Творчество – это радость
Радость в процессе обучения – путь к успеху
1. Тема работы, цель
Включая творческие задания в уроки иностранных языков, я ставлю перед собой такие задачи:
- пробудить интерес учащихся к урокам иностранного языка;
- дать детям мотивацию к учению не только на уроках, но и дома;
- создать эмоциональную непринужденную обстановку, способствующую усвоению знаний.
2. Принципы творческого подхода
От степени творческой направленности процесса обучения зависит и саморазвитие личности. Данная закономерность составляет основу принципа творческого подхода, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащимся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения поставленных целей. Основное назначение творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления и развития творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой иноязычной культурой.
3. Теоретическое обоснование
В основе системы методов и приемов, используемых мною для развития творчества, лежат известные технологии: технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (игровая, проектная, групповая).
О технологиях
Исследователем И.А.Зимней в советской психологии были созданы все основные предпосылки для теоретического обоснования коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. Так, в работах советских психологов (Л.С. Выготского, П.П. Блонского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, П.И. Зинченко и других) разработана общая теория деятельности и теория мыслительной деятельности, в частности.
Как отмечал Б.В. Беляев, «самым главным и основным психологическим принципом этого обучения следует считать, на наш взгляд, принцип обучения мышлению на иностранном языке. Учащихся надо обучать не просто иностранному языку, а мышлению на нем»
Иноязычная речевая деятельность как объект обучения ИЯ определяет использование и развитие ряда методов, относимых к группе деятельностно-личностно-коммуникативных (в практике часто объединяемых под названием коммуникативных).
Технология коммуникативного метода обучения – обучение на основе общения – реализуется в таких современных методических разработках как игровой, групповой, проблемный, проектный, модульный методы обучения и др., а также в целом направлении, известном как интенсивное обучение ИЯ.
Для себя я определила несколько значимых методик (технологий): игровая, проектная, групповая.
При коммуникативном обучении уроки ИЯ становятся уроками обучения общению посредством общения. В процессе обучения дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнерами.
Давайте подробнее рассмотрим составляющие технологии коммуникативного обучения.
Проектная методика
Основоположником проектной методики является педагог Д. Дьюи в начале прошлого столетия. Его последователями были его ученики Д. У.Х. Килпатрик, Э. Коллингс.
В “Российской педагогической энциклопедии“ даётся такое определение метода проектов – это “система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов”.
В процессе проектной деятельности приобретаются такие навыки, как
– интеллектуальные (умения работать
с информацией,
ориентироваться в
информационном пространстве,
систематизировать знания, выделять главную
мысль, умение вести поиск новой
информации, анализировать гипотезу и ее
разрешение, умение делать обобщения и выводы,
работать со справочными материалами);
– творческие (умение генерировать идею, находить
несколько вариантов решения проблемы,
выбирать более рациональное из них,
прогнозировать последствия принятых
решений, умение видеть новую
проблему);
– коммуникативные (умение вести
дискуссию, слушать и слышать собеседника,
отстаивать свою точку зрения,
подкрепленную аргументами, умение
находить компромисс с собеседником,
умение лаконично излагать свою мысль);
– методологические (умения работать в
библиотеках, на компьютере, в
телекоммуникационных сетях).
1. Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения ИЯ с помощью проектной методики:
– принцип коммуникативности;
– принцип ситуативной
обусловленности;
– принцип проблемности;
– принцип соизучения языка и культуры;
– принцип автономности.
2. Любой проект – это способ организовать совместную деятельность учащихся, согласовать взгляды, идеи, приемы, средства в достижении общей цели.
3. В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип «успеха», который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
Это можно выразить следующим алгоритмом:
Я сам (придумал) Я хочу (воплотить задуманное)
Я могу (сделать) Я умею (я научился, приобрел опыт)
Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию.
Игровая технология
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.
С одной стороны игры могут успешно использоваться на начальных этапах обучения, c другой стороны, игры могут использоваться и непосредственно в процессе обучения.
В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
По характеру игровой методики выделяют
предметные, сюжетные, ролевые, деловые,
имитационные и игры драматизации. Содержание
детских игр развивается последовательно:
предметная деятельность, отношение между людьми,
выполнение правил общественного поведения.
