Конспект занятий по математике в подготовительной группе по программе "Рекорд-Спорт" "Путешествие в страну Математика"

Разделы: Работа с дошкольниками


 Программное содержание:

  • Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, закреплять умение составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи.
  • Продолжать учить детей решать примеры, складывать и вычитать в пределах 20 без перехода через десяток.
  • Формировать навык самоконтроля.
  • Формировать умение сравнивать числа и пользоваться знаками <, >; ориентироваться в плоскостном расположении геометрических фигур, понимать смысл выражений «внутри фигуры», «вне фигуры».
  • Развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность, память.
  • Воспитывать целеустремленность, устойчивость интерес к математическим знаниям.

Демонстрационный материал:  карта с островами, указка, буквы: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы, наборное полотно, картина - льдина, 16 штук пингвинов.

Раздаточный материал:  листок с цифрами, листок с примерами, листок с бусами, листок с геометрическими фигурами, листок с таблицами. Цветные карандаши, простой карандаш, ручка.

Предварительная работа: игры «Живая неделя», с подгруппой детей игра «Считай обратно».

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, уточнения, опросы.

Структура занятия:

  1. Организация детей.
  2. Работа на листе бумаги.
  3. Сюрпризный момент.
  4. Решение задачи.
  5. Пальчиковая гимнастика.
  6. Решение примеров.
  7. Физкультминутка.
  8. Ориентировка на плоскостном расположении фигур.
  9. Логическая задача.
  10. Сравнение чисел <, >.
  11. Логическая задача.
  12. Работа с таблицей с шестью рядами.
  13. Итог.

Организация детей: дети сидят за столами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, сегодня я вас приглашаю в путешествие по стране «Математика». Эта страна состоит из небольших островов, на каждом живут свои сказочные обитатели - волшебники. Им нравится, когда бывают гости и они любят задавать вопросы, разные задания. Я думаю, это вы все любите математику, и это путешествие будет для вас очень интересным. Но на чем мы отправимся в путь? (предложения детей).  А на чем мы действительно отправимся, вы узнаете, когда выполните задание. (Приложение 1).

- Возьмите листы под номером 1. Там поставлены точки с цифрами. Вы должны соединить точки линиями от 13 до 1. А в конце соединить последнюю точку с первой.

Воспитатель: Что получилось?
– На чем отправимся в путешествие? (Ответы детей).

– У всех получился кораблик?

– За правильно выполненное задание я вам дарю букву ... ? (Воспитатель показывает, дети угадывают – буква «М»).

Воспитатель: Впереди еще много заданий. И за каждое задание вы будете получать по букве. В конце путешествия посмотрим, что из этих букв можно составить.

– Отправляемся в путь. Полный вперед! Пока мы плывем до первого острова, скажите мне, какой сегодня день недели? Если сегодня среда, то вчера какой был день недели? Какой день недели будет через два дня? Сколько выходных дней в неделе?

Воспитатель: Мы приплыли на остров под номером 1.

Голос волшебника (в магнитной записи).

– Здравствуйте, дети! Я волшебник, хозяин острова «Задачи», приветствую вас. Добро пожаловать на мой остров. Я хочу проверить, как вы умеете составлять и решать задачи.

Воспитатель: Покажем волшебнику?

Я выставляю картину с изображением моря и льдины. На ней пингвины: 13 и подальше 3 пингвина.

– Что нарисовано на картине? (море, льдина, на ней пингвины)

– Составьте задачу на льдине по этой картине, (на льдине плыли 13 пингвинов, к ним присоединились еще 3 пингвина.  Сколько всего стало пингвинов?)

– Повторите условие задачи?

– Повторите вопрос задачи.

– Как мы узнаем, сколько всего стало пингвинов? Нужно к 13 прибавить 3 и получится 16).

– Запишите решение задачи. (13+3=16) Прочтите.

– (Обращение к детям). А ты как написала? Почему? Поднимите руку у кого так же.

– Назовите ответ задачи (на льдине стало всего 16 пингвинов).

– А ты как думаешь? А у тебя какое число получилось?

Голос волшебника:

– «Хорошо справились с моим заданием. За это я вам дарю букву... (О).

Воспитатель: А мы отправляемся дальше к следующему острову под номером 2. (Показываю указкой).

– Пока мы плывем, давайте немного отдохнем (пальчиковая гимнастика).

«Кулачки мы вместе сложим
Нашим пальчиком поможем,
Разогнуться и подняться.
И  друг с другом повстречаться
Снова кулачки прижмем
Разгибаем, загибаем
Снова в кулачки сжимаем.
Заниматься продолжаем».

Воспитатель: Вот и доплыли до следующего острова.

Голос волшебника:

– «Здравствуйте, дети! С вами говорит хозяин острова «Примеры». Я хочу узнать, как вы умеете решать примеры. Вы помните мои задания?».

