Задачи:
- сформировать знания о влиянии биотических факторов среды на организм человека;
- раскрыть роль и особенности воздействия растений на его жизнедеятельность;
- изучить комнатные растения, выделяющие в окружающую среду фитонциды, и возможность использования растений в озеленении интерьера.
Средства обучения: демонстрационные таблицы, информационные карты растений, экземпляры живых комнатных растений, дополнительная литература по теме, презентации учащихся.
Ход урока
Сколько экзотики таит в себе удивительный мир растений... Множество видов и оригинальных форм, красота и многообразие цветов. Каждое из растений имеет свою родину и историю. На этом уроке есть возможность узнать о воздействии растений на жизнедеятельность человека. В ходе урока мы будем опираться на знания об экологических факторах.
I. Актуализация знаний (фронтальный опрос)
- Что называют экологическими факторами?
- Какие группы экологических факторов вам известны?
- Что относят к абиотическим факторам?
- Пользуясь схемой, расскажите о взаимодействии человека с разными абиотическими факторами.
- Что называют биотическими факторами среды?
- Назовите группы биотических факторов.
II. Изучение нового материала
1. Влияние биотических факторов среды на организм человека, (объяснение учителя)
Человек, как и другие живые организмы, может взаимодействовать с животными, растениями и людьми. Одни формы взаимоотношений сложились в ходе естественной эволюции органического мира, другие в процессе исторического развития человеческого общества. Из поколения в поколение человек передавал сведения о пользе и вреде различных растений и животных, используя наиболее древний метод исследования – метод наблюдения.
2. Значение растений в жизни человека (дискуссия).
3. Способность растений выделять фитонциды (объяснение учителя).
К санитарно-гигиеническим свойствам растений относиться их способность выделять особые летучие органические соединения – фитонциды.
Клинико-экспериментальными работами доказано, что фитонциды улучшают восстановительные процессы, способствуют очищению, заживлению ран, оказывают бактерицидное и антисептическое действие, положительно воздействуют на слизистую оболочку дыхательных путей и другое.
4. Классификация фитонцидов
- бактерицидные (убивающие бактерии)
- фунгицидные (противогрибковые)
- процистоцидные (убивающие простейшие)
5. Растения, обладающие наибольшей фитонцидной активностью.
Наибольшей фитонцидной активностью обладают: лук, чеснок, редька, клюква, зверобой, тысячелистник, мята, подорожник, можжевельник, сосна и другие растения. Благодаря открытию фитонцидов практическая медицина получила фитопрепараты.
6. Взаимодействие человека с комнатными растениями.
Полезные растения вводились в комнатную культуру постепенно. Как интересно вырастить комнатное растение, добиться цветения и плодоношения. Сколько радости и удовольствия доставляет забота о комнатных растениях.
Факты полезности комнатных растений получили свое научное обоснование лишь в XX столетии.
Отечественными учеными были изучены свойства оранжерейных и комнатных растений. Выявлено, что свыше 100 видов проявляют фитонцидную активность. Это агава американская, алое древовидное, каланхоэ перестое, лимон обыкновенный, мирт обыкновенный, розмарин лекарственный, плющ обыкновенный, хризантема, хлорофитум хохлатый, пеларгониум розовый и другие.
7. Комнатные растения, обладающие фитонцидными свойствами (презентации учащихся).
III. Закрепление знаний (лабораторная работа)
Проводится параллельно с презентациями учащихся.
Задания:
- рассмотреть экземпляры комнатных растений;
- пользуясь данными презентаций и литературными источниками, составить список из 10 комнатных растений, обладающих фитонцидными свойствами;
- указать морфологические особенности этих растений;
- требования к абиотическим факторам среды;
- фитонцидные свойства;
- оценить эстетическое восприятие растений;
- занести результаты в таблицу.
Название. Родина | Морфологические особенности | Требования к абиотическим факторам | Фитонцидные свойства | Эстетическое восприятие |
Вывод
Роль фитонцидных растений в фитодизайне (вступительное слово к домашнему заданию).
Академик A.M.Гродзинский, выступая на совещании по фитонцидам, подчеркнул необходимость глубокой разработки теории фитонцидов в тесной связи с теорией фитодизайна.
Фитодизайном он предложил называть введение растений в замкнутые комплексы: человек – машина – среда и рассматривать эту деятельность как часть общего дизайна, выполняющую эстетическую, санитарную, экологическую и другие функции.
Растения, правильно подобранные и размещенные создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на здоровье человека, придают помещению своеобразный колорит и создают комфорт.
Домашнее задание (по выбору):
- подготовить сообщение “Комнатные растения в интерьере различных помещений”;
- примеры фитодизайна помещений с различным функциональным значением.
Литература
- Гортинский Г.Б., Яковлев Г.П. Целебные растения в комнате. М.: 1992.
- Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Филиппова И.А. Доктор на подоконнике. Удивительные свойства комнатных растений. СПб.: ИД “ВЕСЬ”, 2002.