На своих уроках я чаще использую
коммуникативные, ролевые, игры драматизации,
предметные.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
– дидактических (расширение кругозора,
познавательная деятельность; формирование
определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности и др.);
– развивающих (развитие внимания, памяти, речи,
мышления, воображения, фантазии, творческих идей,
умений устанавливать закономерности, находить
оптимальные решения и др.);
– воспитывающих (воспитание самостоятельности,
воли, формирование нравственных, эстетических и
мировоззренческих позиций, воспитание
сотрудничества, коллективизма, общительности и
др.);
– социализирующих (приобщение к нормам и
ценностям общества; адаптация к условиям среды и
др.).
Игровая форма позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
4. Система методов работы
Хотелось бы подробнее рассмотреть свою систему работы.
Цель и планируемые результаты первого года обучения
Коммуникативная цель предполагает здесь овладение умениями и навыками в устно-речевом общении (аудировании, говорении), так и умениями и навыками чтения и письма, а также приобретение некоторых языковых и страноведческих знаний.
Используемые мною методы работы, основанные на творчестве, помогают достичь результата, так как ребенок на уроке заинтересован и творит вместе с учителем.
В 5 классе появление нового предмета, несомненно, вызывает стресс: другие звуки, буквы, слова, новые требования и новый учитель. С одной стороны – интересно, с другой – страшно и что победит: интерес или страх – зависит от учителя. Для ученика 5 класса основные виды деятельности – это игра и общение, поэтому использование игровых и проектных технологий обусловлено физиологически и психологически.
Нагляднее систему работы можно представить в виде таблицы.
На начальном этапе очень важно развивать мелкую моторику, учеными доказано, что развитие речи связано с развитием мелкой моторики. Поэтому аппликация, лепка, мозаика, раскрашивание, работа с пальчиковыми куклами – виды деятельности, которые не только уместны на уроках с младшими школьниками, но и полезны для развития речевых умений.
Ступени | Темы | Вид деятельности | Подготовка |
5 класс | 1) звуки, транскрипция | 1) изготовление карточек со звуками 2) повторение звуков, составление транскрипции изучаемых слов |
д/з на уроке |
2) притяжательные местоимения | Пальчиковые куклы | на уроке | |
3) алфавит | 1) найди букву и раскрась 2) игра – соревнование «now I know the ABC» |
на уроке внеклассное мероприятие |
|
4) еда | Проект « мое любимое блюдо» | д/з | |
5) цвета, счет | Аппликация «Клумба» | на уроке | |
6) животные | 1) сказка «Теремок» на новый лад 2) проект «Мое любимое животное» |
на уроке, экспромтом д/з |
|
7) семья | 1) генеалогическое дерево 2) проект «Моя семья» |
на уроке д/з |
|
8) Великобритания | Урок-путешествие «Достопримечательности Лондона» | на уроке | |
9) место, где я живу | Проект «Мой город» | д/з | |
10) предлоги места | Игра «Hide and sick» (прятки) | на уроке | |
11) Рождество | Урок-праздник | на уроке |
В 6 классе мы продолжаем работу над формированием коммуникативных умений и навыков. Учащиеся уже умеют читать, писать, говорить. Выполняются творческие работы другого уровня: используются более сложные структуры высказываний, больше внимания уделяется грамматике и письменной речи. Очень важно создать ситуацию успеха, поддержать тот интерес, который появился в 5 классе. В групповой работе даже слабоуспевающий ученик сможет проявить себя и получить хорошую оценку, а значит, завтра он подготовиться к уроку иностранного языка и придет с желанием узнать новое.
Вы видите на экране при изучении каких тем целесообразно использование игровых и проектных технологий.
