Подготовка праздника: поход в детскую библиотеку (выставка книг, рассказ библиотекаря о Маршаке, выбор книг для чтения в группе); чтение стихов и рассматривание иллюстраций разных художников к стихам С.Маршака – В.Лебедева, В.Конашевича и др.; оформление выставки в книжном уголке, портрет Маршака; заучивание стихов, загадок; рисование на темы произведений Маршака, оформление книги рисунков “Разноцветная книга”, выставка детского рисунка; подготовка детьми спектакля “Сказка о глупом мышонке”; разучивание координационно-подвижной игры “Дом, который построил Джек”; театр на фланели “Кто колечко найдет?”.
Оборудование: игрушки (котенок, неваляшка, светофор, колечко, домик, матрешка, мышка); картинки на фланели “Кто колечко найдет?”; опорные картинки “Дом, который построил Джек”; перчаточные куклы волка и лисы; разрезные картинки “Где обедал воробей?”; 3 матрешки; в коробке – часы, очки, утюг, календарь, спички, мяч; мячи по количеству детей; элементы костюмов для переодеваний.
Вед. Самуил Яковлевич Маршак – известный детский поэт. Мы очень любим его стихи и много их читали.
У Маршака есть книга стихов, которая называется “Хороший день”. И у нас сегодня хороший день, потому что мы будем вспоминать и читать замечательные - добрые и веселые - стихи, сказки и песенки Самуила Яковлевича Маршака.
Вед. Посмотрите, какой у меня красивый мешок. Это – “мешок загадок”, в нем игрушки из стихов Маршака.
Игра “Узнай по игрушке
произведение Маршака”
(ведущий достает по одной игрушке из мешка,
дети отгадывают и называют произведение Маршака)
Вед. Кто-то мягкий и пушистый (достает полосатого котенка)
Дети: “Усатый-полосатый”
“Закончите стихи”
Вед.
Не хотел котенок мыться –
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.
Дети: Вот какой глупый котенок!
Вед. А потом, а потом …
Дети: Стал он умным котом!
Вед. Кто-то гладкий и круглый в мешке (достает неваляшку)
Дети: “Ванька-Встанька”
Вед.
Лечил его доктор из детской больницы.
Больному сказал он такие слова:
- Тебе, дорогой, потому не лежится…
Дети: Что слишком легка у тебя голова!
Вед.
Какая еще игрушка прячется в мешке?! (достает светофор)
Из каких стихов Маршака эта игрушка?
Дети: “Веселый счет. Число 3”
Вед.
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера…
Дети:
Красный свет –
Проезда нет!
Желтый –
Будь готов к пути!
А зеленый свет – кати!
Вед. А вы не нарушаете правил дорожного движения? На какой сигнал пешеходного светофора вы переходите улицу?..
Вед. А теперь в “мешке загадок” что-то маленькое, кругленькое (достает колечко)
Дети: “Кто колечко найдет?”
Театр на фланели (или на магнитной
доске)
“Кто колечко найдет?”
(дети читают стихи по ролям, поочередно
прикрепляя картинки на фланелеграф)
Вед.
Посмотрим, что еще есть в “мешке загадок”? (достает
домик)
В каких стихах Маршака есть дом…
Дети: “Дом, который построил Джек”
Вед. Правильно, это английская детская песенка, которую перевел с английского языка на русский Самуил Яковлевич Маршак. Хотите поиграть?
Координационно – подвижная игра
“Дом, который построил Джек”
(см. ж. “Музыкальный руководитель”, 2004г., №1,
с.12-13)
(дети встают в круг парами; на магнитной доске прикреплены опорные схематичные картинки; дети хором читают стихи и выполняют движения по тексту; с окончанием игры аплодируют себе)
Вед.
Молодцы!.. (достает из мешка перчаточные
куклы волка и лисы)
А эти герои откуда?
Дети: “Волк и лиса”
Вед. Хотите вспомнить эти стихи? Тогда смотрите.
Кукольный театр “Волк и лиса”
(показывают взрослые за ширмой)
Вед.
Волк хотел пообедать на рынке, и это плохо для
него кончилось.
А вы знаете, где обедал воробей?
Дети: В зоопарке у зверей.
Вед. Хотите в зоопарк? (голоса диких животных в записи)
Разрезные картинки “Где обедал воробей?”
