Мы живем в удивительное время. На наших глазах сбывается то, о чем люди веками только мечтали, складывали легенды, рассказывали сказки.
Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Имя ей – Химия. Ее по праву можно назвать великой волшебницей и чудесницей, которая легко превращает графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металла, а металл наделяет… памятью. Она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана.
Развитие научно-технического прогресса невозможно без подготовки творчески мыслящих специалистов всех отраслей народного хозяйства, в том числе по химии. Решение этой задачи возложено на высшую и среднюю школу, которая призвана подготовить образованного человека, уделив главное внимание индивидуальным особенностям учащихся.
Основная задача, стоящая перед учителями химии, заключается, прежде всего, в том, чтобы качественно организовать учебно-воспитательный процесс, направленный на овладение языка химической науки.
Существуют три фактора, которые заставляют детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет к цели.
Если дети равнодушны к предмету, учеба становится неинтересной и скучной. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы увлечь учеников своим предметом.
Надо признать, что за последние годы уровень знаний по химии у школьников значительно снизился. Среди учащихся немало таких, которые не имеют четких представлений даже о самом предмете химии, об основных понятиях и законах, плохо усвоили химическую символику, не умеют решать стандартные задачи. Даже подготовленные ученики не понимают логической связи между отдельными химическими явлениями.
Причины негативных изменений, которые появились в обучении химии за последние годы, хорошо известны. Это, прежде всего нарастание сложности программного материала и сокращение учебного времени на его усвоение. Из-за усложнения программы учителю приходится тратить дополнительное время на устное объяснение материала за счет времени, отводимого на проведение химического эксперимента и решения задач. А это значит, что сокращается самостоятельная работа учащихся, а следовательно, меньше внимания уделяется осмыслению и закреплению школьниками учебного материала.
Негативно сказывается и недостаточное оснащение материальными средствами (реактивами и химическим оборудованием) кабинетов химии.
Снижение интереса школьников к химии и соответственно уровня их знаний объясняется также и недостаточной внеклассной работой по химии.
Внеклассные занятия по химии, наряду с уроками, - одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не секрет, что ученики на уроках устают от “сухого” преподавания весьма объемного материала по курсу химии, многое из которого нужно еще и заучить без отчетливого осмысления. Внеклассная же работа предоставляет исключительно большие возможности для возбуждения интереса учащихся к химической науке.
Основная цель внеклассной работы – выявление и развитие склонностей и способностей учеников в ходе углубленного освоения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся. Важной задачей внеклассных занятий по химии является развитие у школьников умения самостоятельно работать с литературой и умений экспериментальной работы в лаборатории. Очень важен воспитательный элемент внеклассных занятий – выполнение общественно полезных заданий вырабатывает у учащихся чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, а также объединяет учеников в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, воспитывает их в духе товарищества.
В большей степени, чем уроки, внеклассные занятия приспособлены для развития у школьников творческой самодеятельности и изобретательности, к формированию ценных практических навыков и умений, самореализации личности учащихся.
Изучение педагогической, психологической и методической литературы выявило ряд проблем в организации и проведении внеклассной работы. На мой взгляд, связано это, прежде всего, с тем, что данному вопросу уделяется мало внимания, а немногочисленные разработки и рекомендации, предложенные в методической литературе, не вполне доступны для рядовых учителей.
Поэтому в своей работе я попыталась отобрать наиболее важные интересные рекомендации по организации внеклассной работы по химии и проверить их в ходе педагогического эксперимента в условиях своей школы.
Для этого мне потребовалось решить ряд следующих задач:
- изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу на предмет постановки и организации внеклассной работы по химии;
- разработать методику организации и проведения внеклассной работы по химии;
- предложенные рекомендации проверить путем эксперимента.
Внеклассную работу можно представить как систему, состоящую из отдельных элементов. Как и в обучении химии, так и в целом, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика ее очень разнообразна. Тем не менее, содержание внеклассной работы по химии подчиняется строго определенным требованиям:
- научность;
- доступность;
- актуальность;
- практическая значимость;
- занимательность
Такая классификация является в значительной мере условной, так как подготовка, например, химического вечера или работа химического кружка требует большой и кропотливой индивидуальной работы каждого их участника, оказывает влияние на направление и характер их работы. Это свидетельствует о взаимной интеграции разных форм и видов внеклассной работы, о том, что все ее элементы связаны между собой, влияют друг на друга.
Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учеников, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации.