6 класс | 1) качества личности | Проект «Гороскоп» | д/з |
2) человек, части тела | 1) рисунок по аудированию (монстр) 2) лепка |
на уроке на уроке |
|
3) одежда | 1) одень Машу 2) рисунок по аудированию 3) проект «Моя любимая одежда», «Одежда моей мечты» |
на уроке на уроке д/з |
|
4) дом | 1) рисунки по аудированию 2) кукольный дом (по аудированию, с игр мебелью) 3) лепка «мебель» +монолог |
на уроке на уроке на уроке |
|
5) магазин | 1) игра «Магазин» 2) проект «Вчера я ходил в магазин» |
на уроке д/з |
|
6) предлоги места | «Поход в театр» | на уроке |
Взрослеют дети, но остаются детьми. И по-прежнему мы должны заботиться, чтобы дети чувствовали себя здоровыми, жизнерадостными, любящими людей и вполне уверенными в своих силах. В этом возрасте главным для них является мнение товарищей, и защита таких проектов, как «Наш мир через 100 лет», «Мой Лучший друг», «Я бы хотел…», позволяет высказать свою точку зрения, выслушать мнение другого, почувствовать свою значимость в коллективе.
7 класс | 1) школа | Проект «Школа моей мечты» | на уроке |
2) достижения | Танцы, песни, рисунки + рассказ | д/з – урок | |
Мини-интервью о достижениях | на уроке | ||
3) окружающая среда | Проект «Наш мир через 100лет» | д/з | |
4) добровольная помощь | Проект «Профессия волонтер» | д/з | |
5) пример, которому я хотел бы следовать | Мини-сочинения (1–3 предложения) на тему «Я бы хотел быть как …, потому что…» | на уроке | |
6) есть ли у тебя проблемы с друзьями? | Проект «Мой лучший друг» | д/з | |
7) свободное время | «На каникулах я буду…» 9 + будущее время | д/з | |
8) Британия | Урок-путешествие по достопримечательностям Лондона | на уроке |
В 14–15 лет, конечно, подростки не будут вырезать цветочки и лепить из пластилина, но они с удовольствием выполняют проекты. Кто-то использует компьютер, кто-то – банальные краски и карандаши, кто-то в качестве подручного материала использует молодежные журналы. Таким образом, создание проектов продолжает оставаться одним из основных видов деятельности на этапе обобщения (перед вами таблица, на которой вы можете видеть основные темы и проекты, которые готовят учащиеся 8–9 классов):
8 класс | 1) путешествие | 1) собираем чемодан и рюкзак 2) урок-путешествие 3) проект «Если бы я…» |
на уроке на уроке д/з |
2) манеры за столом | этикет за столом, сервировка | на уроке | |
3) традиции | Проект «Русские традиции, праздники» Поздравительные открытки, сочинение валентинок |
д/з д/з на уроке |
|
4) спорт | Проект «Олимпийские игры» | д/з | |
5) мода | Проект «Реклама модной одежды» | на уроке | |
6) общение | Оформление конверта за рубеж Написание письма по правилам |
д/з |
9 класс | 1) книги | 1) рекомендации по книге 2) сочинение «Сказки» 3) поэзия: перевод стихов, сочинение |
д/з на уроке д/з |
2) музыка 3) Система образования |
1) муз проект «моя любимая музыка» 2) аудиоурок 3) проект «Идеальная система образования» |
д/з на уроке на уроке |
|
4) еда | Проект «Диета» (подсчет ккал) | д/з |
В 10–11 классах учащиеся являются более самостоятельными, и проектные работы, которые они выполняют, носят куда более серьезный характер. В проектном обучении изменяется роль учителя. Он превращается из основного источника и контролера знаний в консультанта, организатора деятельности учащихся. Учитель имеет широкие возможности осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, используя различные по уровню сложности проектные задания.
Я согласна с исследователем Лернером, что “проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества».
Со старшеклассниками мы работаем с такими темами, как …, которые сложны даже при изучении их на родном языке. Проектные работы на этом этапе становятся более объемными и трудоемкими, требующими серьезной подготовки, для изготовления таких проектов учащиеся должны использовать дополнительную информацию из различных источников. Но несмотря на трудности, учащиеся с интересом работают над проектами, проявляя при этом недюжинную фантазию. Однажды выполняя проект по теме «Идеальная система управления» десятиклассники не только разработали сложную структуру управления, обосновали ее на английском языке, но и предложили конкретные кандидатуры на ключевые посты в утопическом государстве.
