессия . Найти эти числа .
2. Составьте для приведённых задач ( ваших) схематические записи (полные или частичные) :
1) Одна мастерская должна была изготовить 420 деталей, другая за тот же срок 500 деталей .Первая выполнила свою работу на 4 дня раньше срока , а вторая на 7 дней. Сколько деталей в день изготовляла каждая мастерская, если вторая мастерская ежедневно изготовляла на 5 деталей больше ?
2) Из А в С вышел пешеход. Спустя 1 ч 24 мин в том же направлении из А выехал велосипедист и через 1 ч ему оставалось проехать 1км, чтобы догнать пешехода, а ещё через 1 ч велосипедисту оставалось проехать до С вдвое меньше расстояние, чем пройти пешеходу до С. Найти скорости пешехода и велосипедиста, если известно, что расстояние АС равно 27 км.
3)Сумма трёх чисел, образующих арифметическую прогрессию, равна 2, а сумма квадратов этих же чисел равна 1 . Найти эти числа.
3. Выберите из приведённых ниже задач стандартные и назовите общее правило, на основе которого она может быть решена:
1) Построить график функции y=2x.
2) Построить график функции y=2x2+2x-2.
3) Разложить на множители многочлен 8а3+27с18.
4) Разложить на множители многочлен 2x3+3ax2-11a2x-6a3.
5) Первая цифра шестизначного числа 1. Если эту цифру переставить на последнее место, то получится число, большее первоначального в 3 раза. Найти это шестизначное число.
4. Запишите программу решения задачи, укажите название соответствующего вида задач:
1) Произведение двух степеней с одинаковыми основаниями равно степени с тем же основанием и показателем, равным сумме показателей этих степеней.
2)Если все члены многочлена записать в стандартном виде и выполнить приведение подобных членов, то получится многочлен стандартного вида.
3)Отношение площадей подобных фигур равно квадрату коэффициенту подобия.
4)Цифра называется верной, если модуль погрешности данного приближения не превосходит единицы того разряда, в котором записана цифра .
Приложение 4
Примерный дидактический материал
Список литературы [ 3 ], номера задач:
- работа, производство, технология: 7.1.6; 7.1.23; 7.1.13; 7.1.30; 7.1.27; 8.1.8; 8.1.19; 9.1.7; 9.1.16; 9.1.20; 9.1.22; 9.1.25;
- физика: 7.2.26; 7.2.41; 7.2.58; 8.2.23; 8.2.48; 9.2.27; 9.2.50; 9.2.58; 9.2.59;
- биология: 7.4.3; 7.4.4; 7.4.8; 8.4.2; 8.4.8; 9.4.6; 9.4.12; 9.4.16; 9.4.7;9.4.1;
- химия: 7.4.10; 7.4.12; 7.4.11; 8.4.7; 8.4.11; 8.4.14; 9.4.18; 9.4.21; 9.4.23; 9.4.24;
- экономика: 7.3.7; 7.3.10; 7.3.124 7.3.24; 7.3.38; 8.2.6; 8.2.9; 8.2.14; 9.3.2; 9.3.14; 9.3.15; 9.3.6;
- геометрия: 7.5.2; 7.5.9; 7.5.11; 8.5.7; 8.5.11; 8.5.15; 8.5.26; 8.5.29; 9.5.5; 9.5.11; 9.5.20; 9.5.23; 9.5.25.
Литература
- Фридман Л.М. Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. М. Просвещение 1994г.
- Фридман Л.М. Изучаем математику. М.Просвещение 1995г.
- Бродский И.Л., Видус А.М., Коротаев А.Б. Сборник текстовых задач по математике для профильных классов 7-11кл.
- Соколова А.В., Пикан В.В., Оганесян В.А. Из опыта преподавания математики в средней школе: пособие для учителя. М. Просвещение 1979г.
- Гельфман Э.Г. и др. Положительные и отрицательные числа в театре Буратино. 6кл.
- Для учителя: 1,2,3,4,5.
- Для учащихся: 2,3,5.