Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии в рамках работы районого научного общества учащихся

Разделы: Внеклассная работа


В настоящее время исследовательская деятельность является распространенной формой организации внеклассной работы с учащимися, в этой связи возрастает интерес к системе ее организации и результативности.

Цель статьи: раскрыть особенности организации научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии в рамках работы районного научного общества учащихся.

Секция “Экология” возникла в рамках районного научного общества учащихся “Малая академия наук учащихся Абинского района” (далее по тексту: РНОУ, МАН) (приложение 1) - добровольного объединения учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования района, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных технологий.

Члены РНОУ – учащиеся, активно участвующие в научно-исследовательской деятельности, изъявившие желание работать в объединении, проявившие склонность к научному творчеству и выполнившие кандидатский минимум члена РНОУ. Ученик, участвующий в работе секции, получает необходимые консультации у своего руководителя и у руководителя секции РНОУ, он может представлять свою работу на конференциях района и края, опубликовать свою работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

Актуальность опыта: сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно существование его на планете Земля. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С повышением качества экологического образования учащихся связано ожидание обществом стабильности, развития толерантности и согласия в мире. Особенно это актуально в нашем регионе, отличающемся разнообразными почвенно-климатическими условиями и своеобразной природой. Работа секции позволяет сформировать у учащихся целостное восприятие окружающего мира; воспитать нравственные, гражданские позиции. Дает возможность максимально приблизить к восприятию учащихся имеющийся комплекс данных по Абинскому району, увеличить наглядность, расширить возможности для собственных изысканий учащихся. Существенно расширить их кругозор и повысить уровень обученности по предмету “Экология”.

Данный опыт предполагает несколько уровней познавательной работы учащихся в числе которых:

1. Углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес, осуществляемый членами ученических научных обществ, участниками экспедиций.

2. Получение учащимися знаний о крае со слов учителя и из региональных учебников.

Педагогическая идея опыта: привлечение учащихся и педагогов района к более глубокому изучению экологии родного края по различным направлениям. Выявление учащихся, увлеченных изучением экологической обстановки и приобщение их к серьезной научно-исследовательской деятельности.

Основное значение придается развитию навыков поиска. Критерии качества экологического образования в целом связаны не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизвести изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки явлений, моделирования ситуаций.

Цель опыта:

  • Выявление и воспитание учащихся наиболее увлеченных изучением экологии родного края, приобщение их к серьезной научно-исследовательской деятельности и формирование их активной жизненной позиции

Задачи опыта:

  • Создание условий для научно-учебной работы школьников, овладение формами и методами научно-исследовательской деятельности.
  • Привлечение высококвалифицированных научных кадров для работы со школьниками.
  • Ранняя профессиональная ориентация в области науки, поисково-исследовательской деятельности.
  • Обучение навыкам научно-исследовательской и опытнической работы.
  • Расширение кругозора учащихся через активное включение в процесс самообразования и саморазвития.
  • Воспитание эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы.
  • Привитие практических навыков в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
  • Разработка и реализация исследовательских проектов.
  • Подготовка научных работ школьников к участию в краевых и российских конкурсах.

Формы работы:

  • Экспедиции.
  • Олимпиады.
  • Научно-практические конференции.
  • Семинары.

Методы работы:

  • Экологический мониторинг
  • Экологическое картографирование
  • Экологическое патрулирование

Направления деятельности секции “Экология”:

“Мониторинг биологических объектов”. Работают в этом направлении учащиеся, которые владеют навыками геоботанических исследований и занимаются изучением фитоценозов, или ведут фенологические наблюдения за сообществами. Многие соискатели проводят количественный учет зоологических объектов.

“Водная экология”. Здесь предлагается широкий выбор тем, таких как вопросы биоиндикации качества воды, физико-химические методы анализа проб воды, экологическое состояние водоемов.

“Биоиндикация”. Направление включает исследования, основанные на исключительной чувствительности отдельных биологических объектов (например, лишайников - лихеноиндикация) к загрязнителям окружающей среды.

“Здоровье и окружающая среда”. В это направление входят вопросы влияния экологических факторов на здоровье населения, мониторинг физического развития школьников.

“Школьный экологический мониторинг”. В рамках этого направления реализуется желание учащихся изучить экологическую обстановку на территории микрорайона школы и в ее стенах. В случае многолетних комплексных исследований может быть оформлен экопаспорт школы.

“Изучение методик экологических исследований”. Это теоретическое направление, которое предполагает обработку результатов исследований, материалов экспедиций, полевых работ.

