Отчет по работе учителя

Разделы: Иностранные языки


Творчество – это радость
Радость в процессе обучения – путь к успеху

1. Тема работы, цель 

Включая творческие задания в уроки иностранных языков, я ставлю перед собой такие задачи:

  • пробудить интерес учащихся к урокам иностранного языка;
  • дать детям мотивацию к учению не только на уроках, но и дома;
  • создать эмоциональную непринужденную обстановку, способствующую усвоению знаний.

2. Принципы творческого подхода

От степени творческой направленности процесса обучения зависит и саморазвитие личности. Данная закономерность составляет основу принципа творческого подхода, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащимся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения поставленных целей. Основное назначение творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления и развития творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой иноязычной культурой.

3. Теоретическое обоснование

В основе системы методов и приемов, используемых мною для развития творчества, лежат известные технологии: технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (игровая, проектная, групповая).

О технологиях

Исследователем И.А.Зимней в советской психологии были созданы все основные предпосылки для теоретического обоснования коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. Так, в работах советских психологов (Л.С. Выготского, П.П. Блонского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, П.И. Зинченко и других) разработана общая теория деятельности и теория мыслительной  деятельности, в частности.

Как отмечал Б.В. Беляев, «самым главным и основным психологическим принципом этого обучения следует считать, на наш взгляд, принцип обучения мышлению на иностранном языке. Учащихся надо обучать не просто иностранному языку, а мышлению на нем»

Иноязычная речевая деятельность как объект обучения ИЯ определяет использование и развитие ряда методов, относимых к группе деятельностно-личностно-коммуникативных (в практике часто объединяемых под названием коммуникативных).

Технология коммуникативного метода обучения – обучение на основе общения – реализуется в таких современных методических разработках как игровой, групповой, проблемный, проектный, модульный методы обучения и др., а также в целом направлении, известном как интенсивное обучение ИЯ.

Для себя я определила несколько значимых методик (технологий): игровая, проектная, групповая.

При коммуникативном обучении уроки ИЯ становятся уроками обучения общению посредством общения. В процессе обучения дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнерами.

Давайте подробнее рассмотрим составляющие технологии коммуникативного обучения.

Проектная методика

Основоположником проектной методики является педагог Д. Дьюи в начале прошлого столетия. Его последователями были  его ученики Д. У.Х. Килпатрик, Э. Коллингс.

В “Российской педагогической энциклопедии“ даётся такое определение метода проектов – это “система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов”.

В процессе проектной деятельности приобретаются такие навыки, как

– интеллектуальные (умения  работать с    информацией,    ориентироваться    в    информационном    пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести  поиск  новой  информации, анализировать гипотезу и ее  разрешение,  умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
– творческие (умение генерировать идею, находить несколько  вариантов  решения  проблемы, выбирать более рациональное  из  них,  прогнозировать  последствия  принятых решений,  умение  видеть  новую  проблему);
–  коммуникативные (умение  вести дискуссию, слушать и слышать  собеседника,  отстаивать  свою  точку  зрения, подкрепленную  аргументами,  умение  находить  компромисс  с   собеседником, умение лаконично излагать свою мысль);
– методологические (умения работать  в  библиотеках,  на  компьютере,  в  телекоммуникационных  сетях).

1. Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения ИЯ с  помощью  проектной методики:

–    принцип коммуникативности;
–    принцип ситуативной  обусловленности;
–    принцип проблемности;
–    принцип соизучения языка и культуры;
–    принцип автономности.

2.  Любой проект – это способ организовать  совместную  деятельность учащихся, согласовать взгляды, идеи, приемы,  средства  в  достижении  общей цели.

3. В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется  принцип «успеха»,  который  предполагает  ориентацию  всего  учебного  процесса   на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

Это можно выразить следующим алгоритмом:

Я сам (придумал)         Я хочу (воплотить задуманное)

Я могу  (сделать)         Я умею (я научился, приобрел опыт)

Правильно  организованная  проектная  работа  оказывает  положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует  самостоятельному  добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного  общения  с  реальной жизнью,  развивая   у  них  независимость,  самостоятельность,   критическое мышление, инициативу и рефлексию.

