Сфера “Город”
ЦЕЛЬ: адаптация и самореализация школьника в городском социуме.
Задачи | Основное содержание | Формы работы | Предполагаемые результаты |
1. Воспитание уважения и любви к родному
городу и его истории 2. Воспитание законопослушного гражданина города 3. Формирование у школьников умения реализовать творческие способности и духовные потребности, используя культурные и спортивные учреждения города. 4. Оказание помощи в реализации профессиональных интересов учащихся. |
1. Освоение городского пространства. Уникальность города. Микрорайон школы. Городские районы. Градообразующие предприятия. Городская сфера услуг. Возможности реализации творческих способностей. Экологические проблемы. | Экскурсии по городу, на предприятия; встречи с родителями-работниками градообразующих предприятий, посещение краеведческого музеев, центра культуры и досуга, центра досуга и кино, городской библиотеки, участие в викторинах, конкурсах, разработке городского проекта “Класс под открытым небом”, благоустройство и озеленение территории школы и города. | 1. Развита социально-активная позиция
горожанина. 2. Определены профессиональные
интересы. 3. Отсутствуют антиобщественные формы поведения. 4. Сформировано чувство “малой Родины”. Осознание учащимися того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и преумножает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защищать свое Отечество. |
2. Знакомство с историей города.
Дореволюционная история города. Далекое прошлое
города (18-19в). Город в советское время. Кушва в 20-30гг. Кушва в годы ВОВ. Люди и дело. Город сегодня. Городские предприятия. Новое в общественной жизни города. Международные связи города. |
Посещение городских музеев и музеев предприятий; встречи с горожанами-участниками событий; экскурсии на градообразующие предприятия, использование краеведческого, исторического материала на уроках, Программы “Родники” - 1-2кл “Градоведение” - 3, 4, 6 кл. “Краеведение” - 7 кл. | ||
3. Воспитание законопослушного
гражданина города. Права и обязанности гражданина. Профилактика правонарушений. Основы безопасности жизни в городе. |
Уроки обществознания, ОБЖ; совместная работа с инспекцией по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений, преступлений; “Человек и общество”. | ||
4. Город – единый целостный организм. Устав города. Система городских органов власти и управления:Городская Дума, Администрация и ее отделы, судебная власть и органы охраны общественного порядка. Деятельность налоговой инспекции, фонда обязательного медицинского страхования, пенсионного фонда, фонда социальной поддержки населения. | Классные часы по ознакомлению с Уставом города, встречи с представителями органов власти и управления. Участие в выборах в школьную городскую Думу, мэрию, работе в данных административных органах. Участие в работе школьного органа самоуправления “Содружество. Мы-дети планеты”. | ||
5. Реализация профессиональных интересов школьников. Изучение профессиональных Интересов и способностей школьников. Потребности города в трудовых ресурсах. Возможности трудоустройства в городе. Пути повышения образования в городе. Городская служба занятости населения. | Диагностика проф. Способностей и интересов учащихся, встречи с людьми различных профессий, выпускниками школы, совместная работа с городской службой занятости населения; тесное сотрудничество с филиалом УПИ, колледжем, находящимися на территории школы. |
Этапы реализации программы “Город, в котором я живу”
Этапы реализации программы | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
1. Организационный (проектный) |
Подбор управленческого аппарата, разработка модели воспитательной системы по гражданскому воспитанию, программирование деятельности педагогов; определение концептуальных положений и диагностических средств мониторинга развития личности, его воспитанности. | Администрация зам. директора по ВР, кл. руководители, родители, учащиеся | |
2. Внедренческий (практический) | Ознакомление педагогов с
теоретическими и методическими основами
гражданского воспитания. Реализация проекта по гражданскому воспитанию; апробация и использование в воспитательном процессе новых технологий по гражданскому воспитанию, осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению системы воспитательной работы по гражданскому воспитанию в классах; анализ деятельности, коррекция, проведение мониторинга развития психолого-педагогического развития личности уч-ся, воспитанности, коррекция деятельности |
||
3. Обобщающий | Проанализировать и обобщить опыт работы администрации, педагогов, родителей, учащихся по осуществлению воспитательного проекта по гражданскому воспитанию, коррекция деятельности, наметить перспективные пути дальнейшей деятельности по гражданскому воспитанию |
Вывод: Кушве исполнилось 270 лет, поэтому была разработана и представлена программа “Город, в котором я живу”, цель которой – адаптация и самореализация школьника в городском социуме.
В содержание деятельности входит:
1. Освоение городского пространства.
2. Знакомство с историей города:
Дореволюционная история города.
Город в советское время.
Город сегодня.
3. Воспитание законопослушного гражданина города.
4. Город – единый целостный организм.
5. Реализация профессиональных интересов школьников.