“Исследовательская работа в условиях экспедиций”. Исследовательское направление, включающее обобщение данных, полученных в результате проведенных экспедиций.

“Организация природоохранной деятельности. Изучение охраняемых видов животных и растений”. Приводятся данные по редким и исчезающим видам, встречающимся на территории Абинского района. Отчитываются участники экологических патрулей.

“Паспортизация интересных природных объектов Абинского района”. Описание и систематизация интересных природных объектов.

В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности учащихся особое место занимает экспедиция. Которая является одной из форм организации учебной деятельности и используется при проведении детьми собственных исследований. Экспедиция позволяет изучать материал в его первозданном виде, она позволяет увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез. В ходе исследовательской работы активно используется эта форма работы. Большое количество источников для получения новых сведений создает прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки собственных суждений, умозаключений и выводов.

Экспедиция, как и любая другая форма работы, начинается с постановок целей и задач.

Цель экспедиции должна быть обозначена в путевом листе и известна всем участникам. Исходя из целей и задач, определяется район исследования, составляется график движения. Во время экспедиции подробно изучаются, осматриваются и описываются объекты, делаются основные замеры, кроки, описания конструкций и характера разрушений. Также учащиеся знакомятся с памятниками природы и истории Абинского района. Результатом экспедиции является отчет, который представляется на конференцию “МАН: итоги года и лета” и далее, в форме научно – исследовательских проектов, на районную научно-практическую конференцию “Первые шаги в науку”, где заслушивается на секциях.

Главным формальным результатом творческой деятельности являются итоговые работы, представленные учащимися на конкурсы и научно-практические конференции (районные, краевые, всероссийские).

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью конкретной с научной точки зрения, методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

В методическом плане эти работы структурированы на постановку проблемы (зачем выполняется работа?), собственно материал, завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, и отвечать на поставленные вопросы. Эти требования являются принципиальными с точки зрения обучения учащихся основным приемам творческой работы.

По итогам конференции выходит сборник тезисов, а авторы лучших работ направляются на краевые и российские конференции и конкурсы.

Длительность работы над опытом и результативность:

Секция “Экология” была основана в 1998 году. В 1998 году 24 марта на III научно практической конференции учащихся школ Абинского района было представлено 11 работ.

С 1998 по 2008 годы прошло 10 научно-практических конференций учащихся, в рамках которых работала секция “Экология”.

Учащиеся участвующие в конференциях, конкурсах, экспедициях приобретают уверенность в своих силах, способность анализировать события, мыслить логически обоснованно.

За период с 2003 года 7 учащихся стали призерами российских конференций и конкурсов, в том числе Барвиненко Анастасия (выпускница МОУ СОШ № 42, ныне студентка экологического факультета Кубанского государственного аграрного университета) стала лауреатом конкурса исследовательских работ Всероссийского детского экологического форума “Зеленая планета” (2005). Семенов Александр (выпускник МОУ СОШ № 3, ныне является студентом факультета геоэкологии Кубанского государственного университета), удостоен диплома лауреата Всероссийской открытой конференции обучающихся “ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА” и свидетельства о присвоении звания “Лауреат Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся “ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА” (2006). Стал участником очного тура Всероссийской олимпиады школьников по экологии и лауреатом премии государственной поддержки талантливой молодежи (2006). Черненченко Анатасия (учащаяся МОУ СОШ № 3), получила свидетельства за выступление с научным докладом на секции “Биологические науки” и за участие в олимпиаде по биологическим наукам в рамках Российского соревнования юных исследователей “Шаг в будущее, ЮНИОР” (2006); награждена дипломом I степени, получила специальный приз - “Стеклянный глобус” и свидетельство участника X Российской Научной школы-семинара “Академия юных” в г. Гагра, а также дипломом III степени за участие в олимпиаде по биоинженерии (2006). Получила свидетельство участника XIV Всероссийской научной конференции молодых исследователей “Шаг в будущее” (2007). Удостоена диплома I степени, получила специальный приз – “Философский камень” за участие в Российской научной школе-семинаре “Академия юных” в г. Гагра, а также диплом I степени за участие в олимпиаде по биотехнологии и генетической инженерии и свидетельство кандидата в состав Национальной делегации РФ для участия в Тайваньской международной выставке (2007).

Многие из выпускников, становясь призерами и лауреатами конкурсов, олимпиад, конференций, поступают в ВУЗы и ССУЗы по выбранному в научном обществе профилю.