Игровая технология

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

С одной стороны игры могут успешно использоваться на начальных этапах обучения, c другой стороны, игры могут использоваться и непосредственно в процессе обучения.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

По характеру игровой методики выделяют предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры  драматизации. Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.
На своих уроках я чаще использую коммуникативные, ролевые, игры драматизации, предметные.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

– дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
– развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
– воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровая форма позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

4. Система методов работы

Хотелось бы подробнее рассмотреть свою систему работы.

Цель и планируемые результаты первого года обучения

 Коммуникативная цель предполагает здесь овладение умениями и навыками в устно-речевом общении (аудировании, говорении), так и умениями и навыками чтения и письма, а также приобретение некоторых языковых и страноведческих знаний.

Используемые мною методы работы, основанные на творчестве, помогают достичь результата, так как ребенок на уроке заинтересован и творит вместе с учителем.

В 5 классе появление нового предмета, несомненно, вызывает стресс: другие звуки, буквы, слова, новые требования и  новый учитель. С одной стороны – интересно, с другой – страшно и что победит: интерес или страх – зависит от учителя. Для ученика 5 класса основные виды деятельности – это игра и общение, поэтому использование игровых и проектных технологий обусловлено физиологически и психологически.

Нагляднее систему работы можно представить в виде таблицы.

На начальном этапе очень важно  развивать мелкую моторику, учеными доказано, что развитие речи связано с развитием мелкой моторики. Поэтому аппликация, лепка, мозаика, раскрашивание, работа с пальчиковыми куклами – виды деятельности, которые не только уместны на уроках с младшими школьниками, но и полезны для развития речевых умений.

Ступени Темы Вид деятельности Подготовка
5 класс 1) звуки, транскрипция 1) изготовление карточек со звуками
2) повторение звуков, составление транскрипции изучаемых слов
д/з
на уроке
2) притяжательные местоимения Пальчиковые куклы на уроке
3) алфавит 1) найди букву и раскрась
2) игра – соревнование «now I know the ABC»
на уроке
внеклассное мероприятие
4) еда Проект « мое любимое блюдо» д/з
5) цвета, счет Аппликация «Клумба» на уроке
6) животные 1) сказка «Теремок» на новый лад
2) проект «Мое любимое животное»
на уроке, экспромтом 
д/з                                                                                                       
7) семья 1) генеалогическое дерево
2) проект «Моя семья»
на уроке
д/з
8) Великобритания Урок-путешествие «Достопримечательности Лондона» на уроке
9) место, где я живу Проект «Мой город» д/з
10) предлоги места Игра «Hide and sick» (прятки) на уроке
11) Рождество Урок-праздник на уроке

В 6 классе мы продолжаем работу над формированием коммуникативных умений и навыков. Учащиеся уже умеют читать, писать, говорить. Выполняются творческие работы другого уровня: используются более сложные структуры высказываний, больше внимания уделяется грамматике и письменной речи. Очень важно создать ситуацию успеха, поддержать тот интерес, который появился в 5 классе. В групповой работе даже слабоуспевающий ученик сможет проявить себя и получить хорошую оценку, а значит, завтра он подготовиться к уроку иностранного языка  и придет  с желанием узнать новое.

Вы  видите на экране при изучении каких тем целесообразно использование игровых и проектных технологий.

6 класс 1) качества личности Проект «Гороскоп» д/з
2) человек, части тела 1) рисунок по аудированию (монстр)
2) лепка
на уроке
на уроке
3) одежда 1) одень Машу
2) рисунок по аудированию
3) проект «Моя любимая одежда», «Одежда моей мечты»
на уроке
на уроке
д/з
4) дом 1) рисунки по аудированию
2) кукольный дом (по аудированию, с игр мебелью)
3) лепка «мебель» +монолог
на уроке
на уроке
на уроке
5) магазин 1) игра «Магазин»
2) проект «Вчера я ходил в магазин»
на уроке
д/з
6) предлоги места «Поход в театр» на уроке

Взрослеют дети, но остаются детьми. И по-прежнему  мы должны заботиться, чтобы дети чувствовали себя здоровыми, жизнерадостными, любящими людей и вполне уверенными в своих силах. В этом возрасте главным для них является мнение товарищей,  и защита таких проектов, как «Наш мир через 100 лет», «Мой Лучший друг», «Я бы хотел…», позволяет высказать свою точку зрения, выслушать мнение другого, почувствовать свою значимость в коллективе.