(дети встают полукругом, ведущий раздает наборы разрезных картинок – рисунков В.Лебедева к стихам “Где обедал воробей?”; дети парами собирают на полу картинки; затем один ребенок читает стихотворение, проходя вдоль ряда собранных на полу картинок, остальные дети помогают ему)
Вед. Многие художники иллюстрировали книги Маршака. А каких художников вы можете назвать?
Дети: Владимир Лебедев, Владимир Конашевич
Вед. Очень приятная на ощупь игрушка, деревянная, лаковая (достает матрешку) Из каких она стихов?
Дети: “Веселый счет. Число 8”
(8 девочек-матрешек в платочках встают по росту в одну линию, по очереди читают стихи Маршака; все дети считают матрешек по порядку; затем матрешки перестраиваются в колонну по росту от низкой до высокой для танца)
Танец матрешек
Вед. Какие яркие, нарядные, веселые игрушки. Хотите поиграть с матрешками?
Игра “Кто быстрее соберет матрешку?”
(3 ребенка за столами разбирают матрешки и ставят их по росту, затем 3 ребенка собирают матрешки)
Вед. Из какой сказки эта игрушка? (достает мышку)
Дети: “Сказка о глупом мышонке”
Вед. Давайте посмотрим спектакль.
Спектакль “Сказка о глупом
мышонке”
(показывают дети)
Вед. Вы знаете загадки, которые придумал Маршак?
Загадки (читают дети)
Игра “Найди отгадку на ощупь”
(один ребенок читает загадку, другой – ищет отгадку на ощупь в большой коробке, накрытой красивым платком)
Ребенок
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас. (часы)
Ребенок
Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу. (очки)
Ребенок
В Полотняной стране
По реке Простыне
Идет пароход
То взад, то вперед.
И за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (утюг)
Ребенок
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес,
И, наконец, совсем исчез. (календарь)
Вед.
У Маршака есть стихи “Круглый год”. Помните?
Открываем календарь…
Дети: Начинается январь.
Вед. (показывает круговую диаграмму времен и месяцев года)
Назовите месяцы года по - порядку
Дети: Январь, февраль, март…
Ребенок
Из темницы сто сестер
Выпускают на простор.
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут.
Чиркнут ловко раз и два –
Загорится голова. (спички)
(ведущий показывает карточку с цифрами 01)
Вед. Что это за цифры, ребята? (телефон службы спасения)
Продолжите стихи Маршака:
Запомни каждый гражданин…
Дети Пожарный номер 01
Вед. Из каких стихов Маршака эти строки?
Дети “Пожар”
Вед. Вы помните, что спички – это опасный предмет? Как надо обращаться со спичками?.. Огонь наш друг, но не всегда, бывает от него беда. Будем осторожны.
Ребенок
Бьют его рукой и палкой –
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (мяч)
Вед. Хотите поиграть с мячом?.. Вставайте в круг.
Игра “Мой веселый звонкий мяч”
(дети встают в круг, ведущий ставит в центр круга корзину с мячами; дети вместе с ведущим начинают читать стихотворение С. Маршака “Мяч”, ведущий одновременно бросает мячи детям; затем, читая стихи, дети отбивают мячи от пола, подбрасывают вверх, бросают в корзину)
Вед. Посмотрим, что еще осталось в “мешке загадок”?.. Больше ничего нет. Все “загадки из мешка” вы отгадали. Молодцы!
(раздается стук в дверь)
Вед. Давайте посмотрим…. Да это же герои произведений Маршака пришли к нам на праздник!.. Вы узнали их?.. Из каких они стихов?..
Театр переодеваний в героев Маршака
(дети или взрослые)
Дама (в шляпе, с сумочкой и собачкой):
Разбойники, воры, уроды!..
Собака – не той породы!
Дети “Багаж”
Рассеянный (со сковородой и перчатками на ногах):
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки
Дети “Вот какой Рассеянный”
Доктор (в белом халате, в очках, с фонендоскопом на шее и медицинской сумкой в руках):
Инфлюэнца-симуленца,
Притворенца, лодырит!
Дети “Чем болен мальчик?”
Вед. Вот как много стихов Маршака вы знаете. А какие вам больше всего нравятся?
(каждый ребенок высказывается, подняв руку)
Вед. А сейчас я прочитаю новое для вас стихотворение Маршака. Хотите?..
Чтение ведущим стихотворения
“Ежели вы вежливы”
Вед. Сегодня у нас хороший день?!..
(дети показывают гостям книгу рисунков по стихам Маршака “Разноцветная книга”)
Список произведений, упомянутых на
празднике