Проблемы и преспективы преподавания психологии в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Изменения в экономической и социо-культурной ситуации в России выдвинули перед образованием новые цели и задачи, которые школьные предметные курсы учебных планов различного уровня, как показали исследования, не решают. Поэтому у педагогов появилась потребность в создании предметного курса, который решал бы эти задачи.

Преподавание психологии в школе дает возможность на соответствующих возрастных этапах становления личности способствовать развитию индивида как субъекта психологической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения. Адаптироваться к жизни в сложных современных условиях, умеющего анализировать конфликтные ситуации, используя психологические методы управления, изучить всесторонне психологические феномены развития личности.

Данный предмет можно преподавать, в рамках школьного профильного обучения усиливая гуманитарный и социальный профиль и выполнять рад профилактических и развивающих задач.

Как показал опыт, уроки психологии, построенные на принципах:

  • целостности в подходе к изучению психических процессов и явлений;
  • соответствия потребностям возраста с учетом зон актуального и ближайшего развития;
  • индивидуального подхода, умение фокусироваться на психологические особенности индивида;
  • мотивационной готовности аудитории с ориентацией на значимость в данный момент;
  • психодиагностики, руководство законами и правилами проведения данных процедур;
  • доверительности, создание атмосферы свободного обмена информацией;
  • систематичности, последовательности в преподавании, могут проводиться с 1-го по 11-й класс и показывать высокую результативность.

Уроки психологии могут, проводятся как обязательный предмет, 1 раз в неделю (34 часа в год в каждом классе, кроме 1-го класса – 25 часов). Курс психологии, охватывая все ступени школьного обучения, выполняет различные задачи.

1- 4 классы – адаптация к школьной жизни и развитие эмоциональной сферы.

5 – 8 классы - профилактика агрессивности и развитие коммуникативных способностей.

9 класс – профессиональное самоопределение и выбор профиля обучения в 10-11 классах.

10-11 классы – становление социальных компетентностей, через изучение индивидуальных особенностей личности.

Вводя уроки психологии в учебный план нужно учитывать и выполнять определенные требования к преподаванию этой дисциплины. Если уроки проводить с группами по 10-12 человек, то можно вводить элементы тренинга, устанавливать доверительную атмосферу и решать личностные проблемы учащихся. Простор и изолированность помещений для проведения уроков психологии позволят проводить подвижные игры и упражнения с младшими школьниками. Столы или парты лучше устанавливать в виде буквы “П”, чтобы был более тесный контакт учеников с учителем.

В связи со спецификой преподавания психологии, необходим педагогический ресурс - это преподаватели психологии или педагоги-психологи.

Структура урока может варьироваться исходя из поставленных задач и конкретной ситуации. Предлагаемая структура урока состоит из четырех частей: вводная, изучение нового материала, практическая и заключительная. Большее время отводиться практической части, на которой идет отработка и закрепление приобретенных навыков, проведение дискуссий, анализ различных ситуаций, проведение тестирования и диагностик по изучению личности учащихся, элементы коррекционной и профилактической работы. Учащимся рекомендуется ведение тетрадей по психологии для записи конспектов, основных понятий, тестов и упражнений. У младших школьников для творческих рисунков по содержанию занятия.

В условии массовой школы серьезное отношение к учебному предмету, повышение учебной мотивации устойчиво связано с оценкой. Поэтому формализованная оценка знаний вводится с 4-го класса, она может применяться только при повторении пройденного теоретического материала или выполнении дополнительных заданий, подготовке рефератов, докладов, презентаций. При ответах на проблемные вопросы, высказывания во время дискуссий, выполнении тестов и упражнений применять систему оценок не следует. Преподаватель может лишь отметить активность учащихся, оригинальность ответов.

С целью облегчения контроля знаний в конце каждого раздела или логически связанной группы тем следует, выполнять работы по оцениванию знаний учащихся. Проверку можно проводить по системе “зачетов”, тестирования или контрольных работ. Тетрадей для выполнения контрольных или проверочных работ не предусматривается. С помощью систематического контроля знаний достигается привлечение учащихся к более внимательному и ответственному отношению к учебному материалу, гарантируется прочность усвоенных знаний и навыков у большинства обучаемых. Для избегания учебной перегрузки домашнее задание не задается.

