Урок по экологии. Влияние биотических факторов среды на организм человека. Роль и воздействие растений на его жизнедеятельность

Разделы: Экология


Задачи:

  • сформировать знания о влиянии биотических факторов среды на организм человека;
  • раскрыть роль и особенности воздействия растений на его жизнедеятельность;
  • изучить комнатные растения, выделяющие в окружающую среду фитонциды, и возможность использования растений в озеленении интерьера.

Средства обучения: демонстрационные таблицы, информационные карты растений, экземпляры живых комнатных растений, дополнительная литература по теме, презентации учащихся.

Ход урока

Сколько экзотики таит в себе удивительный мир растений... Множество видов и оригинальных форм, красота и многообразие цветов. Каждое из растений имеет свою родину и историю. На этом уроке есть возможность узнать о воздействии растений на жизнедеятельность человека. В ходе урока мы будем опираться на знания об экологических факторах.

I. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

  1. Что называют экологическими факторами?
  2. Какие группы экологических факторов вам известны?
  3. Что относят к абиотическим факторам?
  4. Пользуясь схемой, расскажите о взаимодействии человека с разными абиотическими факторами.
  5. Что называют биотическими факторами среды?
  6. Назовите группы биотических факторов.

II. Изучение нового материала

1. Влияние биотических факторов среды на организм человека, (объяснение учителя)

Человек, как и другие живые организмы, может взаимодействовать с животными, растениями и людьми. Одни формы взаимоотношений сложились в ходе естественной эволюции органического мира, другие в процессе исторического развития человеческого общества. Из поколения в поколение человек передавал сведения о пользе и вреде различных растений и животных, используя наиболее древний метод исследования – метод наблюдения.

2. Значение растений в жизни человека (дискуссия).

3. Способность растений выделять фитонциды (объяснение учителя).

К санитарно-гигиеническим свойствам растений относиться их способность выделять особые летучие органические соединения – фитонциды.

Клинико-экспериментальными работами доказано, что фитонциды улучшают восстановительные процессы, способствуют очищению, заживлению ран, оказывают бактерицидное и антисептическое действие, положительно воздействуют на слизистую оболочку дыхательных путей и другое.

4. Классификация фитонцидов

  • бактерицидные (убивающие бактерии)
  • фунгицидные (противогрибковые)
  • процистоцидные (убивающие простейшие)

5. Растения, обладающие наибольшей фитонцидной активностью.

Наибольшей фитонцидной активностью обладают: лук, чеснок, редька, клюква, зверобой, тысячелистник, мята, подорожник, можжевельник, сосна и другие растения. Благодаря открытию фитонцидов практическая медицина получила фитопрепараты.

6. Взаимодействие человека с комнатными растениями.

Полезные растения вводились в комнатную культуру постепенно. Как интересно вырастить комнатное растение, добиться цветения и плодоношения. Сколько радости и удовольствия доставляет забота о комнатных растениях.

Факты полезности комнатных растений получили свое научное обоснование лишь в XX столетии.

Отечественными учеными были изучены свойства оранжерейных и комнатных растений. Выявлено, что свыше 100 видов проявляют фитонцидную активность. Это агава американская, алое древовидное, каланхоэ перестое, лимон обыкновенный, мирт обыкновенный, розмарин лекарственный, плющ обыкновенный, хризантема, хлорофитум хохлатый, пеларгониум розовый и другие.

7. Комнатные растения, обладающие фитонцидными свойствами (презентации учащихся).

III. Закрепление знаний (лабораторная работа)

Проводится параллельно с презентациями учащихся.

Задания:

  • рассмотреть экземпляры комнатных растений;
  • пользуясь данными презентаций и литературными источниками, составить список из 10 комнатных растений, обладающих фитонцидными свойствами;
  • указать морфологические особенности этих растений;
  • требования к абиотическим факторам среды;
  • фитонцидные свойства;
  • оценить эстетическое восприятие растений;
  • занести результаты в таблицу.
Название. Родина Морфологические особенности Требования к абиотическим факторам Фитонцидные свойства Эстетическое восприятие
         

Вывод

Роль фитонцидных растений в фитодизайне (вступительное слово к домашнему заданию).

Академик A.M.Гродзинский, выступая на совещании по фитонцидам, подчеркнул необходимость глубокой разработки теории фитонцидов в тесной связи с теорией фитодизайна.

Фитодизайном он предложил называть введение растений в замкнутые комплексы: человек – машина – среда и рассматривать эту деятельность как часть общего дизайна, выполняющую эстетическую, санитарную, экологическую и другие функции.

Растения, правильно подобранные и размещенные создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на здоровье человека, придают помещению своеобразный колорит и создают комфорт.

Домашнее задание (по выбору):

  • подготовить сообщение “Комнатные растения в интерьере различных помещений”;
  • примеры фитодизайна помещений с различным функциональным значением.

Литература

  1. Гортинский Г.Б., Яковлев Г.П. Целебные растения в комнате. М.: 1992.
  2. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Филиппова И.А. Доктор на подоконнике. Удивительные свойства комнатных растений. СПб.: ИД “ВЕСЬ”, 2002.