Математическое кафе "Параметр и К^о"

Разделы: Математика


“Чтобы переваривать знания,
их надо поглощать с аппетитом”
А.Франс

Предварительная подготовка к проведению урока:

  • разбить класс на группы по 5-6 человек (распределить по столикам в кафе), внутри каждой группы определить ответственного (самого сильного ученика в данной группе), объяснить главным в группе порядок заполнения бланков результатов;
  • подготовить двух официантов из числа сильных учеников 11 класса для обеспечения быстрой обработки собранных решений;
  • приготовить разноцветные бланки задач соответственно меню, таблички с номерами столов (в том числе vip стол для гостей урока), бланки с текстом теорем, помогающих при решении параметрических уравнений (так называемый “Хлеб”).

Урок проводится в конце учебного года в 10-м классе. Продолжительность – 2 часа.

Цели урока

1) Образовательные

  1. Систематизировать практические и теоретические знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения уравнений с параметрами.
  2. Развивать культуру устного решения уравнений с параметром при использовании графического метода решения данных уравнений.

2) Развивающие

  1. Способствовать развитию логического мышления при записи своих рассуждений в ходе выполнения заданий с параметрами.
  2. Развивать мышление и речь учащихся.

3) Воспитательные

  1. Содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, при этом используя здоровьесберегающие технологии ведения урока (урок-игра).
  2. Способствовать преодолению страха при выполнении этого типа задач.

Оборудование:

  1. Компьютерная презентация всех этапов урока с соответствующей аппаратурой для её использования. (Приложение 1)
  2. Меню для каждого столика, табличка с номером стола.
  3. Цветные бланки заданий для каждого блюда меню и чистые бланки того же цвета для решений.
  4. “Хлеб” - бланки с текстами теорем, помогающих при решении уравнений с параметрами.
  5. Плакаты с названием математического кафе и высказыванием А.Франса.
  6. Записи на доске: задания для устного счёта.

План и ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка “кредитоспособности”. (Устная работа)
  3. Приём официантами заказов от каждого столика.
  4. Решение линейных уравнений с параметрами. (Холодные закуски).
  5. Решение квадратных параметрических уравнений, с указанным количеством корней. (Первые блюда).
  6. Решение квадратных уравнений с параметрами при наличии дополнительного условия. (Вторые блюда).
  7. Решение квадратных уравнений при всех значениях параметра. (Напитки).
  8. Домашнее задание. (Десерт).
  9. Подведение итогов урока.

- Сегодня мы с вами посетим необычное кафе, математическое. <Рисунок1> С меню нашего кафе вы познакомитесь чуть позже, поверьте, мы вас очень ждали, и поэтому оно очень разнообразно! В меню предлагаются блюда изысканной кухни параметрических уравнений. Но сначала проверим, а кредитоспособны ли вы? Хватит ли у вас знаний по теме ”Решение уравнений с параметрами”, чтобы вкусить всю прелесть этих блюд? Ну что же, приступим.

Рисунок 1

Устная работа:

1).Исправить ошибки в записи ответа о количестве корней при графическом решении уравнения f(x)=а. <Рисунок 2>

Рисунок 2

Ответ: при а=2 и а<0 – два корня; при а=0 – три корня; при 0<а<2 – четыре корня.

2) Сколько корней имеет уравнение f(x)=а при различных значениях а? <Рисунок 3>

Рисунок 3

3) Продолжить фразу: “Параметр – это…”

а) уравнение вида ах + b = 0;

б) спецкурс подготовки к ЕГЭ;

в) фиксированное, но неизвестное число;

г) друг Чебурашки.

4) Какие условия необходимо рассмотреть, чтобы ответить на вопрос: “При каких значениях k уравнение x2 – 2kx+k+6=0 имеет корни больше 1?”

а) б) в) г)

5) Какая геометрическая иллюстрация соответствует предыдущей задаче?

