В помощь учителю географии. Для работы в 6-м классе

Разделы: География


1. Опорный конспект по теме: “Атмосфера: строение, значение, состав”. 6 класс.

При изучении данной темы, я использую опорный конспект, который учащиеся заполняют по мере моего объяснения, выделяя самое важное, что позже им помогает при подготовке домашнего задания.

Другим вариантом работы с опорным конспектом может быть самостоятельная работа учащихся по группам, где они читают соответствующий пункт параграфа и заполняют графы конспекта. На заключительном этапе каждая группа отчитывается по своему конспекту, а ученики заполняют конспекты уже со слов своих товарищей.

1. Значение атмосферы.

1. Озон содержится в _________________, значение________________________________________________________________________.

2. В воздухе атмосферы сгорают ___________________________________________________.

3. Предохраняет от ______________________________ и _____________________________.

4. Луна: Т днем = _________________

Т ночью = ________________

5. Воздух нужен ________________________________________________________________.

2. Состав атмосферы.

1. Азот - _________ %.

2. Кислород - _______ %.

3. Остальные газы - _____ %: ___________________

____________________

_____________________

_____________________

______________________.

3. Тропосфера:

1. Самый ________________ слой атмосферы.

2.Содержится _____________ % массы воздуха.

3. Воздух тропосферы нагревается от ______________________________.

4. Воздух тропосферы с высотой _____________________________________.

5. Находится _________________________________.

Примеси: _____________________________________________________________.

6. Происходят __________________________________________________________.

Образуются _______________

Выпадают _________________

Дуют ____________________.

7. Толщина:

над экватором ____________________

над полюсами _______________________

в умеренных широтах ___________________

4. Стратосфера:

1. Находится над _____________________.

2. До высоты ______________________.

3. Температура:

в нижней части ________________

20-30 км - ___________________.

4. Температура увеличивается, потому что   ___________________________________________________________________________ .

5. Закрепление темы:

1. Перечислите все слои атмосферы, начиная с самого нижнего:

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ .

2. Вопросы по отрывку из книги “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”

Почему замерз глупый Тролль?

О каком слое атмосферы идет речь?

Что происходит с высотой с температурой и почему?

3. Вспомните, как изменяется температура с подъемом в тропосфере?

Решите задачи:

А – На какую высоту поднялся самолет, если за бортом температура – 30 ? С, а у поверхности Земли + 12? С?__________________________________________________________________________

Б – Какова высота горы, если у ее подножия температура + 26 ? С, а на вершине – 10 ? С?________

В – Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет + 36 ? С? Высота Памира 6 км._________________

2. Установите соответствие.

Данный вид опроса, является непосредственной подготовкой детей к ЕГЭ, где типичные задания на установление соответствия всегда вызывают затруднения.

Детям очень нравится такая работа. Она может быть использована уже на первом уроке изучения темы на этапе закрепления.

Опрос по теме “Части Мирового океана”. 6 класс.

Установите соответствие между терминами и их определениями.

Термины Определения
  1. Материки
  2. Пролив
  3. Внутреннее море
  4. Полуостров
  5. Остров
  6. Море
  7. Архипелаг
  8. Окраинное море
  9. Залив
  10. Пролив Дрейка
  11. Гибралтарский пролив
  12. Гренландия
  13. Австралия
  14. Тихий
  15. Индийский
  16. Северный Ледовитый
  17. Атлантический
  18. Антарктида
  19. Евразия
  20. Северная Америка
  21. Африка
  22. Южная Америка
А. Небольшие участки суши.

Б. Группа островов, лежащих недалеко друг от друга.

В. Огромные участки суши.

Г. Участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан и с трех сторон окруженные водой, а четвертой соединены с сушей.

Д. Часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями.

Е. Море, почти со всех сторон окруженное сушей.

Ж. Море, находящееся у краев материка.

З. Часть океана, моря, далеко вдающаяся в сушу.

И. Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.

К. Самый широкий пролив на Земле, соединяет Тихий и Атлантический океаны, ширина 1000 км.

Л. Этот пролив соединяет Средиземное море и Атлантический океан, в самом узком месте 14 км.

М. Самый большой остров на Земле.

Н. Самый маленький материк на Земле.

О. На территории этого океана могут уместиться все материки и еще место останется.

П. На территории этого океана могут поместиться обе Америки и Африка.

Р. Океан в 14 раз меньше Тихого, все берега у него южные, т.к. расположен на самом севере планеты.

С. Самый узкий, самый соленый и самый загрязненный океан.

Т. Самый большой Земли.

У. Материк, занимающий второе место по площади.

Ф. Материк, занимающий пятое место по площади.

Понятия по теме “Рельеф. Горы и равнины.”

