Цель. Закрепить и обобщить знания учащихся по теме “Звуки и буквы”.
Развивающие задачи:
- развивать словесно-логическую память и орфографическую зоркость;
- совершенствовать точность в воспроизведении и правильности формулировок орфограмм, умении дать краткий ответ;
- развивать навыки словообразования, путём подбора родственных слов;
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитывающие задачи:
- расширять круг читательских интересов, приобщая младших школьников к чтению;
- формировать навыки самоконтроля.
Обучающие задачи:
- актуализировать знания учащихся о правописании парных звонких и глухих согласных; безударных гласных в корне, проверяемых ударением; гласных после шипящих; словарных слов; сочетаний чк, чн, щн; мягкого знака — показателя мягкости; разделительного мягкого знака; большой буквы в именах собственных;
- закрепить начальные знания о главных членах предложения.
Ход урока.
1. Организационный момент
У. – Ребята, давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг, пожмём друг другу руки, улыбнёмся, скажем добрые слова. Дети встают в круг, пожимают друг другу руки.
2. Постановка целей
У. – Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие по сказкам великого русского поэта. Посмотрите на портрет и скажите, кто на нём изображён? (А. С. Пушкин) <Рисунок 1.>. Во время путешествия вы повторите и закрепите знания по теме “Звуки и буквы”. Чтобы отправиться в любое путешествие необходимо получить билет, а чтобы он имел силу, надо выполнить задание.
Рисунок 1
Задание: определить вид орфограммы в слове и вставить пропущенную букву. Каждый ребёнок получает билет, на обратной стороне которого написано слово с пропущенной буквой. Слова для билетов: кол.цо, ст.рик, бо.ка, ду., в.лна, лебе.ь, ч.до, хле. (кольцо, старик, бочка, дуб, волна, лебедь, чудо, хлеб).
У. – А тем, кто сомневается, поможет памятка.
Памятка Виды орфограмм - Большая буква в именах собственных. - Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я). - Словарные слова. - Парные звонкие и глухие согласные. - Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). - Сочетания чк, чн, щн. - Мягкий знак — показатель мягкости. - Разделительный мягкий знак. |
У. – Молодцы, можно отправляться в путешествие.
У. – Откройте тетради, запишите число, классная работа.
3. Чистописание
У. – До этой сказочной страны мы можем доплыть по морю.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
- Из какой сказки эти строки? (А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”).
У. – С помощью букв и соединений изобразим морские волны.
У. – На следующей строке запишите имя, отчество и фамилию поэта, чьи сказки мы сегодня вспоминаем (Александр Сергеевич Пушкин).
У. – Почему написали каждое из этих слов с большой буквы? (это имена собственные)
У. – На острове, куда мы попали, есть чудо. О каком чуде идёт речь?
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
У. – А кто живёт в этом доме? Кто продолжит?
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызет, <Рисунок 2.>Рисунок 2
У. – А орешки не простые: серебряные и золотые.
Белочка сегодня будет нашим помощником. Она будет оценивать ваши ответы с помощью орешек, а если у кого-то возникнут затруднения, то вы можете к ней обратиться за помощью.
4. Словарная работа
У. – В наших сказках объявился бесёнок, который устроил путаницу в словах, попробуйте их разгадать. <Рисунок 3.>
Рисунок 3
бората ыкяз яцза кируссй |
Запишите эти слова, поставьте знак ударения, подчеркните орфограмму.
Взаимопроверка. (Для сомневающихся слова — помощники у белочки.)
работа язык заяц русский |
У. – Давайте составим словосочетания со словом заяц. (Словосочетания составляются коллективно, затем два наиболее удачных записываются с комментированием).
У. – Подберите к слову работа родственные слова (работник, рабочий, работать).
У. – А в какой сказке А. С. Пушкина идёт речь о работнике и о бесёнке? (Сказка о попе и о работнике его Балде). <Рисунок 4.>
Рисунок 4
ФИЗМИНУТКА
5. Обобщение знаний
1) Ь — показатель мягкости. Разделительный ь
У. – На доске записаны слова: крыльцо, царь, решенье, зеркальце, веселье, бьётся.
У. – На какие две группы можно разделить эти слова? (Ь — показатель мягкости. Разделительный ь)
У. – Придумайте свои слова к каждой группе.(Если дети затрудняются, то от белочки подсказка: “Ягоды, сваренные в сахаре” (варенье), “Кого один раз в году наряжают?” (ель).
У. – Запишите слова, подчеркните орфограммы.
2) Фонетический разбор слова
У. – Белочка просит вас выполнить фонетический разбор слова ель.
Ель — 1 слог
[йэл,] (Дети устно дают характеристику каждого звука)
ФИЗМИНУТКА
3)Работа над предложением
У. – Запишите предложение. Ель растёт перед дворцом. Комментирует …
Обозначьте главные члены предложения.
У. – Найдите в предложении слова с ударением на втором слоге.
6. Дополнительные задания
а) У. – Давайте составим предложение о нашей помощнице. (Коллективно составляют, записывают самостоятельно.)
-Подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков. Взаимопроверка.
б) У. – Из группы слов выбрать двусложные слова и разделить их для переноса (слова написаны на карточках; слова для проверки написаны ниже и закрыты). Индивидуальная работа.
Найди двусложные слова и раздели их для переноса. Белочка, живёт, ёлка, царевна, кольцо, человек, дом, дорога, бежит, сосна, росла, стол, пёс. Проверь. Жи – вёт, ёл – ка, коль – цо, бе – жит, сос – на, рос – ла. |
Самопроверка.
7. Итог.
У. – Какие знания сегодня закрепили? Чем отличается звук от буквы?
У. – Какие сказки А. С. Пушкина вспомнили? Ребята, а ведь это не все сказки
А. С. Пушкина, в этой книге есть и другие, которые вы можете прочитать.
У. – Ребята, вспомните, пожалуйста, как поэт называет нашу белочку – помощницу? (затейница) А какое значение имеет это слово? Оно нам незнакомо, поэтому его значение необходимо посмотреть в словаре и на следующем уроке объяснить.
У. – У вас на столах лежат карточки с домашним заданием.
Подведение итогов по жетонам и выставление оценок.
Самооценка.
У. – У вас на партах лежат “Пушистики”, обведите того “пушистика”, образ которого соответствует вашему настроению.
Литература
- Королькова М. М., Койнова Т. Н. Методические рекомендации по проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в младшей школе. — Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007.
- Пушкин А. С. Семь сказок. — М.: Дрофа, 2000.
- Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. — М.: Издательство “Первое сентября”, 2000. (с. 233).