Урок физики в 11-м классе по теме "Строение атомного ядра. Ядерные силы. Ядерные реакции" и самоанализ урока

Разделы: Физика


Триединая цель урока:

  1. Организовать работу по повторению и закреплению изученного материала, ликвидации пробелов в знаниях, определить уровень усвоения изученного материала по данной теме.
  2. Создать условия, способствующие формированию у учащихся умения осуществлять самостоятельную деятельность (с учетом индивидуальных способностей каждого) при выполнении заданий различного уровня сложности.
  3. Содействовать привитию ответственного отношения к учебе, чувства взаимопомощи.

Оборудование: раздаточный дидактический материал, карточки с образцами решения заданий, справочники, компьютеры, электронный учебник по физике (автор Матрос Д.Ш. и др.).

І. Организационный момент.

Тема урока. Эпиграф урока.

“Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни…”

Учитель. На данном уроке каждый из вас должен повторить, выявить пробелы в собственных знаниях, закрепить изученный материал по теме, отследить уровень усвоения материала.

ІІ. Постановка целей: к концу урока ученики должны

знать:

  • состав радиоактивного излучения, основные свойства составляющих р-о излучения;
  • состав атома и атомного ядра, массу и заряд основных частиц;
  • понятие изотопа;
  • правило смещения;
  • основные характеристики ядерных сил;

уметь:

* определять заряд составляющих радиоактивного излучения;
* находить массовое и зарядовое числа по записи химического элемента;
* записывать правило смещения для любого хим. элемента;
* выделять из предложенных элементов изотопы;
* применять характеристики ядерных сил.

Для этого

- повторить основные вопросы теории (приложение 1);
- в зависимости от уровня усвоения темы решить задачи посильного уровня;

  • по образцу (вариант І);
  • в сходной ситуации (вариант ІІ);
  • в новой ситуации (вариант ІІІ).

- проанализировать свою работу

Распределение времени по этапам урока

№ этапа урока Время
1. ОМ 1 мин
2. Тема. Цель. 5 мин
3. Актуализация 5 мин
Орг. сам. раб. 2 мин
4. Сам. работа 24 мин
5. Итоги. Рефлексия 8 мин
ИТОГО: 45 минут

ІІІ. Актуализация.

Цель: проверить готовность учащихся к уроку.

Итак, приступаем к работе. Проверяем знания теории. Время выполнения – 4 минуты.

Тест на 2 варианта (приложение 2). Ответы теста запишите в рабочую карту урока.

Учащиеся выполняют задания теста на два варианта с последующей самопроверкой. Учитель открывает правильные ответы – ученики проверяют.

ІV. Организация работы по уровню готовности.

Цель: организовать работу по повторению и закреплению изученного материала, ликвидации пробелов в знаниях в соответствии с индивидуальными возможностями каждого.

1) Кто выполнил задание без ошибок (4 – 5 человек) – работает в группе. Организатор – Попова А., свою задачу знаешь: распределить обязанности в группе, организовать работу каждого для выполнения общего задания. Вам предстоит заполнить кроссворд по данной теме (Приложение 3). Но условие: задания у каждого должны быть решены в тетради. Будьте внимательны – вам предстоит выполнить задания, которых вы раньше не делали. В помощь вам – необходимая литература.

Проверить правильность заполнения клеток кроссворда вы сможете, открыв на компьютере файл “Кроссворд”.

В конце урока Настя предоставит нам краткий отчет работы группы и каждого ее члена в отдельности.

2) Кто допустил более двух ошибок – идете к компьютеру, открываете урок по теме “Строение атомного ядра. Ядерные силы” (приложение 4), повторяете пункты, опираясь на предложенный план. По мере готовности переходите к тесту. С результатами теста знакомите меня и фиксируете их в рабочей карте. Далее работаете с заданиями варианта І. В помощь вам – на доске образцы решения заданий (на развитие памяти: ученик подходит, смотрит на решение задания, садится на место и восстанавливает ход решения по памяти)).

3) Кто допустил 1- 2 ошибки в тесте – остаетесь на местах и работаете с заданиями варианта ІІ (приложение 5). Можете работать в парах, можете индивидуально. С ответами сверяться по листу на столе учителя.

Желаю успеха. У вас все получится!

V. Отслеживание предварительных результатов (через 10 – 12 минут работы).

Цель: отследить промежуточные результаты работы учащихся.

Выборочно спрашивает учащихся о проделанной работе. На доске два задания 2-го варианта, в которых допущена ошибка. Исправить ее. Сверяются ответы некоторых заданий.

VІ. Подведение итогов работы.

Цель: отследить результаты на уровне каждого.

  1. Отчет работы группы.
  2. По рабочей карте урока (приложение 6). 2-3 человека.
  3. Кто выполнил задания полностью? у кого еще есть затруднения? Кто перешел на более высокий уровень?
  4. Оценки.
  5. 1 вариант (выполнено полностью без ошибок) – “3”;
    2 вариант (выполнено полностью без ошибок) – “4”;
    3 вариант (выполнено полностью без ошибок) – “5”.

Кто выполнил задание не полностью – ваша работа будет оценена на следующем уроке после проверки ДЗ.

VІІ. Рефлексия.

Цель: анализ работы каждого.

- Что я сделал, что не успел.
- Чего не смог. Почему?
- Что надо сделать дома?

XІ. Домашнее задание (разноуровневое).