а) <Рисунок 4>

Рисунок 4

б) <Рисунок 5>

Рисунок 5

в) <Рисунок 6>

Рисунок 6

- Ну, а теперь перейдём к трапезе. Перед вами на столах лежит меню (Приложение 2) сегодняшнего дня. Самостоятельно делайте заказ из любого набора блюд. Стоимость каждого блюда обозначена в баллах. Официанты соберут ваши заказы и обеспечат своевременную доставку параметрических явств. Прежде чем отдать заказы ответственные за столики не забудьте отметить выбор блюд каждого участника нашей встречи в бланке результатов знаком “+”. (Приложение 3).

(Официанты собирают заказы и разносят холодные закуски). <Рисунок 7>

img7.JPG (20788 bytes)

Рисунок 7

- На ваших столах холодные закуски на розовых тарелках. Салфетки вам подали того же цвета. Приступайте. Желаю вам приятного аппетита!

Салат из капусты линейной

Решите уравнение:

Салат из креветок “Параметрический”

Решите уравнение:

Салат из фруктов “Линейная рапсодия”

Решите уравнение:

(Дети решают задания под приятную музыку. Когда основная масса учащихся справится с заданием, к доске вызывается ученик, желательно тот, кто решил наиболее популярное на сегодняшний день “блюдо” в классе, и все ребята оформляют это решение в тетрадях. На мониторе демонстрируются ответы ко всем задачам этой серии. Проверить по экрану от-веты ко всем “салатам”, вписать их на свою карточку для доработки дома. Ответственный за столик проставляет баллы в бланк результатов каждому ученику. Если ученик был у доски, то ему дополнительно +1 балл. Решения, выполненные на бланках одинакового цвета, официанты собирают и скрепляют степлером.)

- Проводится смена блюд. И сейчас на ваших столах появятся прекрасные параметри-ческие первые блюда из меню нашего кафе:

Суп харчо с параметром

При каких значениях параметра а уравнение

имеет единственный корень ?

Борщ вегетарианский

Найти все значения параметра а, при которых уравнение

не имеет корней .

Параметрическая окрошка

При каких значениях параметра а уравнение

имеет два различных действительных корня ?

(Аналогичная работа тому, как осуществлялась проверка выполнения заданий по “холод-ным закускам”. Напоминать ответственным за столы проставлять баллы в бланке резуль-татов.) <Рисунок 8>

Рисунок 8

Официанты разносят вторые блюда.

- Вы так увлечены предлагаемыми блюдами нашей параметрической кухни, что даже за-были о “хлебе”! Обращайтесь к официантам, сейчас вам ”хлеб” будет очень кстати. (Приложение 4)

Плов “Параметрическая фантазия”

Найти все значения k , при которых один корень уравнения

меньше 1, а другой корень больше 2 ?

Макароны по-флотски “Равновесие”

При каких значениях параметра а уравнение

имеет корни различных знаков?

Картофельное пюре с математической отбивной

При каких значениях параметра m оба корня уравнения

принадлежат интервалу (-2; 4) ?

(Решаем одно задание на доске. Проверяем ответы, сдаём решения. Проставляют баллы ответственные.)

- И снова смена блюд. Напитки на все вкусы: чай, коктейль, компот! Отведайте!

Чай “Квадратная симфония”

Решить уравнение:

Компот из ревеня с кореньями

Решить уравнение:

Коктейль “Параметр”

Решить уравнение:

- А сейчас вас ждёт самое вкусное: десерт. К тому же десерт вы получаете за счёт нашего математического кафе “Параметр и К0”! Это наша визитная карточка и это ваше домашнее задание.

ДЕСЕРТ “СУФЛЕ ИЗ ПАРАМЕТРОВ”

от математического кафе “Параметр и К0

1)Найти все значения k , при которых один корень уравнения

больше 2, а другой корень меньше 2.

2)Найти все значения параметра а, при которых уравнение

имеет один корень.

- Пока официанты разносят вам “Суфле из параметров”, выясним итоги изучения вашей ”кредитоспособности” при посещении математического кафе “Параметр и К0”. Сейчас за каждым столиком необходимо просуммировать набранные баллы и занести результаты в таблицу. <Рисунок9> В соответствии с количеством набранных баллов каждый посетитель кафе получит “бонусы” в классный журнал. До новых встреч!

Рисунок 9

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4