7 класс 1) школа Проект «Школа моей мечты» на уроке
2) достижения Танцы, песни, рисунки + рассказ д/з – урок
  Мини-интервью о достижениях на уроке
3) окружающая среда Проект «Наш мир через 100лет» д/з
4) добровольная помощь Проект «Профессия волонтер» д/з
5) пример, которому я хотел бы следовать Мини-сочинения (1–3 предложения) на тему «Я бы хотел быть как …, потому что…» на уроке
6) есть ли у тебя проблемы с друзьями? Проект «Мой лучший друг» д/з
7) свободное время «На каникулах я буду…» 9 + будущее время д/з
8) Британия Урок-путешествие по достопримечательностям Лондона на уроке

 В 14–15 лет, конечно, подростки не будут вырезать цветочки и лепить из пластилина, но они с удовольствием выполняют проекты. Кто-то использует компьютер, кто-то – банальные краски и карандаши, кто-то в качестве подручного материала использует молодежные журналы. Таким образом, создание проектов продолжает оставаться одним из основных видов деятельности на этапе обобщения (перед вами таблица, на которой вы можете видеть основные темы и проекты, которые готовят учащиеся 8–9 классов):

8 класс 1) путешествие 1) собираем чемодан и рюкзак
2) урок-путешествие
3) проект «Если бы я…»
на уроке
на уроке
д/з
2) манеры за столом  этикет за столом, сервировка на уроке
3) традиции Проект «Русские традиции, праздники»
Поздравительные открытки, сочинение валентинок
д/з
д/з
на уроке
4) спорт Проект «Олимпийские игры» д/з
  5) мода Проект «Реклама модной одежды» на уроке
  6) общение Оформление конверта за рубеж
Написание письма по правилам
д/з

 

9 класс 1) книги 1) рекомендации по книге
2) сочинение «Сказки»
3) поэзия: перевод стихов, сочинение
д/з
на уроке
д/з
  2) музыка

3) Система образования

1) муз проект «моя любимая музыка»
2) аудиоурок
3) проект «Идеальная система образования»
д/з
на уроке
на уроке
  4) еда Проект «Диета» (подсчет ккал) д/з

В 10–11 классах учащиеся являются более самостоятельными,  и проектные работы, которые они выполняют, носят куда более серьезный характер. В проектном обучении изменяется роль учителя. Он превращается из основного источника и контролера знаний в консультанта, организатора деятельности учащихся. Учитель имеет широкие возможности осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, используя различные по уровню сложности проектные задания.

Я согласна с исследователем Лернером, что “проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества».

Со старшеклассниками мы работаем с такими темами, как …,  которые сложны даже при изучении их на родном языке. Проектные работы на этом этапе становятся более объемными и трудоемкими, требующими серьезной подготовки, для изготовления таких проектов учащиеся должны использовать дополнительную информацию из различных источников. Но несмотря на трудности, учащиеся с интересом работают над проектами, проявляя при этом недюжинную фантазию. Однажды выполняя проект по теме «Идеальная система управления» десятиклассники не только разработали сложную структуру управления, обосновали ее на английском языке, но и предложили конкретные кандидатуры на ключевые посты в утопическом государстве.

