Цели мероприятия:
- Образовательные: проверить умения применять свои знания при решении практических задач;
- Развивающие: развивать память через постоянное обращение заданий к имеющимся знаниям учащихся;
- Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, показывать учащимся прикладной аспект математики и формировать интерес к этой науке.
- Оборудование: карта г. Мариинска и его окрестностей, плакат с текстом о городе, герб города, плакат с изображением девушки в сарафане, туеса, фотографии архитектурных памятников города, задания.
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами совершим путешествие по Мариинску и его окрестностям.
Ведущий: Свята любовь русских людей к своей Родине – России. Однако у каждого из нас есть особенно близкие сердцу места, где он родился, учился, начал трудовую биографию, а часто и прожил всю жизнь. Это его родной край. Знать историю родного края – значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее. История земли Мариинской – это неотъемлемая часть большой и славной истории Сибири. Наш небольшой городок на северо-востоке Кузбасса – поэтически назван городом Мариинском. Городок, каких в России не счесть: с неповторимым обликом, своей судьбой, своими людьми. Путешествие начнём со знакомства с городом.
(Дети читают текст на плакате, заменяя выражения натуральными числами).
Текст на плакате:
Мариинск – это районный центр в Кемеровской области, значительный промышленный центр, крупная железнодорожная станция на Транссибирской магистрали, узел автомобильных дорог: на Кемерово, Томск, Красноярск. Его площадь км2. Протяжённость города с северо-востока на юго-запад км, а с запада на восток - км. Его координаты: 23•7 с.ш. и в.д. Город раскинулся на левом берегу Кии, на холмистой равнине, слабо пересечённой речными долинами. Реки и ручьи преимущественно небольшие (шириной до 2()2 м, глубиной м), с вязким илистым дном и невысокими, местами обрывистыми берегами высотой м. В Мариинске проживает около тысяч человек, из которых тысяч горожан в возрасте лет.
Ведущий: Каждый город имеет свой герб. И у Мариинска есть свой герб, учреждённый городским Советом народных депутатов в 1981 году. Автор герба – народный художник, почётный гражданин г. Мариинска Юрий Михайлович Михайлов. (На доске вывешивается изображение герба города и портрет автора.). Доминирующим изображением герба взят деревянный цветок, в котором соединены два символа – символ жизни и символ деревянного резного узорочья старинного зодчества, что является несомненной гордостью нашего города. Колосья вверху означают принадлежность к сельскохозяйственному району. Изображение дано на голубом фоне, символизирующем чистоту и свежесть мирного неба над нами. Щит окружён тополиными ветвями, которые в золотистом исполнении придают гербу нарядный, торжественный вид. Голубая лента, переплетающая ветви, ассоциируется с голубой лентой реки Кии, которая причудливо извивается вокруг города.
Учитель: А теперь, ребята, ответьте мне на вопрос: “Какой вид симметрии использовал автор герба при его создании?”
Ответ: осевую симметрию.
Ведущий: Продолжим наше путешествие по городу, по его улицам. Когда видишь деревянные постройки конца XIX – начала XX веков, поражаешься их прочности, фундаментальности. Конструктивные приёмы и традиции декоративного убранства жилых и бытовых построек поражают своей житейской целесообразностью. Мариинск сохранил в целом традиционный архитектурный облик прошлых времён. Можно подолгу ходить по его улицам и восхищаться чудесами деревянного зодчества: венцы стен, украшенные богатой резьбой, карнизы, фронтоны, наличники, глухие ворота, металлические кружева узорных решёток. Привлекают внимание и каменные здания, главным образом – это постройки общественного назначения, окружённые деревянными домами, они создают с ними удивительные ансамбли. Некоторые из каменных построек украшены декором, на которые явно повлияло деревянное декоративное убранство. Каменные здания местных богатеев были построены в стиле “сибирского барокко”. Эти прекрасные старинные памятники архитектуры и поныне украшают центр Мариинска. По ним мы “читаем” прошлое нашего города.
