Игра проводится в ходе недели географии в школе.
Условия участия и проведения игры
1. В игре принимают участие команды 9-х классов по 10 человек от класса.
2. Игра проходит по следующим конкурсам:
- Визитная карточка (представление одного из народов России по желанию команды).
- Конкурс эрудитов.
- Угадай контур.
- Пятый лишний.
- Ассоциаций.
- Географический ящик.
- Домашнее задание (представление костюма и номера художественной самодеятельности).
3. Требования к выступлению:
- «Визитная карточка» - время выступления 5-7 минут.
- «Домашнее задание» - 5 минут на представление.
- «Ассоциации» – время для размышления 5 минут.
- «Географический ящик» - 1 минута для размышления.
4. Подведение итогов и награждение (награждаются команды-победители на закрытии недели географии почетными грамотами и призами).
Цели
1. Воспитание у учащихся терпимости и уважения к народам, проживающим на территории России.
2. Формирование и развитие интереса учащихся к изучению национальных и культурных традиций народов России.
3. Способствовать развитию интереса к изучению географии.
4. Развивать умение работать в группах, взаимодействовать друг с другом, оказывать взаимопомощь в работе.
Оборудование
1. Табло с указанием конкурсов.
2. Карта «Народы России».
3. Картины с изображением национальной одежды или видов деятельности народов России.
4. Карточки с заданиями для команд.
Ход игры
1. Представление команд.
2. Представление жюри.
3. Объяснение правил игры.
Приветствие ведущего.
"Давайте вспомним притчу "Вавилонская башня" из Ветхого Завета: сначала времен человечество было единым. Это была общность, в которой каждый понимал каждого, потому что все говорили на одном языке. Когда человеческий род стал многочисленным, то злые дела и распри между людьми увеличивались, и они увидели, что скоро придется им разойтись по всей Земле. Потомки Хама задумали построить город и в нем башню высотою до небес. Эта гордая затея людей была неугодна богу. Чтобы зло окончательно не погубило их, господь смешал языки строителей так, что они перестали понимать друг друга. Тогда люди были вынуждены бросить постройку и разойтись по земле. Господь видел, что люди больше учатся друг от друга злым делам, чем добрым, и поэтому дал каждому народу отдельную задачу и цель в жизни".
На территории России проживает около 130 народов. Каждый народ отличается по языку, укладу жизни, обычаям, культуре, трудовым навыкам. Сегодня мы подробнее познакомимся с некоторыми народами России.
1 конкурс – «Визитная карточка»
Каждая команда в интересной форме представляет один из народов России. Оценивается по пятибалльной шкале, учитывается оригинальность, информация о народе.
2 конкурс – «Эрудицион»
Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ получают по 1 балу.
Вопросы.
1. Сколько народов проживает на территории России? (130 народов).
2. Какие мировые религии исповедуют жители России? (христианство, ислам, буддизм).
3. К какой ветви принадлежат в основном приверженцы христианства в России? (православие)
4. Какую религию исповедую народы Бурятии, республики Тыва и Калмыкии? (буддизм)
5. Что такое устойчивая общность людей, проживающих на одной территории, имеющих общий язык и культуру? (этнос)
6. Что такое терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению? (толерантность)
7. Процесс усвоения представителями разных народов языка, культуры, обычаев? (ассимиляция)
8. Назовите синоним слова мононациональный? (однонациональный)
9. Определите, к каким языковым группам относятся следующие народы:
- русские (И);
- татары (А);
- чеченцы (СК);
- коми (У);
- удмурты (У);
- кабардинцы (СК);
- белорусы (И);
- осетины (И);
- черкесы (СК);
- мордва (У);
- казахи (А);
- евреи (И).
3 конкурс – «Угадай контур»
Командам предлагаются контуры республик: Саха, Бурятия, Коми, Дагестан.
Они в течение одной минуты должны определить контур, какой республики им предложен. За правильный ответ команды получают 3 бала.
4 конкурс – «Пятый лишний»
Определить какое слово является лишним.
1. Бурятия, Алтай, Казахстан, Башкортостан, Мордовия. (Казахстан - так как не в составе России)
2. Дагестан, Адыгея, Северная Осетия, Тыва, Чеченская республика. (Тыва - не на Кавказе)
3. Иркутская, Еврейская, Свердловская, Читинская, Амурская. (Еврейская автономная область)
4. Якутск, Сыктывкар, Махачкала, Улан-Удэ, Биробиджан. (Биробиджан - центр автономной области).
За правильный ответ команда получает 3 бала.
5 конкурс – «Ассоциации»
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово...
- Цыгане.
- Чеченцы.
- Чукчи.
- Украинцы.
Один человек из каждой команды выходит из помещения и пишет по 10 ассоциаций к данным словам, и аналогичное задание выполняет команда. За каждое совпадение ставится 1 бал.
6 конкурс – «Географический ящик»
Определить, что находится в "географическом ящике".
1. Кавказ богат разнообразными природными ресурсами. Один из видов природных ресурсов очень полезен для здоровья и находится в "географическом ящике". Назовите его (минеральная вода).
2. Вспомните, что является традиционным занятием народов Крайнего Севера. Вспомнили? Продукт этого промысла находится в "географическом ящике" (рыба).
3. В Росси много предприятий, производящих эту продукцию, но сырья для получения для получения этого продукта на территории нашего государства нет. Оно завозится из Средней Азии. Что находится в "географическом ящике" (хлопчатобумажная ткань).
4. Мы каждый день потребляем то, что находится в «географическом ящике». Его получают из сырья, которого больше всего на территории Краснодарского края, Алтая, Казахстана. Назовите, что лежит в «географическом ящике» (хлеб).
За правильный ответ команды получает 3 бала.
7 конкурс – «Домашнее задание»
Каждая команда исполняет номер художественной самодеятельности и показывает национальный костюм народа, который они представляют. Максимальное количество балов, которое может получить команда 5 балов.
Все данные вносятся в табло и подводятся итоги.