Задачи:
- Расширять знания об окружающем мире.
- Развивать чувственное познание.
- Выяснить свойства камня.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения.
- Воспитывать умение работать в коллективе
- Вызвать радость открытий полученных из опытов
- Развивать конструктивные навыки при создании постройки из камня, применяя полученные при проведении опыта знания.
Оборудование:
- камни (галька, различного размера в большом количестве),
- лупы,
- салфетки,
- пластилин,
- тазы с водой,
- монеты,
- строительная глина,
- картон или дощечки.
Воспитатель приносит в группу книгу “Три поросёнка” в новом оформлении. Просит детей вспомнить сюжет этой сказки, делая акцент на домах, которые построили герои.
Воспитатель. Чем закончилась сказка? Почему, именно, камень как строительный материал использовали для строительства дома? А может быть, вообще, из бумаги построить надо было дом или веток?
Давайте с вами побудем в роли научных сотрудников и выясним, какими же свойствами обладают камни.
Задание 1. Закройте глаза и на ощупь выберите самый большой, самый маленький камень. Откройте глаза, рассмотрите их внимательно. Какой больше всего вам понравился? Обоснуйте своё мнение.
Задание 2. Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий, самый круглый камешек, потом - самый неровный. Как вы думаете, почему у гладкого нет острых углов? Возьмите несколько камешков в ладошки и потрясите их. Чувствуется, как они ударяются друг о друга.
Задание 3. Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит? (трещины, кристаллы, узоры т.д.)
Задание 4. В одну руку взять камешек, в другую – пластилин. Сжать обе ладошки. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Камешек твёрдый, твёрже пластилина. Постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем различие ощущений?
Задание 5. Попробуйте что-нибудь нацарапать на камешке монеткой. Что получается? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят: “твёрдый, как камень”?
Задание 6. Что будет, если положить камешек в воду? Бросьте и понаблюдайте. Может ли камешек плавать?
Что нового для себя вы узнали о камнях? Какими свойствами обладают камни? Почему построили дом из этого материала?
Вывод - это твёрдый и прочный строительный материал. Камни могут быть большими и маленькими, круглыми и неровными. Если посмотреть через лупу, можно увидеть кристаллики, узоры трещинки. Камень в воде тонет. Твёрдый
Воспитатель. Давайте с вами побудем теперь строителями. И построим из камня стены для дома.
Дети пытаются выложить из камней стены, но они рассыпаются.
Воспитатель. Камень настолько твёрд, что очень нелегко придавать нужную форму стенам и скреплять камни друг с другом. На помощь пришла глина. Из сырой глины можно строить и лепить, скреплять между собой камни
Дети выполняют работу в звеньях.
Спустя сутки, дети самостоятельно дополняют постройки. Обыгрывают их.
Литература. Предметная среда. Сенсорика. Экология. Сборник практических материалов для ДОУ к программе “Развитие”.