Учитель: Что использовали архитекторы при построении чертежей зданий?
Ответ: симметрию.
(Демонстрируются фотографии архитектурных памятников города.).
Ведущий: Мариинск – это исторический памятник. Его история началась с той великой эпопеи, которую называют освоением Сибири. На территории бывшего Мариинского уезда насчитывается 283 археологических памятника, начиная с древнего каменного века и до первых русских поселений. О многом – природе, истории, людях – удивительном, прекрасном, чем гордятся мариинцы, за что любят свой край может поведать краеведческий музей, расположенный в резном чудо-тереме по улице Рабочей. (Показывается фотография краеведческого музея.). Давайте-ка заглянем внутрь. Перед вами национальные костюмы народов, населявших наш уезд.
(На доске вывешивается плакат с изображением девушки в сарафане. Учитель даёт следующее задание). Рисунок 1
Задание: Построить графики функций . В полученной полосе и на короне, используя симметрию, создать рисунок-орнамент.
Ведущий: Орнаменты используют в своих работах мастера по бересте Юрий Михайлов, Валерий Кривоногов - Томилин, Анатолий Волков и другие, которые вы можете увидеть в музее “Сибирская береста”. И в нашей школе существует студия “Волшебная береста”. Ваши друзья создают в ней прекрасные берестяные туеса (показываются туеса).
Продолжим наше путешествие. Неизбывной любовью у мариинцев пользуется неповторимый уголок природы с загадочным названием Арчекас. Давайте погуляем по нему. Почувствуем дыхание, попробуем заглянуть в тайны, увидеть его прелести. Немало легенд, стихов и песен сложено об Арчекасе. На южных склонах горы Арчекас в одном километре от г. Мариинска на правом берегу реки Кии в районе Медвежьей Курьи находилось поселение Арчекас 2, которое было обследовано И.И.Баухником в 1961 году. Здесь найдены обломки керамических сосудов, изделия из кости, камня, бронзы и железа. Этот памятник относится к эпохе бронзы и раннего железного века.
Задание: Найти площадь изображения глиняного сосуда, используя данные рисунка.
Ведущий: Следующая остановка – на Баиме. Здесь, в 2 км юго-восточнее посёлка, в 100 м южнее дороги на село Усть-Чебула, в 150 м южнее Романовской курьи находится ещё один памятник – два кургана. Курганы расположены на распахиваемом поле в 30 м друг от друга, высотой 0,4 и 0,7 м, диаметром 9 и 16 м. Насыпи курганов сильно запаханы. Памятник открыт в 1982 году А.М.Коротаевым.
Задание: Найти длину оснований курганов, используя данные рисунка.
Ответ: 9,8 м и 17,4 м.
Ведущий: В окрестностях Мариинска находятся пойменные озёра: Чёрное, Духовское, Романовское.
Задание: Определите длину озера Романовского, используя рисунок.
Ответ: 500 м.
Ведущий: Следующий пункт нашего путешествия – р. Кия. От Мариинска до впадения в р. Чулым, Кия на протяжении 252 км типично равнинная река и по извилистости русла держит первенство в области, образуя старицы.
Задание: Найти ширину реки Кии в пределах Мариинска, если КС=150 м, КМ=60 м, КВ=80 м.
Ответ: 120 м.
Ведущий: Кия – одна из живописных рек Кемеровской области. На правом берегу Кии – живописные скалы, поднимающиеся над водой на 15-20 м, с зубчатыми верхушками. Ниже скал в русле реки встречаются подводные и надводные камни. Многие горожане совершают сплавы по реке на плотах.
Задание: Какова скорость течения реки, если туристы проплыли 18 км на плотах и вернулись обратно на автобусе, скорость которого 54 км/ч, за 10ч 20 мин?
Ответ: 1,8 км/ч.
Ведущий: Вот и подошло наше путешествие к концу. Спасибо всем за хорошие знания по математике.