Обоснование выбранного типа урока
Предметное содержание данной темы является обязательным в курсе “Алгебры”, так как при её изучении учащиеся знакомятся с понятием сумма n первых элементов геометрической прогрессии.
В ходе урока учащиеся выводят формулу суммы n первых элементов геометрической прогрессии, решают простейшие и старинные задачи на геометрическую прогрессию.
На практической части занятия учащиеся в ходе самостоятельной работы закрепляют полученные знания, что дает возможность проверить усвоение изученного материала.
Цель: Доказать формулу суммы n первых элементов геометрической прогрессии, сформировать у учащихся умение применять данную формулу при решении старинных задач.
1. Общая структура урока
- Тип урока: урок-объяснение теоретического материала, отработка навыков решения задач.
2. Реализация основной дидактической цели урока
- Проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельного задания – у каждого ученика.
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения
- Проблемно-игровая ситуация в начале урока, поисково-исследовательская работа, самостоятельная работа являются продуктивными развивающими формами работы на уроке.
- Ученики на большей части урока постоянно осуществляют анализ, синтез и обобщение полученных знаний.
- Учащимся предлагается творческое домашнее задание.
Логическая схема урока
- Актуализация знаний. (2 мин.)
- Беседа с постановкой проблемной ситуации (7 мин.)
- Вывод формулы суммы n первых элементов геометрической прогрессии (7 мин.)
- Решение простейших задач (5 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
- Решение старинных задач (15 мин.)
- Подведение итогов урока (1 мин.)
- Самостоятельная работа (6 мин.)
Конспект урока.
1. Актуализация знаний
Ответьте устно на вопросы.
- Какую последовательность называют арифметической прогрессией?
- Какую последовательность называют геометрической прогрессией?
- Какова формула n-го элемента арифметической прогрессии?
(Формула записывается на доске)
an=a1+d(n-1)
- Какова формула n-го элемента геометрической прогрессии?
(Формула записывается на доске)
bn=b1 qn-1
- Назовите формулы суммы n первых элементов арифметической прогрессии. (Формулы записываются на доске)
Sn=(a1+an)n/2 или Sn=(2a1+d(n-1))n/2
2. Беседа с постановкой проблемной ситуации. Объяснение нового материала.
- Знаем ли мы формулу суммы n первых элементов геометрической прогрессии?
- НЕТ.
Это и будет темой нашего сегодняшнего урока: “Сумма n первых элементов геометрической прогрессии”.
Выводя формулу для арифметической прогрессии, кого мы вспоминали? (К. Гаусс) По его действиям выводили формулу. Попытаемся и сегодня проделать это по аналогии. Но сначала послушайте следующую легенду.
По преданию, индийский принц Сирам, восхищённый остроумием и разнообразием возможных положений шахматных фигур, призвал к себе её изобретателя, учёного Сету, и сказал ему: “Я желаю достойно вознаградить тебя за прекрасную игру, которую ты придумал. Я достаточно богат, чтобы исполнить любое твоё желание”. Сета попросил принца положить на первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, на вторую – 2 зерна, на третью – 4 зерна и т.д. Оказалось, что принц не был в состоянии выполнить это “скромное” желание Сеты.
Попробуем найти количество зёрен пшеницы.
1; 2; 4; 8; … Сколько элементов? (64)
S64 = 1 + 2 + 22 + 23 + . . . + 262 + 263 Умножим обе части равенства на q = 2.
2S64 = 2 + 22 + 23 + . . . + 262 + 263 + 264. Вычтем из второго равенства первое.
2S64 – S64 = (2 + 22 + 23 + . . . + 262 + 263 + 264) - (1 + 2 + 22 + 23 + . . . + 262 + 263) = 264 – 1.
Таким образом, S64 = 264 – 1 = 18.446.744.073.709.551.615 зёрен. Такое количество зёрен можно собрать лишь с урожая планеты, поверхность которой примерно в 2000 раз больше поверхности Земли.
Встаёт вопрос: какова же формула суммы n первых элементов геометрической прогрессии?
4. Вывод формулы суммы n первых элементов геометрической прогрессии (Один ученик у доски выводит по аналогии с задачей).
Пусть дана геометрическая прогрессия (bn). Обозначим сумму n первых ее элементов через Sn:
Sn = b1 + b2 + b3 + … + bn-1 + bn. (1) Умножим обе части этого равенства на q:
Sn• q = b1• q + b2• q + b3• q + … + bn-1• q + bn• q.
Учитывая, что
b1• q = b2, b2• q = b3, b3• q b4, … bn-1• q = bn,
получим:
Sn• q = b2 + b3 + b4 … + bn + bn• q. (2)
Вычтем почленно из равенства (2) равенство (1) и приведем подобные члены:
Sn• q – Sn = (b2 + b3 + b4 … + bn + bn• q) – (b1 + b2 + b3 + … + bn-1 + bn) = bn• q – b1,
Sn•(q – 1) = bn• q – b1.
Отсюда следует, что при q1
Sn= ( bn• q – b1)/(q – 1).