10–11 классы | 1) страны, ландшафты | Проект «Место, где я живу» или «место моей мечты» | д/з |
2) система управления | Проект «Идеальная государство» (уч-ся придумывают свое государство, его символику, его систему управления) | д/з | |
3) молодежь | 1) проект «Молодежные субкультуры» 2) проект «Молодежь против наркотиков» |
д/з на уроке |
|
4) социальное обеспечение | Проект «Система налогов в разных
странах» Проект «Льготы ветеранов ВОВ в России и Германии» |
д/з д/з |
|
5) кинематограф | Проект «Мой любимый фильм» Просмотр видеофильма, отзыв к нему (рецензия) |
д/з на уроке д/з |
|
6) изобретения | Реклама к-л изобретения Проект «Как это работает» |
д/з д/з |
Практическое воплощение
Система сложилась не сразу, сначала я использовала отдельные приемы и использовала их не регулярно. Но обратила внимание, что получив такое трудное задание, ребенок не пасовал, не пугался сложностей, а напротив, с радостью выполнял его. И результат превосходил ожидания.
Первоначально это были домашние задания (Приложение). Я не решалась использовать проектные технологии, так как считала, что это помешает рациональному использованию времени на уроке, снизит темп и интенсивность урока.
Четыре года назад со старшеклассниками я создала первые проекты по темам «Система управление государством», рекламные проекты и поняла, что это технология дает огромные возможности по развитию речи, применению грамматики и освоению лексики.
А теперь я освоила работу над проектом на уроке (Приложение). Ставится проблема. Вопросы сначала обсуждаются, затем ученики рисуют, наклеивают вырезки, подписывают, оформляя свой вариант ответа.
Цели такой работы:
- объединить знания каждого в группе;
- научить детей решать проблемы сообща;
- творческий момент, с помощью которого закрепление знаний становится увлекательным занятием.
Вторым этапом было открытие для себя предметных игр: использование игрушек (кукольный домик с мебелью, пальчиковые куклы), одежда.
Чаще всего из игровых элементов я использую мяч. Мяч – лучший способ повторять слова, составлять рассказ, построить диалог именно с тем, кого выберет ребенок.
Новшеством являются сигнальные карточки на уроках. Идея эта не нова, но очень эффективна, так как позволяет оценить знания каждого ученика даже в больших группах, увидеть наличие и качество подготовки к уроку.
Дальше органично влились элементы рисования (аудирование, диктанты).
Последней находкой в моей работе является
аппликация и лепка на уроках иностранного языка,
которые можно применить при изучении различных
тем в 5–7 классах, в начальной школе. Для учащихся
это – игра, радость, восторг. А для учителя –
результат: повторение, закрепление и контроль
знаний.
Очень увлекательным мероприятием для
учащихся является театр-экспромт, н.п. «Теремок
на новый лад». В этом случае используются
имитационная игра и игра-драматизация.
Алгоритмы моей системы:
Проверить правильность данного алгоритма нам помогут результаты анкетирования учащихся.
АНКЕТА
Анкета была предложена моим ученикам с 5 по 11 классы. Целью анкетирования было выяснить степень сложности, отношение к видам деятельности на уроках иностранного языка. Мы получили следующие результаты:
Таким образом, можно сделать выводы:
- все 100% учащихся осознают необходимость изучения иностранных языков;
- сложность предмета не мешает быть ему интересным.
Удивило и порадовало, что 82% пятиклассников
утверждают, что предмет не вызывает трудностей. Я
предполагаю, что это связано с тем, что на
начальном этапе часто использовались игровые
приемы. Свою задачу я вижу в том, чтобы поддержать
интерес к предмету и в дальнейшем , когда
начнутся трудности при изучении грамматики.
Я понимаю, что нельзя научить языку, только играя
на уроках, нельзя, чтобы форма заслоняла
содержание.
В конце хочу отметить, что между языком и
культурой существует неразрывная связь. Цель
изучения иностранных языков – сделать возможным
диалог двух культур.
Творчество – это то, с помощью чего могут понять
друг друга люди разных стран. И если на уроках
присутствует творчество, то именно оно может
являться « мостом» между родным и иностранным
языками, т. е. между родной и иностранной
культурами может возникнуть тот самый диалог!
Данная система является не закрытой, а напротив, является открытой. Это означает, что в мои планы не входит останавливаться на достигнутом. В соответствии с моим алгоритмом, мысли, зачастую подсказанные самими детьми, перейдут в опыт, а вместе с опытом и знаниями придет мастерство!