Урок физической культуры. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • воспитание интереса к культуре народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), привитие уважительного отношения к ним;
  • развитие общей выносливости и координационных способностей младших школьников.

Оборудование:

  • карточки с названиями национальных игр;
  • куклы в национальной одежде тех народов, с играми которых дети знакомятся на уроке;
  • цветные мелки.

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Основная часть, где проводится разминка, выполняются общеразвивающие упражнения.

3. Беседа учителя:

“375 лет тому назад Якутия вошла в состав Российского государства. Наша республика, Республика Саха (Якутия), - это земля дружбы. Здесь живут, учатся, трудятся люди многих национальностей: якуты, русские, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, украинцы, эстонцы, буряты, башкиры и другие, всего более 120 представителей разных народов. Люди, которые живут рядом с нами – это самое большое богатство нашего края. Всё, что мы видим вокруг, возникло не само по себе, его сделали люди. И мы только можем удивляться тому и восхищаться тем, что и сколько всего хорошего, прекрасного, нужного они смогли создать в нашем суровом, холодном, но прекрасном северном морозном крае.

Якутия – необъятная страна. К примеру, в ней может поместиться территория шести Франций. Такая она огромная! В её недрах таятся воистину сказочные сокровища: газ, нефть, каменный уголь, руда… Добывается огромное количество драгоценных металлов, каиней – алмазов, золота, серебра, чароита… Якутия является волшебной природной кладовой.

В нашем посёлке Сеген – Кюель с давних времён дружно живут и работают якуты, русские, эвены, эвенки, юкагиры, долгане, зыряне, украинцы, киргизы. Каждый народ имеет свои уникальные традиции, обычаи, свой язык, культуру. Каждый народ имеет удивительные сказки, песни. У каждого из них также есть свои очень интересные, познавательные, развивающие силу и ловкость, гибкость увлекательные игры. Мы с вами разучим и будем в них играть”.

4. Описание подвижных игр разных народов.

Воевода (из русского народного фольклора)

Катилось яблоко
В круг хоровода.
Кто его поднял,
Тот воевода.

- Воевода, воевода,
Выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь.
Беги, как огонь!

Дети стоят по кругу. На строки 1 – 4 они перекатывают мяч от одного к другому. Участник, получивший мяч, со словом “воевода” начинает бегать внутри круга перед играющими (на строки 5 – 6), затем останавливается между двумя участниками, держа мяч в руках. Две последние строки говорят хором все дети, хлопая при этом в ладоши. Со словом “огонь” двое играющих, между которыми остановился воевода, разбегаются в разные стороны, обегают круг. Добежавший первым становится воеводой.

Игра развивает быстроту и ловкость.

Один лишний (якутская народная игра)

Дети становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседней пары. Выделяется один ведущий, который становится в середину круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просится: “Пустите меня к себе”. Ему отвечают: “Нет, не пустим, иди туда”, - и указывают на более дальнюю пару. В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре позади меняются местами, перебегая к другой паре и становясь впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь место из освободившихся. Оставшийся без места становится ведущим.

Игра учит работать дружно, развивает ловкость, быстроту движений.

Ловля оленей (“Орарбу hэпкэвэн”) (Эвенская игра)

Играющие делятся на две группы – “олени” и “пастухи”. “Пастухи” берутся за руки и стоят полукругом, повернувшись к оленям. “Олени” бегают по площадке. По сигналу “hэпкэли!” (т.е. “лови!”) “пастухи”, не размыкая рук, пытаются поймать “оленей” и замкнуть круг. Ловить оленей можно только по сигналу. Когда поймано большее число оленей, “пастухи” замыкают круг. Олени стараются не попасть в круг, но если круг замкнут, то “олени” не имеют права вырываться из круга.

Игра учит действовать дружно и соласованно, развивает ловкость.

Прыжки по кочкам (“Чулайл”) (Юкагирская игра)

Проводится в виде эстафеты по командам. На полу вдоль спортивного зала нарисовать мелом “кочки” - кружочки. Команды, прыгая по кочкам, должны быстрее добежать до финиша. Победит та команда, игроки которой быстрее, точнее и ловчее. Главное условие: участники должны наступать только на “кочки”.

Игра развивает координацию движений, быстроту, ловкость.

4. Подведение итогов урока (рефлексия):

- С играми каких народов мы познакомились на уроке?

- Понравились ли вам эти игры?

- Игры каких народов вы уже знаете, в какие игры играете?

- Научите этим играм, в которые мы сегодня играли, своих друзей и играйте на переменах, на улице и дома. Играйте на здоровье!

Использованная литература.

  1. Гоголева С.В., Лепчикова Л.П., Савина М.Н.Дидактические игры: Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Якутск: кн. изд – во, 1991 г.
  2. Курилов Н.Н. Лексика спортивных игр юкагиров тундры. Якутск, 1999 г.
  3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М., “Просвещение”, 1979 г.
  4. Фёдоров А.А. Игры предков. Якутск, 1992 г.