Технология конструирования урока – ролевая игра

Разделы: Химия


Слушается дело “Об ответственности природных источников углеводородов перед будущими поколениями зананесенный вред окружающей среде”

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся, углубить и расширить их представления о природных источниках нефтехимического сырья
  • Акцентировать внимание на способах получения и областях использования углеводородов
  • Подчеркнуть роль химии в решении народнохозяйственных проблем (сырье, энергетика) на примере химических процессов – крекинга и риформинга нефтепродуктов

Развивающие:

  • Закрепить умение работать с научно-популярной литературой
  • Ознакомить с историей нефти, природного газа
  • Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека

Воспитательные:

  • Повысить общекультурный уровень учащихся
  • Напомнить о существовании профессий связанных с добычей и переработкой нефти
  • Способствовать воспитанию здорового образа жизни
  • Развить способности учащихся анализировать ситуации, оценивать степень ответственности, которую они могут взять на себя

Тип урока РОЛЕВАЯ ИГРА

Форма урока СУД

Оборудование

На столах: пробирка с нефтью, листок бумаги, чашка Петри с водой, измельченная пробка, графические материалы: приложения № 1.

На демонстрационном столе – склянка с нефтью, бензин авиационный, бензины различных марок, керосин, бензол, толуол, ксилол, гексан, раствор каучука в бензине, вазелин, парафин брикетированный, машинное масло, модель ректификационной колонны.

Эпиграф к уроку

Никогда не спрашивай по ком звонит колокол, он звонит по тебе”. (Джон Дон)

В настоящее время престиж естественных наук, в том числе и химии, падает. Как поддержать интерес к предмету у учащихся?

Ведущая деятельность школьника – учение, которое оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Её компоненты вырабатываются постепенно, поэтому важно использовать такие формы, которые могли бы служить эмоциональной опорой в процессе учения, облегчали адаптацию учащихся к новой деятельности, повышали интерес к предмету. Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра.

Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план действий.

Игровая деятельность – это целенаправленная и внутренне мотивированная система действий человека в учебном процессе. Это один из видов деятельности, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. Она является условием и средством психического развития индивида. На определенном этапе психического развития подобная деятельность играет важную роль в формировании личности, развития которой учащихся в учебно-воспитательном процессе происходит лишь в том случае, когда деятельность учителя опирается на их потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения.

В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения, рассматривать обсуждаемые явления с разных сторон, сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету.

Конструирование уроков – игр должно осуществляться с соблюдением условий и правил его организации, а также требований к нему.

При этом следует:

- определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;

- уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;

- определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;

- выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами;

- определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;

- поставленные дидактические задачи стремиться решать на уроке и не переносить их на домашнюю работу. Рассмотрим моделирование урока – ролевая игра.

Такие виды игр характеризуются ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации, в соответствии с сюжетом игры и расположенными ролями, уроки – ролевая игра можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

Имитационные игры, направленные на имитацию определенного профессионального действия.

Ситуационные игры, связанные с решением какой-либо узкой, конкретной проблемы – игровой ситуации.

Условные игры, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии, на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки – суды и т.д.

Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.

На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры. Организационные вопросы: распределение ролей; выбор жюри или экспертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями. Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с инструкциями, заданиями; сбор материала; анализ материала; подготовка сообщения; изготовление наглядности; консультации.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе, выявление позиций; принятие решения; подготовка сообщения. Межгрупповой аспект: заслушивание сообщения групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение. При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности учащихся, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.

Проведение ролевой игры, как и всякой другой, построенной на использовании имитации, связанно с преодолением трудностей, заложенных в её противоречивом характере. Противоречивость ролевой игры заключается в том, что в ней всегда должны иметь место и условность, и серьёзность. Кроме того, она проводится в соответствии с определёнными правилами, предусматривающими элементы импровизации. Если хотя бы один из этих факторов отсутствует, игра не достигает цели. Она превращается в скучную инсценировку, в случае излишней регламентации и отсутствия импровизации, или в фарс, когда играющие утрачивают серьезность и их импровизации носят абсурдный характер.

Предлагаемый урок – ролевая игра, проведенная в 11 классе “Природные источники углеводородов” позволяет решить конкретные дидактические задачи:

- познакомить с происхождением нефти и природного газа, методами их переработки, использованием продукта, получаемых из природных источников углеводородов;

- понять экологические и социальные проблемы (разрушение озонового слоя, утечка нефти при добычи, повреждение танкеров, взрывы метана в шахтах);

- приобщить учащихся к чтению научно-популярной литературы.

Обоснование формы организации урока.

Тема урока отличается насыщенностью материала, новым ракурсом при рассмотрении многих понятий и процессов. В тоже время это одна из наиболее актуальных тем в современной химической промышленности, так как в последнее время во всем мире обострилась топливная проблема.

Тема урока изучается после того, как в курсе органической химии рассмотрены общие понятия, охарактеризованы строение и свойства различных групп углеводородов. Это придает ей обобщающий характер и позволяет повторить пройденное в новых взаимосвязях.

По данной теме урока имеется хороший подбор коллекций углеводородного сырья и достаточно научно-популярной литературы с доступным изложением материала и понятными схемами технологического процесса.

Формируется умение работать в группе (в данном случае – в паре), анализировать и сравнивать технологические схемы, изучать дополнительный материал.

Учебно-воспитательные задачи урока.

Ознакомление учащихся с составом природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля и способами их переработки; развитием этих отраслей промышленности в России и в Краснодарском крае.

Формирование умения самостоятельно работать с новыми источниками информации – геологическим словарем, энциклопедией, картами, схемами, дополнительно литературой. Развитие творческих и аналитических подходов при подготовке рефератов, изучении технологических схем и их обсуждении.

Формирование умений работать в паре и индивидуально, участвовать в обсуждении вопросов на уроке, слушать лекции и обобщать полученную информацию в виде тезисов и схем.

Иллюстративный материал.

  • Коллекция “Нефть и продукты ее переработки”.
  • Коллекция “Каменный уголь и продукты его переработки”.
  • Модель ректификационной колонны.
  • Схема №1 “Переработка природных источников углеводородов”.
  • Схема №2 “Переработка нефти”.
  • Схема №3 “Нефтепродукты, состав продуктов фракционирования”.