– Возьмите листок под номером 2. Переверните его. Слушайте внимательно задание. В первом столбике вы должны поставить знаки «-» или «+». Во втором столбике примеров вы должны найти сумму, а в третьем столбике найти второе слагаемое.

Воспитатель: Дети» Какой знак поставим в первом примере? Почему вы поставили знак   «-»?

– А ты какой знак поставил? Почему?

– У кого по-другому?

– Какой знак поставили во втором примере? Почему? У всех так?

– Прочитайте примеры во втором столбике. Что здесь надо было найти? (сумму).

– Назовите сумму следующего примера.

– У кого не так? Поднимите руки.

– Проверяем третий столбик.

– Какую цифру написали в пустой клетке. Даша, а у тебя какая? А что написал ты? Почему?

– Назовите 2-ое слагаемое следующего примера. Почему 4?  (Приложение 2).

Голос волшебника:

– «Хорошо справились с моим заданием. Постарались. За это я вам дарю букву... (Л)».

– А мы отправляемся дальше к следующему острову под номером 3 (Воспитатель показывает). Пока мы плывем, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка (под музыку).

Воспитатель:  А вот и остров.

Голос волшебника:

– «Здравствуйте, дети, вы приплыли на остров, который называется «геометрические фигуры». Я хочу проверить ваши знания и внимание.

– Возьмите листочки под номером 3.

– Какие геометрические фигуры вы видите на листочке? Вы должны поставить точку том месте, на которое я укажу. Слушайте внимательно. (Приложение 3).

Воспитатель: 

- Поставите точку вне прямоугольника, вне треугольника (все ставят на листочках, затем выходит ребенок к доске ставит точку и объясняет, почему здесь поставил точку).

- Внутри треугольника и внутри круга, но не в прямоугольнике.

- Вне круга и вне треугольника.

- Внутри прямоугольника, треугольника и круга.

- Вне прямоугольника, круга, треугольника.

Воспитатель:  У кого получилось по-другому? У кого так же?

Голос волшебника:

–  «Молодцы, дети. Внимательные. Я дарю вам еще одну букву... (О)» (дети называют букву).

– Вот и еще с одним заданием справились и отправимся к следующему четвертому острову. Чтобы вы не скучали, пока мы плывем, послушайте такую задачу.

– У бабушки 2 правых тапочка и два левых. Сколько тапочек она наденет на правую ногу? (1) Почему? А как думаешь ты?

Воспитатель:  А вот и остров.

Голос волшебника: Здравствуйте, дети. Я вас ждал. Вы попали на остров веселых знаков. На нашем ост­рове сегодня праздник. Я хочу подарить своим обитателям бусы, но они не закончены. Помогите мне, пожалуйста. (Приложение 4).

Воспитатель:  Возьмите листочки под номером 4. Посмотрите, какие необыкновенные бусы из цифр. Вы должны сравнить рядом стоящие цифры и поставить между ними нужный знак > или <.

Дети выполняют задание.

Воспитатель:  Почему ты поставил знак меньше? Кто думает по-другому? Все согласны? На сколько 15< 16?

(Аналогичные вопросы дальше).

Голос волшебника: «Спасибо вам, дети, я очень рад. За это вам дарю букву... (Д).

Воспитатель:  Оставим волшебнику бусы и отправимся дальше к последнему острову. Пока плывем, я загадаю вам еще одну задачу: «У девочки живут 2 кошки и одна собака».

– Сколько лап у одной кошки? Как думаешь ты? Почему ты так решил?

– За ваше внимание, сообразительность я дарю вам букву... (Ц).

Воспитатель:  А вот и последний остров.

Голос волшебника: «Дорогие дети, я волшебник острова, приветствую вас у меня в гостях. Я для вас приготовил очень интересное задание. Выполните его, пожалуйста». (Приложение 5).

– Возьмите листок под номером 5. Перед вами таблица с шестью рядами. На них нарисованы круги. Возьмите желтый, зеленый и красный карандаши и раскрасьте кружочки так, чтобы в одной строке кружочки были разными. А одинаковые строчки не повторялись. Когда выполните это задание поменяйтесь работой с соседом и проверьте друг у друга правильность выполнения.

Воспитатель:  Кто нашел ошибки? Какая ошибка? Все справились?

Голос волшебника: «Я доволен вашими знаниями, умениями. И дарю вам букву… (Ы)».

Воспитатель:  Вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Математика». Давайте вернемся с вами в наш детский сад.

– На каком острове вам понравилось больше всего? Почему?

Хотели бы вы составить из наших букв слово. Какое получилось слово? «Молодцы!».

Вот как оценили ваши знания волшебники. Я вас поздравляю тоже.