По окончанию изучения курса психологии можно проводить итоговую аттестацию в форме устного экзамена “по выбору” в 9-ом и 11-ом классе. Экзаменационные билеты могут состоять из теоретических и практических вопросов.

Тематическое содержание может быть направленно на развитие и формирование психологических навыков учащихся, и углубление профильности общеобразовательного учреждения. Вот примерный тематический набор, которым может наполниться содержание уроков общеобразовательных учреждений гуманитарной направленности.

1-4 класс

Мир психологии – наука. “Я – школьник”. Понятие “школьник”, “школа”, “класс”. Формы и способы взаимодействия со сверстниками. Понятия: “друзья”, “одноклассники”. Школьные успехи. “Учебная сила”.

“Мои чувства” - как способ самопознания и саморазвития. Понятие “мимика”. Чувства: радость, грусть, страх, гнев, обида. Способы саморегуляции. Понятие “жесты”. Роль взгляда в передачи чувств.

“Мое здоровье”. Представление о теле. Отдых и его виды. Сезонная одежда. Болезнь и здоровый образ жизни. “Правило лекарств”. Гигиена тела. Здоровая еда.

Адаптация учащихся к школьной жизни. Познавательный процесс - память и ее развитие. Мышление. Воображение.

Знакомство с миром эмоций. Наполнение чувств: радость, грусть, злость, страх. Саморегуляция.

Самопознание. Понятие “индивидуальность”, “самооценка”. Качества личности – как характер. Интересы, предпочтения. Понятие “способность”.

Права и обязанности. Понятия: “права”, “обязанности” и связь между ними. Домашние и школьные обязанности. “Право на ошибку”. “Жизненные трудности”.

Общение и его средства. Понятия: “общение”, “интонация”, “мимика”, “жесты”. Правила общения. Позитивное общение. Вежливые слова.

Развитие самосознания. Содержание образа “Я” и его построение. Образ ученика 3 класса. Происхождение имени. Определение собственных качеств. Позиции: “я хочу”, “я должен”, “я могу”. Способы развития уверенности. “Семейное дерево”. Семья.

Одноклассники как субъекты общения. Групповая сплоченность и способы развития. Правила совместной деятельности. Сотрудничество в группе. Учебные навыки сотрудничества. Значение общения в жизни человека.

Средства общения. Речевые средства общения. Неречевые средства общения. Понятие “психологическое пространство”. “Ситуации общения”.

Секреты нашего познания. Внимание. Мышление. Память. Воображение. Способы развития познавательной сферы.

Общение как взаимодействие. Обобщение знаний по теме “общение”. Взаимодействие людей, где? Роль общения в развитии общества. Позиции взаимодействия в группе. Правила, этапы взаимодействия. Умение слушать и слышать. Правила хорошего слушания. Правила работы с информацией. Искажение информации.

Самопознание. Самоанализ. Достоинства и недостатки. Жизненные ценности. Вредные привычки. Способы самовоспитания, “Дерево-Я”.

Мир эмоций. Понятия и виды. Способы выражения эмоций. Эмоциональный дневник. Взаимопонимание. Управление эмоциями.

5-9 класс

Адаптация детей к средней школе. Правила тренинга. Понятие “группа” и я в ней. Понятие “пятиклассник”. Новые предметные области. План школы. Учебные навыки и умения пятиклассника. Пути и способы взаимодействия с учителем. Чувства агрессии и гнева. Сотрудничество. Постановка целей.

Самости пятиклассника – как способ эффективной адаптации к обучению в среднем звене. Самооценка через “могу”. Самосознание. Самоуважение.

“Я и мои чувства”. Чувства. Тревожность. Раздражительность. Обида. Способы саморегуляции и взаимодействия со всеми участниками процесса обучения.

“Я и мой внутренний мир”. Уникальность восприятия. Внутренний мир человека. Индивидуальные особенности. Цели и мечты.

Агрессия и ее роль в жизни человека. Возрастные особенности. Понятие “агрессия”. Виды агрессии. Проявление агрессивности. Реакция на агрессию. Конструктивное реагирование на агрессию. Способы саморегуляции.

