Цели:
- воспитание интереса к культуре народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), привитие уважительного отношения к ним;
- развитие общей выносливости и координационных способностей младших школьников.
Оборудование:
- карточки с названиями национальных игр;
- куклы в национальной одежде тех народов, с играми которых дети знакомятся на уроке;
- цветные мелки.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Основная часть, где проводится разминка, выполняются общеразвивающие упражнения.
3. Беседа учителя:
“375 лет тому назад Якутия вошла в состав Российского государства. Наша республика, Республика Саха (Якутия), - это земля дружбы. Здесь живут, учатся, трудятся люди многих национальностей: якуты, русские, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, украинцы, эстонцы, буряты, башкиры и другие, всего более 120 представителей разных народов. Люди, которые живут рядом с нами – это самое большое богатство нашего края. Всё, что мы видим вокруг, возникло не само по себе, его сделали люди. И мы только можем удивляться тому и восхищаться тем, что и сколько всего хорошего, прекрасного, нужного они смогли создать в нашем суровом, холодном, но прекрасном северном морозном крае.
Якутия – необъятная страна. К примеру, в ней может поместиться территория шести Франций. Такая она огромная! В её недрах таятся воистину сказочные сокровища: газ, нефть, каменный уголь, руда… Добывается огромное количество драгоценных металлов, каиней – алмазов, золота, серебра, чароита… Якутия является волшебной природной кладовой.
В нашем посёлке Сеген – Кюель с давних времён дружно живут и работают якуты, русские, эвены, эвенки, юкагиры, долгане, зыряне, украинцы, киргизы. Каждый народ имеет свои уникальные традиции, обычаи, свой язык, культуру. Каждый народ имеет удивительные сказки, песни. У каждого из них также есть свои очень интересные, познавательные, развивающие силу и ловкость, гибкость увлекательные игры. Мы с вами разучим и будем в них играть”.
4. Описание подвижных игр разных народов.
Воевода (из русского народного фольклора)
Катилось яблоко
В круг хоровода.
Кто его поднял,
Тот воевода.- Воевода, воевода,
Выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь.
Беги, как огонь!
Дети стоят по кругу. На строки 1 – 4 они перекатывают мяч от одного к другому. Участник, получивший мяч, со словом “воевода” начинает бегать внутри круга перед играющими (на строки 5 – 6), затем останавливается между двумя участниками, держа мяч в руках. Две последние строки говорят хором все дети, хлопая при этом в ладоши. Со словом “огонь” двое играющих, между которыми остановился воевода, разбегаются в разные стороны, обегают круг. Добежавший первым становится воеводой.
Игра развивает быстроту и ловкость.
Один лишний (якутская народная игра)
Дети становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседней пары. Выделяется один ведущий, который становится в середину круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просится: “Пустите меня к себе”. Ему отвечают: “Нет, не пустим, иди туда”, - и указывают на более дальнюю пару. В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре позади меняются местами, перебегая к другой паре и становясь впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь место из освободившихся. Оставшийся без места становится ведущим.
Игра учит работать дружно, развивает ловкость, быстроту движений.
Ловля оленей (“Орарбу hэпкэвэн”) (Эвенская игра)
Играющие делятся на две группы – “олени” и “пастухи”. “Пастухи” берутся за руки и стоят полукругом, повернувшись к оленям. “Олени” бегают по площадке. По сигналу “hэпкэли!” (т.е. “лови!”) “пастухи”, не размыкая рук, пытаются поймать “оленей” и замкнуть круг. Ловить оленей можно только по сигналу. Когда поймано большее число оленей, “пастухи” замыкают круг. Олени стараются не попасть в круг, но если круг замкнут, то “олени” не имеют права вырываться из круга.
Игра учит действовать дружно и соласованно, развивает ловкость.
Прыжки по кочкам (“Чулайл”) (Юкагирская игра)
Проводится в виде эстафеты по командам. На полу вдоль спортивного зала нарисовать мелом “кочки” - кружочки. Команды, прыгая по кочкам, должны быстрее добежать до финиша. Победит та команда, игроки которой быстрее, точнее и ловчее. Главное условие: участники должны наступать только на “кочки”.
Игра развивает координацию движений, быстроту, ловкость.
4. Подведение итогов урока (рефлексия):
- С играми каких народов мы познакомились на уроке?
- Понравились ли вам эти игры?
- Игры каких народов вы уже знаете, в какие игры играете?
- Научите этим играм, в которые мы сегодня играли, своих друзей и играйте на переменах, на улице и дома. Играйте на здоровье!
Использованная литература.
- Гоголева С.В., Лепчикова Л.П., Савина М.Н.Дидактические игры: Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Якутск: кн. изд – во, 1991 г.
- Курилов Н.Н. Лексика спортивных игр юкагиров тундры. Якутск, 1999 г.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М., “Просвещение”, 1979 г.
- Фёдоров А.А. Игры предков. Якутск, 1992 г.