Идеи просвещения в зарубежной литературе. Джонатан Свифт

Разделы: МХК и ИЗО


Без бичующей сатиры Свифта картина жизни человечества была бы односторонней и неполной. А Генчер

Постановка проблемы:

  1. Осмеяние буржуазных идеалов, резкая сатира на существующее общество.
  2. Показать в образе Гулливера ясный, практический ум трудолюбие.

Завязка – рассказ о Свифте. Поздно вечером 8 августа 1726 года в передней дома почтенного Лондонского типографщика Мотта раздался звонок. Открыв двери, хозяин убедился, что неожиданного посетителя и след простыл, на крыльце, однако, лежал сверток, в котором типографщик обнаружил рукопись: неведомый капитан Гулливер рассказывал в ней о своих странствиях. А спустя несколько дней настоящий автор – декан собора святого Патрика в Дублине и прославленный английский сатирик приехал в Лондон.

Рукопись переписана другой рукой, т.к. Свифт опасался гонений за резкую сатиру. Но власти сделали вид, что издевка автора их не касается и роман был напечатан.

Кто же этот человек, Джонатан Свифт? Это – крупнейший сатирик века, общественный деятель. Прожил долгую и яркую жизнь: был секретарем у отставного английского дипломата, священником в глухой ирландской деревне, был влиятельным лицом в английском правительстве и доверенным премьер-министра. Придворная знать толпилась в его скромной лондонской квартире, министры и герцоги завидовали ему и заискивали перед ним. Но Свифт остался бедняком, он был горд и неподкупен.

Он мечтал о народном благе и своей деятельностью и грозным пером сатирика стремился облегчить учесть народа.

Придворная камарилья, министры и даже королева Анна боялись сатирического смеха Свифта и его растущего авторитета. В результате Свифт был удален из Лондона и послан настоятелем собора в Дублин, в столицу Ирландии. Начался наиболее славный период деятельности писателя.

Родившийся в Ирландии, Свифт видел нищету и бесправие ее, угнетение Англией. Именно угнетенной Ирландии он отдал все свои силы и свой талант. В 20-х гг. XVIII века он пишет памфлеты, в которых показал тяжелое положение ремесленников-суконщиков в Ирландии. Один из памфлетов назван “Письма суконщика”, написаны они от лица дублинского торговца.

Примечателен тот факт, что когда был издан приказ об аресте автора “Писем суконщика”, никто в Дублине не донес на него, хотя за его голову было назначено большое вознаграждение. Но наместник Ирландии отказался арестовывать писателя. Не стал настаивать на этом и премьер-министр Англии. Боялись острого слова Свифта, его смеха, боялись, что его арест вызовет восстание ирландцев.

Английское правительство было вынуждено пойти на отмену особенно вопиющих способов угнетения.

А Свифт ходил по Дублину, сопровождаемый толпами ирландцев, охранявших его жизнь и свободу. Наместник Ирландии, Лорд Картнер, писал в своем донесении в Англию: “Я правлю Ирландией с соизволения доктора Свифта”.

В ходе рассказа учителя у учащихся складывается представление о личности и гражданском облике Свифта, о колониальной сущности политики английского правительства в Ирландии.

Памфлеты Свифта актуальны и в наши дни, когда ирландский народ вновь поднялся на борьбу за свои права.

Следует упомянуть и такие памфлеты, как “Битва книг” (Свифт выступает против колонизации классического наследия прошлого), “Сказка о бочке” (изобличается пуританство с его хищничеством и лицемерием). 1726 г. – написан роман “Путешествие Лемюэля Гулливера в некоторые отдаленные страны света, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей”.

Работа над I, II, III частями романа проходят в форме беседы. IV часть учитель анализирует сам.

Учитель напоминает учащимся, что фантастическое произведение Свифта рисует реалистическую картину общества XVIII века, сатирически изображая его пером. В романе о Гулливере писатель пытался найти ответ на вопрос – как же нужно устроить жизнь общества, чтобы в нем навсегда исчезли нищета, гнет, алчность, предательство, войны.

Анализируем I часть “Путешествие в Лилипутию” сюжет этой части обычно знаком учащимся, но они воспринимают его как нечто сказочное, не понимают всей глубины политической сатиры автора. Почему изображены лилипуты? Каковы они?

Учащиеся отметят у лилипутов их ничтожность, неблагодарность, высокомерие, чванство, лицемерие. Именно так чувствует себя нормальный человек при дворе, среди интриг, доносов, предательства. Свифт зло смеется над “серьезными” различиями враждующих партий: например, отличие их в величине каблуков. “Его императорское высочество, наследник престола имеет некоторое расположение к высоким каблукам, один каблук у него выше другого” вследствие чего походка его высочества прихрамывающая. 2 партии – Тремексенов (высокие) и Слемексенов (низкие каблуки).