Мы получили формулу суммы n первых элементов геометрической прогрессии, в которой q1. Если q = 1, то все элементы прогрессии равны первому элементу и Sn = nb1.
При решении многих задач удобно пользоваться формулой суммы n первых элементов геометрической прогрессии, записанной в другом виде. Подставим в полученную формулу Sn= ( bn• q – b1)/(q – 1) вместо bn выражение b1•qn-1. Получим:
Sn= b1 (qn – 1)/(q – 1), если q1.
5. Решение простейших задач (Два ученика работают у доски).
Попробуем применить эти формулы при решении задач:
1. Найти сумму 4-х первых элементов геометрической прогрессии, у которой b1=8, q= 3.
Решение: S4= 8• (34- 1)/(3 – 1) = 8•80/2 = 320
2. Найти сумму 5-и первых элементов геометрической прогрессии, у которой b1=500, q= 5.
Решение: S5= 500• (55- 1)/(5 – 1) = 500•3124/4 = 500•781 = 390500
3. Найти сумму 7-и первых элементов геометрической прогрессии, у которой q=3, b7=5832.
Решение: b7 = b1•q6 5832 = b1•36 b1 = 5832/729 b1 = 8
S7= (5832•3- 8)/(3 – 1) = (17496 – 8)/2 = 17488/2 = 8744
4. Найти сумму 6-и первых элементов геометрической прогрессии, у которой q= -2 , b6= -160.
Решение: b6 = b1•q5 -160 = b1• (-2)5 b1 = -160/-32 b1 = 5
S6= (-160• (-2) - 5)/(-2 – 1) = (320 – 5)/-3 = 315/-3 = -105
6. Домашнее задание
Интересные задачи на прогрессии есть в “Арифметике” Магницкого. Вот одна из них: “Некто продавал коня и просил за него 1000 рублей. Купец сказал, что за коня запрошена слишком большая цена. “Хорошо, - ответил продавец, если ты говоришь, что конь дорого стоит, то возьми его себе даром, а заплати только за одни гвозди в его подковах. А гвоздей во всякой подкове по 6 штук. И будешь ты мне за них платить таким образом: за первый гвоздь полушку (0,25 копейки), за второй гвоздь ты заплатишь две полушки, за третий гвоздь – 4 полушки и так далее за все гвозди; за каждый в два раза больше, чем за предыдущий”. Купец же, думая, что заплатит намного меньше, чем 1000 рублей, согласился. Проторговался ли купец, и если да, то на сколько?”
Это ваша домашняя задача.
7. Решение старинных задач
А сейчас мы попытаемся решать задачи, взятые из жизни: старинные и современные.
1. По сообщению одной из газет 1914 года у судьи в городе Новочеркасске разбиралось дело о продаже стада в 20 овец по условию – уплатить за первую овцу – 1 коп, за вторую – 2, за третью – 4 и т.д. Очевидно, покупатель соблазнился надеждою дешево купить стадо – и просчитался. Подсчитайте, какую сумму он должен был уплатить.
Оказывается, Магницкий не без основания снабдил решение этой задачи предупреждением:
“Хотяй туне притяжати,
От кого что принимати,
Да зрит то себе опасно…”,
то есть, если кто-нибудь соблазнится кажущейся дешевизною покупки, то он может попасть в неприятное положение.
Решение: n = 20, b1 = 1, b2 = 2, b3 = 4 …
S20 = 1• (220 – 1)/(2 – 1) = 1048576 копеек = 10485 руб 76 коп
2. Задача из книги Е.Д.Войцеховского “Курс чистой математики”.
Служившему воину дано вознаграждение за 1-ю рану – 1 копейка, за 2-ю – 2 копейки, за 3-ю – 4 и т.д. Всего воин получил 20 рублей 47 копеек. Сколько ран у воина?
Решение: b1 = 1, b2 = 2, b3 = 4 …
q = 2, 2047 = 1• (2n – 1)/(2 – 1) 2n = 2048 n = 11
8. Подведение итогов урока.
9. Самостоятельная работа.
Каждый ученик получает карточку с заданиями вида:
b1 = , q = , n = , найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
Варианты заданий для самостоятельной работы:
- b1 = 4, q = 3, n = 5, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = -3, q = 0,5, n = 4, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 6, q = 2, n = 7, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 5,5, q = 2, n = 6, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 40, q = 0,5, n = 4, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 7, q = 2, n = 8, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = -120, q = 4, n = 3, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 15, q = -3, n = 4, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 200, q = 0,5, n = 6, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 81, q = 9, n = 3, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = -124, q = 3, n = 5, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 100, q = -3, n = 4, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 25, q = 5, n = 4, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 0,25, q = -2, n = 8, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 650, q = -0,5, n = 5, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 12, q = 6, n = 4, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = -5, q = 2, n = 10, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 250, q = 3, n = 4, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 45, q = -2, n = 6, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.
- b1 = 111, q = -0,5, n = 4, найти bn и сумму n первых элементов геометрической прогрессии.