1 вариант

Понятия

2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Рельеф

Гора

Равнина

Склон

Вершина

Подножье

Пологий

Плоские

Нагорье

Крутой

Острые

Горный хребет

Горная долина

Горная система

Гималаи

Ступенчатые

Кавказ

Эверест

Эльбрус

Холмистые

Низменность

Возвышенность

Плоскогорье

Впадины

24

23

22

21

20

19

18

17

16

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Вопросы для цифрового диктанта по теме “Рельеф. Горы и равнины”. 6 класс.

1 вариант

2 вариант

1. Выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над местностью более чем на 200 метров.

2. Самая высокая часть горы.

3. Виды склонов.

4. Все неровности земной поверхности.

5. Горы, расположенные одна за другой в ряд.

6. Высочайшие горы России?

7. Самая высочайшая вершина мира?

8. Равнина с высотой над уровнем моря менее 200 метров.

9. Равнины, на которых совсем нет возвышений и понижений.

1. Обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью.

2. Самая низкая часть горы.

3. Виды вершин.

4. Места на суше, расположенные ниже уровня моря, но не заливаемые морскими водами, так как эти места отделены от морей более высокими территориями.

5. Понижения между соседними хребтами.

6. Самые высокие горы суши?

7. Самая высокая вершина Кавказа?

8. Равнина с высотой над уровнем моря от 500 метров.

9. Равнины, на которых то там, то здесь встречаются холмы.

3. Изучение номенклатуры

Большую сложность в изучении географии в 6 классе вызывает изучение номенклатуры, так как для детей это совершенно ново, а также и потому, что необходимо не просто показать географический объект, но также рассказать и объяснить, где он расположен. В этом случае мне помогают такие опросы.

Опрос по номенклатуре частей Мирового океана. 6 класс.

  1. Внутреннее море Атлантического океана, которое через еще одно море с ним связано. (Черное)
  2. Море, уровень которого в географии принимают за 0. (Балтийское)
  3. Море Северного Ледовитого океана, омывающее Скандинавский и Кольский полуострова. (Баренцево).
  4. Море Атлантического океана, расположенное между Северной и Южной Америкой. (Карибское).
  5. Море Индийского океана, омывающее Африку и Аравийский полуостров. (Красное).
  6. Море Тихого океана, омывающее острова, имеющие такое же название. (Японское)
  7. Море Тихого океана, омывающее с запада полуостров Камчатку. (Охотское).
  8. Море Атлантического океана, омывающее северную часть Африки и юг Европы. (Средиземное).
  9. Залив Индийского океана, омывающий два крупных полуострова на юге самого большого материка Земли. (Бенгальский).
  10. Залив Атлантического океана, который находится в четырех полушариях. (Гвинейский).
  11. Крупный залив Атлантического океана, пересекаемый Северным тропиком. (Мексиканский).
  12. Залив Индийского океана, омывающий с востока самый крупный полуостров Земли. (Персидский)
  13. Пролив, разделяющий Северную Америку и Евразию. (Берингов)
  14. Пролив, разделяющий остров Суматра и полуостров Малакка.(Малайский)
  15. Самый широкий пролив мира.(Дрейка).
  16. Самый узкий пролив мира.(Гибралтарский)
  17. Пролив, разделяющий о. Огненная Земля и Южную Америку. (Магелланов)
  18. Самый крупный остров планеты.(Гренландия).
  19. Большое скопление островов в Тихом океане, образованных кораллами. (Большой Барьерный риф).
  20. Остров, расположенный к востоку от Африки. (Мадагаскар).
  21. Острова в Тихом океане, пересекаемые Северным тропиком и принадлежащие США. (Гавайские).
  22. Остров, расположенный к северу от Австралии. (Новая Гвинея).
  23. Самый крупный полуостров планеты. (Аравийский).
  24. Единственный полуостров Африки. (Сомали).
  25. Полуостров Северной Америки. (Лабрадор).
  26. Полуостров, омываемый Аравийским морем и Бенгальским заливом. (Индостан).
  27. Полуостров, расположенный на северо-западе Евразии. (Скандинавский).

4. Работа по закреплению темы “Атмосфера” с использованием межпредметных связей – литературы

Сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны как можно больше записать терминов, слов, связанных с изученной темой.

Атмосферу составляют
Очень разные слои,
С высотою, кто не знает,
Изменяются они.
Слой снегов, дождей и ветров –
Тропос - значит, он живой.
Восемнадцать километров
Тропосферы- первый слой.
Есть здесь все, но в большей мере -
Кислород, азот, озон,
В малых долях - йод и гелий,
Водород, неон, радон.
Выше в небо - стратосфера,
Очень даже важный слой,
Радиацию, наверное,
Поглощает он собой.
Дальше в небо - мезосфера,
Этот слой совсем иной:
Слой ионного влиянья,
Метеоров и комет,
Слой полярного сиянья,
Спутников, еще - ракет.
Экзосфера! Мы в полете,
Новый слой должны узнать.
И летим на звездолете
Тайны мира открывать.
Чтоб друг к другу во Вселенной
Мы могли потом летать,
Я скажу вам. несомненно,
Атмосферу нужно знать.
И. И. Шурыгина