Свифт смеется над борьбой из-за обрядов между католиками и протестантами, что приводит к кровопролитным войнам как внутри государства, так и между государствами (война Лилипутии и Блефуску – намек на войну Англии и Франции за испанское наследство). Свифт ввел в рассказ о том, что повод к войне – спор, с какого конца нужно разбивать вареное яйцо: с тупого или с острого.

В стране лилипутов показана реальная жизнь Англии: подхалимство, шпионаж, злоба, алчность. Взять, к примеру, изображение министров, которые добывают пост премьера-министра путем акробатических прыжков и танцев на канате. Вспомним изображение ничтожной фигурки императора лилипутов, претендующего на мировое господство и именуемого придворными подхалимами. “Отрада и ужа вселенной”, честолюбив монарх. Король лилипутов очень напоминает английского короля Георга I, находившегося у власти с 1714 по 1727 г., отличался большой скупостью и невмешательством в деле правительства, фактически передоверив заботы о государстве своим министрам.

Под именем Флимнапа, который пользуется особой славой за свои прыжки, выведен ненавистный Свифту премьер-министр Роберт Уолполь, стоявший с 1721 г. во главе министерства вигов. Политическую деятельность Уолполя Свифт сравнивает с ловкими “прыжками” канатного плясуна.

Делается вывод о ничтожности королей – лилипутов, премьер-министров-лилипутов (отмечается великолепие сатиры Свифта) Гулливер обнаруживает у власти имущих ненасытную жажду завоеваний и порабощения свободных народов.

Вторая часть романа – “Путешествие в Бробдингнег”, а в этой части мерзкому миру лилипутов противопоставлена страна великанов. Свифт решил во второй части нарисовать идеальное государство. Попав в страну великанов, Гулливер в начале считает, что это патриархальное сельскохозяйственное государство во главе с мудрым королем. Но оказывается, что один король, пусть и ученый, и любящий свой народ и ненавидящий войны, не в силах создать идеальное государство. Его поданные жадные, корыстные, и это чуть не стоило жизни Гулливеру. Вспомним эпизод, когда хозяин Гулливера, стремясь как можно больше нажиться, показывая Гулливера, доводит его до страшного переутомления. На улицах Гулливер видит нищих людей, пораженных язвами. Хозяин наживал хорошие деньги. В течение нескольких недель Гулливер почти не имел отдыха. Хозяин отправился в столицу, чтобы получить еще больше денег. 10 недель в пути. Его показывали в 18 городах, не считая множества деревень и частных домов. Столица Великании Лорбрульгруд, или гордость Вселенной. В столице его показывали 10 раз в день. Жадность людей показана на примере Фермера: “Чем больше денег получал хозяин, тем ненасытней он становился”. Государь – важный, суровый король был одним из самых ученых людей во всем государстве и получил отличное философское и особенно математическое образование. При дворе постоянно дежурили ученые “Ум короля отличался ясностью, а сведения точностью” а в этом обществе великанов много общего с жизнью “разнаряженных в праздничные платья английских лордов и леди с их высокой поступью, поклонами и пустой болтовней”. В этой стране много нищих (женщин с ранами на груди, нищих с огромным зобом, по их одежде ползали вши). Дается сатирическая картина жизни английского общества: дано описание “славной палаты пэров”, об устройстве парламента рассказывал его величеству, о деятельности судов, как он едва не был доведен до полного разорения, дана сатира на злоупотребление, неимоверный формализм в судопроизводстве. Делается в конце вывод о несостоятельности мечты Свифта об идеальном государстве и идеальном короле.

III часть “Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Глаббдобриб и Японию” Апрель 1707 г.

Это – вершина сатиры Свифта. Главный вывод из этой части – любая монархия является злом. Показана необыкновенная страна Лапута. Почему летающая? Так символически изобразил Свифт оторванность монархов от народа и враждебность ему.

На летающем острове живут короли и привилегированная каста, их не интересуют судьбы поданных. Главная задача властителей – взимать своевременно и в полном объеме дань с поданных. Король жесток. Если народ не платит долги, то король лишает его дождя и солнца, и в стране начинается голод и болезни. Если подданные упорствуют, король подвергает их бомбардировке камнями с воздуха и угрожает раздавить. Народ бесправен и притеснен (было восстание в Линдалино). Жестокость, вероломство, подхалимство, унижение человеческого достоинства – вот что несет монархический строй.

Достаточно вспомнить такой обычай при дворе, как подползание к трону монарха, и при этом допущенный к королю на аудиенцию должен лизать пол, посыпанный специально для этого пылью, а если необходимо, то и ядом. Множество сатирических приемов. Например, описание лица, головы. “У всех головы были склонены направо и налево, один глаз косил налево а другой глядел прямо вверх”. Слуги держали палки, к которым были привязаны надутые воздухом пузыри. Этими пузырями слуги время от времени хлопали по губам и ушам своих хозяев, если те впадали в глубокую задумчивость.

