Урок-путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Русский язык, 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель. Закрепить и обобщить знания учащихся по теме “Звуки и буквы”.

Развивающие задачи:

  • развивать словесно-логическую память и орфографическую зоркость;
  • совершенствовать точность в воспроизведении и правильности формулировок орфограмм, умении дать краткий ответ;
  • развивать навыки словообразования, путём подбора родственных слов;
  • развивать орфографическую зоркость.

Воспитывающие задачи:

  • расширять круг читательских интересов, приобщая младших школьников к чтению;
  • формировать навыки самоконтроля.

Обучающие задачи:

  •   актуализировать знания учащихся о правописании парных звонких и глухих согласных; безударных гласных в корне, проверяемых ударением; гласных после шипящих; словарных слов; сочетаний чк, чн, щн; мягкого знака — показателя мягкости; разделительного мягкого знака; большой буквы в именах собственных;
  • закрепить начальные знания о главных членах предложения.

Ход урока.

1. Организационный момент

У. – Ребята, давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг, пожмём друг другу руки, улыбнёмся, скажем добрые слова. Дети встают в круг, пожимают друг другу руки.

2. Постановка целей

У. – Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие по сказкам великого русского поэта. Посмотрите на портрет и скажите, кто на нём изображён? (А. С. Пушкин) <Рисунок 1.>. Во время путешествия вы повторите и закрепите знания по теме “Звуки и буквы”. Чтобы отправиться в любое путешествие необходимо получить билет, а чтобы он имел силу, надо выполнить задание.

Рисунок 1

Задание: определить вид орфограммы в слове и вставить пропущенную букву. Каждый ребёнок получает билет, на обратной стороне которого написано слово с пропущенной буквой. Слова для билетов: кол.цо, ст.рик, бо.ка, ду., в.лна, лебе.ь, ч.до, хле. (кольцо, старик, бочка, дуб, волна, лебедь, чудо, хлеб).

У. – А тем, кто сомневается, поможет памятка.

Памятка

Виды орфограмм

- Большая буква в именах собственных. - Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я). - Словарные слова. - Парные звонкие и глухие согласные. - Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). - Сочетания чк, чн, щн. - Мягкий знак — показатель мягкости. - Разделительный мягкий знак.

У. – Молодцы, можно отправляться в путешествие.

У. – Откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Чистописание

У. – До этой сказочной страны мы можем доплыть по морю.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.

- Из какой сказки эти строки? (А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”).

У. – С помощью букв и соединений изобразим морские волны.

У. – На следующей строке запишите имя, отчество и фамилию поэта, чьи сказки мы сегодня вспоминаем (Александр Сергеевич Пушкин).

У. – Почему написали каждое из этих слов с большой буквы? (это имена собственные)

У. – На острове, куда мы попали, есть чудо. О каком чуде идёт речь?

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;

У. – А кто живёт в этом доме? Кто продолжит?

Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызет, <Рисунок 2.>

Рисунок 2

У. – А орешки не простые: серебряные и золотые.

Белочка сегодня будет нашим помощником. Она будет оценивать ваши ответы с помощью орешек, а если у кого-то возникнут затруднения, то вы можете к ней обратиться за помощью.

4. Словарная работа

У. – В наших сказках объявился бесёнок, который устроил путаницу в словах, попробуйте их разгадать. <Рисунок 3.>

Рисунок 3

бората ыкяз яцза кируссй

Запишите эти слова, поставьте знак ударения, подчеркните орфограмму.

Взаимопроверка. (Для сомневающихся слова — помощники у белочки.)

работа язык заяц русский

У. – Давайте составим словосочетания со словом заяц. (Словосочетания составляются коллективно, затем два наиболее удачных записываются с комментированием).

У. – Подберите к слову работа родственные слова (работник, рабочий, работать).

У. – А в какой сказке А. С. Пушкина идёт речь о работнике и о бесёнке? (Сказка о попе и о работнике его Балде). <Рисунок 4.>

Рисунок 4

ФИЗМИНУТКА

5. Обобщение знаний

1) Ь — показатель мягкости. Разделительный ь

У. – На доске записаны слова: крыльцо, царь, решенье, зеркальце, веселье, бьётся.

У. – На какие две группы можно разделить эти слова? (Ь — показатель мягкости. Разделительный ь)

У. – Придумайте свои слова к каждой группе.(Если дети затрудняются, то от белочки подсказка: “Ягоды, сваренные в сахаре” (варенье), “Кого один раз в году наряжают?” (ель).

У. – Запишите слова, подчеркните орфограммы.

2) Фонетический разбор слова

У. – Белочка просит вас выполнить фонетический разбор слова ель.

Ель — 1 слог

[йэл,] (Дети устно дают характеристику каждого звука)

ФИЗМИНУТКА

3)Работа над предложением

У. – Запишите предложение. Ель растёт перед дворцом. Комментирует …

Обозначьте главные члены предложения.

У. – Найдите в предложении слова с ударением на втором слоге.

6. Дополнительные задания

а) У. – Давайте составим предложение о нашей помощнице. (Коллективно составляют, записывают самостоятельно.)

-Подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков. Взаимопроверка.

б) У. – Из группы слов выбрать двусложные слова и разделить их для переноса (слова написаны на карточках; слова для проверки написаны ниже и закрыты). Индивидуальная работа.

Найди двусложные слова и раздели их для переноса. Белочка, живёт, ёлка, царевна, кольцо, человек, дом, дорога, бежит, сосна, росла, стол, пёс. Проверь. Жи – вёт, ёл – ка, коль – цо, бе – жит, сос – на, рос – ла.

Самопроверка.

7. Итог.

У. – Какие знания сегодня закрепили? Чем отличается звук от буквы?

У. – Какие сказки А. С. Пушкина вспомнили? Ребята, а ведь это не все сказки

А. С. Пушкина, в этой книге есть и другие, которые вы можете прочитать.

У. – Ребята, вспомните, пожалуйста, как поэт называет нашу белочку – помощницу? (затейница) А какое значение имеет это слово? Оно нам незнакомо, поэтому его значение необходимо посмотреть в словаре и на следующем уроке объяснить.

У. – У вас на столах лежат карточки с домашним заданием.

Подведение итогов по жетонам и выставление оценок.

Самооценка.

У. – У вас на партах лежат “Пушистики”, обведите того “пушистика”, образ которого соответствует вашему настроению.

Литература

  1. Королькова М. М., Койнова Т. Н. Методические рекомендации по проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в младшей школе. — Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007.
  2. Пушкин А. С. Семь сказок. — М.: Дрофа, 2000.
  3. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. — М.: Издательство “Первое сентября”, 2000. (с. 233).