Учебный план нашей школы предусматривает факультативные занятия по разным предметам, в том числе по химии. Мною разработана и апробирована программа регионального факультативного курса “Химия и охрана окружающей среды Кубани”.
Для того, чтобы выжить в наше динамическое время, человек не может использовать одни и те же способы решения проблем и сегодня, и завтра. Поэтому так важно развивать у школьников умение отвечать на вопросы не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Для этого мало научиться химии. Необходимо воспитывать независимую личность, способную принимать решения, делать выбор, отвечать за результаты своей деятельности. Условия для формирования таких качеств личности создаются на занятиях данного факультатива.
Главная цель факультатива – расширение экологических знаний учащихся, полученных на уроках химии, установление взаимосвязи их с материалом других учебных предметов, что способствует формированию интегративного качества знаний, становлению целостной картины мира. Экологическая грамотность является необходимым условием воспитания экологической культуры, являющейся частью общей культуры человека
Факультативный курс “Химия и охрана окружающей среды Кубани” является важным вкладом в учебно-методическое обеспечение преподавания естественно-научных предметов в современной общеобразовательной школе. Это удачный пример специальной воспитательной технологии, цель которой – формирование экологической культуры учащихся. Он дополняет базовый курс, включает знания, не содержащиеся в программе за курс основной школы. Программа факультатива направлена на развитие экологического мышления школьников. В этом смысле ее можно рассматривать как часть здоровьесохраняющего образования.
Практическая часть реализуется через традиционные и нетрадиционные формы работы, которые широко представлены в разработках занятий. Они развивают у учащихся способность самостоятельно анализировать события и природные явления, воспитывают уважение к родному краю.
Факультативные занятия выполняют не только природоохранную, но и профориентационную функцию, они полезны ученикам, проявляющим особый интерес к химии.
Изучение вопросов факультативного курса позволяет ликвидировать кажущийся отрыв химии от реальности (науки практики). В нем отражаются основные экологические проблемы региона и рассматриваются пути их решения.
На занятиях школьникам прививается любовь к природе и своему краю, бережное отношение к богатству своей земли.
Каждый учитель заинтересован в том, чтобы внеклассная работа расширяла и углубляла знания учащихся, развивала их познавательную активность, давала ребятам возможность применять знания на практике, помогала воспитывать в них любовь к предмету.
На занятиях факультатива учащиеся знакомятся с элементами качественного анализа, учатся распознаванию веществ с качественными реакциями, с элементами количественного анализа, овладевают умениями и навыками, которые необходимы для успешной работы в химической лаборатории, учатся пользоваться химической посудой, взвешивать на аптечных и технохимических весах, готовить растворы определенной концентрации и фильтровать, овладевают приемами монтирования простых химических установок для синтеза и анализа. Работа факультатива помогает воспитывать экологическую культуру, ответственное отношение к природе, раскрывает перед учащимися гуманистическую направленность химии, и ее роль в решении проблем рационального природопользования, защите здоровья человека и природной среды от воздействия промышленных и бытовых отходов.
На занятиях реализуется краеведческий подход, рассматриваются теоретические основы региональных проблем экологического характера, ведутся практические работы по исследованию состояния окружающей среды на примере своей местности, что очень важно для формирования активной жизненной позиции учащихся в области охраны природы, для их творческой самореализации.
Именно поэтому учитель должен быть интересным для учащихся человеком, показывать образцы творчества на каждом занятии, переплетать преподавание химии со всем многообразием знаний, доказывать, что химия – царица естествознания. Оставаясь эмпирической наукой, она в значительной мере будет будить интерес учащихся к себе.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сочетание урочной и внеклассной работы – важнейший принцип организации учебно-воспитательного процесса. На уроках учитель ставит перед учащимися вопросы, которые должны стимулировать их любознательность, давать первые импульсы к чтению дополнительной литературы по предмету, вызывать стремление собственными руками осуществить то, о чем говорится в прочитанных книгах. Путь к организации массовой внеклассной работы лежит через составление небольших дополнительных сообщений учащихся, выпуск химических бюллетеней и т.д., проведение сначала эпизодических, а затем все более систематических массовых мероприятий. Вовлечение во внеклассную работу по предмету идет, таким образом, от урока к массовой работе. Затем из общего числа учащихся, охваченных массовой работой, формируется актив – участники работы факультатива, и отдельные учащиеся, глубоко интересующиеся химией. Они, в свою очередь, помогают учителю в организации массовой работы по химии. Так постепенно в школе создается атмосфера увлеченности предметом.