Сатирическое описание и короля, который был погружен в решение задач. И слуги пробуждают его хлопаньем по губам и правому уху. Вся пища в виде геометрических фигур. Все придворные играют на каких-нибудь музыкальных инструментах, хотя играют бездарно, но так принято. Лапутяне мнят себя образованными людьми, они очень высокомерны.

Пребывание в Больнибарби, столице Лагадо. Дома полуразрушены, поля не ухожены, нет никаких плодов кипучей деятельности мечущихся людей. Прожектерство процветает, а народ ходит в лохмотьях. К разрушению и упадку ведет монархическая власть. Свифт смеется над состоянием науки:

проекты (примеры):

  • извлечение из огурцов солнечных лучей;
  • превратить лед в порох путем пережигания его на сильном огне;
  • новый способ постройки домов – начинать с крыши и кончать фундаментом;
  • слепорожденный учит живописцев смешивать краски;
  • пахать землю при помощи свиней, с этой целью закапывать в землю желуди, финики и т.д.;
  • в школе языкознания разрабатывается проект упразднения всех слов ( не называть слова, а носить при себе вещи);
  • в математической школе проект усвоения формул: написать – проглотить, запить водой – голодать.

Особое место занимает описание школы политических прожекторов, в этом заключается критика существующей системы правления, монархов, взяточников, например ( об умных фаворитах, о взяточниках (сокращение правой руки).

В Лаггнегге, Глаббдобрибе мы видим остров чародеев и волшебников, они могут вызывать мертвых и заставить послужить себе.

Свифт отрицает абсолютизм, высмеивает продажность парламентской системы буржуазного государства.

IV. Часть. “Путешествие в страну Гуигигимов”, это – итог главных обличений Свифта. Гулливер оказывается в стране лошадей, где обитают отвратительные существа. ЙЕХУ – человекоподобные, утратившие красоту, разум и достоинства человека. Это одичавшие люди. Однако у них остались страшные пороки людей. Отвратительна их внешность. Отвратительны их качества: жадность, прожорливость, вероломство, нечистоплотность, подхалимство, цинизм, злоба и ненависть. Самое дорогое в жизни йеху – цветные камешки, которые они выкапывают из земли и вновь закапывают. Из-за этих камешков они жестоко дерутся и воюют…

Писатель, создав образ йеху, предупреждает: смотрите, люди, в каких скотов вы можете превратиться, если главной целью вашей жизни станет стяжательство, золото. Дан рассказ в рассказе. Дано глубокое и детальное описание Англии:

  • обличение войн;
  • грабительские законы, несправедливость суда;
  • тяжелое положение народа;
  • роскошь знати (в еде, одежде);
  • о медицине – о шарлатанстве;
  • злая критика господствующего класса;
  • кто такой первый, или главный министр: “существо, которому совершенно незнакомы чувства радости и печали, любви и ненависти, жалости и гнева”. У него нет никаких страстей, кроме безумной жажды богатства, власти и титулов. Свифт приветствует общество Гуигигимов, где нет лжи и обмана.

Книга Свифта – открытый призыв к борьбе с бесчеловечным строем. В конце своей жизни Свифт написал “Стихи на смерть доктора Свифта”, где остроумно изобразил радостный переполох, который вызовет в официальных кругах кончина беспокойного литератора. Традиции Свифтской сатиры нашли продолжение и развитие в творчестве Байрона, Шоу, Брехта.

Вопросы к роману.

I ч.

  1. Почему Свифт отправил своего героя в Лилипутию?
  2. Какие пороки современной жизни Англии показал автор? (различные партии в парламенте, подлость министров)?
  3. Для чего использован прием гиперболизации? Приведите примеры.
  4. Как показан король и знать в Лилипутии?

II ч.

  1. Каковы отличия короля Лилипутии и Бробдингнега?
  2. Что общее и разное в структуре управления двумя государствами?
  3. Отношение к рассказчику в Лилипутии и Бробдингнеге?
  4. Какие стороны жизни Англии раскрыл автор в этой части (суд, состояние государственного управления, положение народа).
  5. Как раскрывается личность рассказчика?
  6. Как показана жадность и жестокость господствующего класса?

III ч.

  1. Как живут простые люди?
  2. Какие стороны политической жизни Англии критикует автор?
  3. Каково состояние науки в стране?
  4. Привести примеры гротеска в III части.
  5. Что порождает монархический строй?
  6. В чем источники власти буржуазии. Символический смысл названия “летающий остров”.

IV ч.

  1. С какой целью введены одичавшие люди йеху? Их внешность.
  2. Укажите отвратительные качества йеху, почему они появились?
  3. Антивоенная направленность IV части.
  4. Как показано положение народа в Англии?
  5. Критика господствующего класса, знати.