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека. Источники уверенности человека. Неуверенный человек. Самоуважение и уверенность. Милосердие. Непокорность.

Конфликты и их роль в усилении “Я”. Понятие “конфликт”. Конструктивное разрешение конфликтов. Конфликты с родителями. Психологическая поддержка в конфликте. Способы разрешения конфликтов.

Ценности и их роль в жизни человека. Понятия: “ценности”, “жизненный путь”. Шкала ценностей.

Общение – как восприятие людьми друг друга. Социальное восприятие. Проблемы восприятия. Стериотипизация и ее влияние на межличностное восприятие. Поведение, причины неадекватного поведения.

Конфликт – как способ неэффективного общения. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Стадии конфликта. Технологии управления конфликтом.

Линии взросления и проблемный возраст. Понятия “проблемный возраст”. Половые различия взросления. Противоречия и задачи взросления. Проблема “отцов и детей”. Дружеское общение. Направления взросления.

“Любить по взрослому”. Слагаемые привлекательности. Способы расположения. Способы знакомства. Понятие “влюбленности”. Понятие “настоящая любовь”.

Темперамент. Общее понятие темперамент. Его происхождение. Свойства и типы темперамента. Диагностирование типа темперамента.

Характер. Понятие “характер”. Характерология – как наука о характере. Структура и типы характера. Привычки и развитие характера.

Воля. Понятие “воля”. Структура волевого акта. Волевые качества и их развитие. Саморегуляция. Эмоции, виды.

Профессиональное и профильное самоопределение. Понятия: “профессия”, “специальность”, “способности”. Теории происхождения способностей. Этапы освоения профессии. Личностные регуляторы выбора профессии. Проблемы выбора профиля обучения. Диагностика профессиональных склонностей и интересов.

10-11 класс

Управление познавательными процессами - как способы самопознания и самоуправления. Внимание, виды, основные свойства, Приемы развития внимания. Память, основные виды и процессы. Мышление – как высшая ступень человеческого познания. Приемы развития мыслительной деятельности. Воображение. Управление образами. Приемы развития воображения.

Понятие личности в психологии. Понятие “личность”. Структура личности. Соотношение биологического и социального в личности. Теории личности: психоаналитическая, гуманистическая, бихевиоризм, индивидуальная, когнитивная. Мотивационно-потребностная сфера. Самосознание. Понятие “Я-концепция”.

Возрастная психология и самоуправление. Возрастная классификация. Психологический возраст. Возрастные новообразования. Особенности юношеского возраста. Моделирование будущего. Любовь, дружба.

Психология малых групп и коллективов. Понятие “коллектив” Развитие и формирование коллектива. Понятие “лидерство”, типы лидеров, стили управления в группе. Особенности взаимодействия в группе. Групповые нормы. Понятие “конформизм”. Командообразование. Командная сыгровка.

Общение – как процесс межличностного взаимодействия. Понятие “общение”. Структура, средства общения. Понятия “ вербальное” и “невербальное” общение. Позиции в общении. Теории “Эго-состояний” личности в общении. Стили общения, манипулирование.

Межличностное восприятие - как условие и технология эффективной коммуникации. Механизмы межличностного восприятия. Психологические защиты. Барьеры общения. Конструктивное общение, контроль эмоций. Приемы расположения к себе. Самопрезентация.

Психология семейных отношений – как межличностное взаимодействие. Аспекты семейных отношений. Функции семьи. Стили семейного воспитания. Интимные отношения.

Психологические состояния – влияние на саморегуляцию. Классификация и характерные особенности. Сон. Врабатывание. Монотония и психическое пресыщение. Понятие “стресс”. Способы преодоления стресса. Утомление. Фрустрация. Страсть. Аффект. Способы саморегуляции.

Опыт преподавания психологии в школе в течение семи лет, дает возможность говорить о том, что эти уроки актуальная и уникальная форма общения взрослого с ребенком, повышающая общекультурный уровень подрастающего поколения с активной гражданской позицией. Проблему включения в учебный план предмета “психология” общеобразовательного учреждения необходимо рассматривать на самом высоком уровне.