Используемые формы работы способствуют воспитанию у учащихся любви к родному городу и к его истории, развивается социально – активная позиция горожанина, определяются профессиональные интересы, прослеживается отсутствие антиобщественных форм поведения.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Компоненты гражданственности | Уровни и показатели гражданственности | |||
Высокий | Средний | Низкий | Крайне низкий | |
1. Гражданское самосознание | Знает основные права и обязанности, нормы поведения гражданина. Всегда добросовестен в делах. Умеет преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей | Знает основные права, обязанности и нормы поведения гражданина. Соблюдает правила поведения, но всегда может регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями других людей. | Не всегда придерживается общепринятых норм поведения. Принимает участие в любой деятельности только под контролем взрослых и товарищей. | Сознательного отношения к делам и своим поступкам не проявляет. Недисциплинирован, пассивен. |
2. Гражданский долг | Охотно выполняет общественные поручения. Осознанно выполняет свои обязанности. Проявляет убежденную готовность и способность защищать Родину. Проявляет чувство долга и ответственности перед родителями. Показывает пример бережного отношения к природе и общенародному достоянию. Хорошо учится, охотно помогает товарищам. | Выполняет общественные поручения и свои обязанности. Проявляет готовность защищать Родину. Проявляет чувство долга и ответственности перед родителями, в целом бережно относится к природе и общенародному достоянию, только в отдельных случаях допускает небрежность. | Нехотя выполняет общественные поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей. Иногда проявляет неуважительное отношение к взрослым. | Уклоняется от общественных поручений, безответствен, проявляет неуважительное отношение к родителям и товарищам. |
3. Гражданская ответственность | Хорошо знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознает ответственность за судьбу своей страны. Ответственно относится к поручениям, к учебе, проявляет во всех делах инициативу и самостоятельность | Знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознает ответственность за судьбу своей страны. Выполняет поручения, хорошо учится. Инициативу в делах коллектива проявляет не всегда. | Недостаточно знает законы государства, допускает отклонения в соблюдении правопорядка, нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых. Поручения выполняет только при условии побуждения со стороны взрослых. | Нарушает дисциплину и правопорядок, требует постоянного контроля, безответствен. Учится плохо. |
4. Правовая культура | Осознает себя гражданином своей страны, знает права и обязанности и уважительно относится к ним. Умеет грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни. | Осознает себя гражданином своей страны, знает свои права и обязанности, но не всегда умеет их реализовать в жизни. | Знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых. | Неуважителен к правам и обязанностям гражданина, не выполняет требований общества. |
5. Соблюдение законов государства | Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Побуждает к хорошему поведению других. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения. Проявляет нетерпимость к злу и аморальности | Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения, но к хорошему поведению других не побуждает | Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых и товарищей | Нарушает дисциплину, не реагирует на внешние воздействия и требования взрослых |
6. Личная свобода | Свободен в выборе решений и путей достижения цели, но чувствует ответственность за этот выбор. Имеет свои убеждения, правильно отображающие его интересы и общественные интересы. Поступает в соответствии с этими убеждениями. | Имеет свои убеждения и старается поступать в соответствии с ними. Как правило, ответственно относится к своим поступкам, но в некоторых случаях его решения не соответствуют решениям общества. | Проявляет неуверенность в собственных силах, убеждения неустойчивы, при достижении поставленной цели нуждается в поддержке друзей и взрослых | При выборе решения проблем не уверен в себе, податлив дурному влиянию |
7. Гражданское достоинство | Развито чувство собственного достоинства. Проявляет требовательность к себе и другим. Считает для себя честью выполнение самого трудного дела или поручения. Не позволяет унижать себя, встает на защиту слабых. | Развито чувство собственного достоинства. Проявляет требовательность к себе и другим. Стремится выполнять трудные дела и поручения, не позволяет унижать себя, но на защиту других встает не всегда. | Развито чувство собственного достоинства, но при выполнении трудных поручений не всегда достигает цели, так как не проявляет требовательности к себе. С несправедливостью борется только тогда, когда она коснулась его самого. | Требований к себе не предъявляет, нет силы воли, труслив |
8. Гражданская активность | Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу, предприимчивость, умеет организовать ребят, повести их за собой | Принимает участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручение и не довести начатое дело до конца | Проявляет активность только в тех случаях, если дело интересует. Требует контроля со стороны взрослых | Уклоняется от участия в трудовых делах, трудится неохотно, недобросовестно |
9. Патриотизм и интернационализм | Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре. Участвует в историко-патриотической работе. Выступает организатором акций интернациональной дружбы. Пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности | Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, участвует в историко-патриотической работе. Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям, принимает участие в акциях интернациональной дружбы | Мало интересуется историей Родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем. Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности | Пренебрежительно относится к культуре и истории своей страны, проявляет неуважение к людям другой национальности и не дружит с детьми другой национальности |
10. Политическая культура | Проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность. С интересом обсуждает события, происходящие в стране и за рубежом, правильно оценивает их. Активно пропагандирует политические знания среди товарищей. Участвует в доступных возрасту общественно-политических акциях. Умеет организовать ребят, повести их за собой | Принимает участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность, следует за другими ребятами. Участвует в обсуждении общественно-политических событий, в основном правильно их оценивает, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения | Малоактивен в общественно-политических делах, предпочитает позицию зрителя. Иногда увлекается подобной работой, но быстро охладевает к ней. При оценке общественно-политических событий не умеет правильно аргументировать свою точку зрения | Безразличен к общественно-политическим делам школы, страны, пассивен в работе, неверно оценивает события, происходящие в стране и за рубежом |