10–11 классы 1) страны, ландшафты Проект «Место, где я живу» или «место моей мечты» д/з
2) система управления Проект «Идеальная государство» (уч-ся придумывают свое государство, его символику, его систему управления) д/з
3) молодежь 1)  проект «Молодежные субкультуры»
2) проект «Молодежь против наркотиков»
д/з
на  уроке
4) социальное обеспечение Проект «Система налогов в разных странах»
Проект «Льготы ветеранов ВОВ в России и Германии»
д/з
д/з
5) кинематограф Проект «Мой любимый фильм»
Просмотр видеофильма,
отзыв к нему (рецензия)
д/з
на уроке
д/з
6) изобретения Реклама к-л изобретения
Проект «Как это работает»
д/з
д/з

Практическое воплощение

Система сложилась не сразу, сначала я использовала отдельные приемы и использовала их не регулярно. Но обратила внимание, что получив такое трудное задание, ребенок не пасовал, не пугался сложностей, а напротив, с радостью выполнял его. И результат превосходил ожидания.

Первоначально это были домашние задания (Приложение). Я не решалась использовать проектные технологии, так как считала, что это помешает рациональному использованию времени на уроке, снизит темп и интенсивность урока. 

Четыре года назад со старшеклассниками  я создала первые проекты по темам «Система управление государством», рекламные проекты и поняла, что это технология дает огромные возможности по развитию речи, применению грамматики и освоению лексики.

А теперь я освоила работу над проектом на уроке (Приложение). Ставится проблема. Вопросы сначала обсуждаются, затем ученики рисуют, наклеивают вырезки, подписывают, оформляя свой вариант ответа.

Цели такой работы:

  • объединить знания каждого в группе;
  • научить детей решать проблемы сообща;
  • творческий момент, с помощью которого закрепление знаний становится увлекательным занятием.

Вторым этапом было открытие для себя предметных игр: использование игрушек (кукольный домик с мебелью, пальчиковые куклы), одежда.

Чаще всего из игровых элементов я использую мяч. Мяч – лучший способ повторять слова, составлять рассказ, построить диалог именно с тем, кого выберет ребенок.

Новшеством являются сигнальные карточки на уроках. Идея эта не нова, но очень эффективна, так как позволяет оценить знания каждого ученика даже в больших группах, увидеть наличие и качество подготовки к уроку.

Дальше органично влились элементы рисования (аудирование, диктанты).

Последней находкой в моей работе является аппликация и лепка на уроках иностранного языка, которые можно применить при изучении различных тем в 5–7 классах, в начальной школе. Для учащихся это – игра, радость, восторг. А для учителя – результат: повторение, закрепление и контроль знаний.
Очень увлекательным мероприятием  для учащихся является театр-экспромт, н.п. «Теремок на новый лад». В этом случае используются имитационная игра и игра-драматизация.

Алгоритмы моей системы:

Проверить правильность данного  алгоритма нам помогут результаты анкетирования учащихся.

АНКЕТА

Анкета была предложена моим ученикам с 5 по 11 классы. Целью анкетирования было выяснить степень сложности, отношение к видам деятельности на уроках иностранного языка. Мы получили следующие результаты:

Таким образом, можно сделать выводы:

  • все 100% учащихся осознают необходимость изучения иностранных языков;
  • сложность предмета не мешает быть ему интересным.

Удивило и порадовало, что 82% пятиклассников утверждают, что предмет не вызывает трудностей. Я предполагаю, что это связано с тем, что на начальном этапе часто использовались игровые приемы. Свою задачу я вижу в том, чтобы поддержать интерес к предмету и в дальнейшем , когда начнутся трудности при изучении грамматики.
Я понимаю, что нельзя научить языку, только играя на уроках, нельзя, чтобы форма заслоняла содержание.

В конце  хочу отметить, что между языком и культурой существует неразрывная связь. Цель изучения иностранных языков – сделать возможным диалог двух культур.
Творчество – это то, с помощью чего могут понять друг друга люди разных стран. И если на уроках присутствует творчество, то именно оно может являться « мостом» между родным и иностранным языками, т. е. между родной и иностранной культурами может возникнуть тот самый диалог!

 Данная система является не закрытой, а напротив, является открытой. Это означает, что в мои планы не входит останавливаться на достигнутом. В соответствии с моим алгоритмом, мысли, зачастую подсказанные самими  детьми,  перейдут в опыт, а вместе с опытом и знаниями придет мастерство!