Информационная справка о школе. В ГОУ “Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии VIII вида” г. Сыктывкара обучается, воспитывается и круглосуточно проживает 135 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с нарушениями интеллекта (с диагнозом олигофрения). Укомплектовано 13 классов-групп с количеством воспитанников до 12 человек. Дети обучаются с 1 по 11 класс.
Каждый год мальчишки и девчонки нашей школы, как и их российские сверстники, с нетерпением ждут лета. Летние каникулы были и остаются периодом особой жизни, особой организации и особой атмосферы. Во время каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
Виды летнего отдыха воспитанников. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков школы-интерната традиционно проводится по следующим направлениям:
- Выездные лагеря России,
- Выездные лагеря Республики Коми (далее РК),
- Лагерь труда и отдыха при учебно-опытном хозяйстве школы-интерната,
- Лагерь при школе-интернате,
- Отдых воспитанников у родственников.
Путевки в выездные лагеря (детские оздоровительные лагеря, лагеря санаторного типа, спортивные оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха и т.д.) предоставляются Министерством образования РК. Год от года увеличивается количество предоставляемых путевок для наших воспитанников, поэтому за лето несколько учащихся могут дважды выехать в выездные лагеря.
Оздоровление, развитие, отдых, привитие трудовых навыков у детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе взрослых, которые организуют жизнедеятельность детей и подростков данной категории. Поэтому с воспитанниками всегда рядом педагоги нашего образовательного учреждения: воспитатели, классные руководители, учителя, педагоги дополнительного образования, старшая вожатая, педагог-психолог, социальный педагог.
УОПХ и ЛТО “Шыладор”. Особое внимание школа-интернат уделяет организации летнего каникулярного времени школьников старшего возраста, расширению возможностей их трудовой занятости. С 1996 года при школе-интернате действует учебно-опытное хозяйство (далее УОПХ) и лагерь труда и отдыха (далее ЛТО) “Шыладор”, расположенное в д. Шыладор, в 70 км от Эжвинского района г. Сыктывкара, где находится наше образовательное учреждение.
УОПХ и ЛТО “Шыладор” созданы с целью:
- обеспечения социальной адаптации старших воспитанников,
- производства сельскохозяйственной продукции для улучшения питания,
- укрепления навыков здорового образа жизни через трудовую деятельность,
- профессионально-трудовой подготовки учащихся по профилям овощеводство, животноводство, столярное дело.
- УОПХ располагает 168 га земли, в том числе лесоучастки, пастбища, пашня, сенокосы.
- Для технического обслуживания имеются 3 трактора, плуг, косилки, картофелесажалка, картофелекопалка, борона, окучник.
- УОПХ имеет поголовье скота: коровы, свиньи, лошади, овцы, кролики.
Для создания оптимальных условий проживания воспитанников и выполнения программ трудовых дел в УОПХ и ЛТО “Шыладор” имеются 3 жилых дома, столовая, баня, 2 теплицы, 2 фермы, овощехранилище, склады, подсобные строения для техники, дров, опилок, сена, картофеля.
В ЛТО созданы условия для круглогодичного пребывания детей и обеспечения их оздоровления и психофизического развития средствами природных условий. Ежегодно на 3 летних месяца в лагерь отправляются 40 воспитанников, учащиеся 8-11 классов (подростки в возрасте от 14 до 18 лет), а также в осеннее-весенний период на неделю по одному классу (до 12 человек). В летний период в ЛТО “Шыладор” традиционно организуется 6 смен, задействуется 30 педагогов по 5 педагогов в смену.
Удовлетворительная материальная база УОПХ позволяет организовать в ЛТО круглогодичную трудовую практику для учащихся старших классов по профилям профессиональной подготовки: животноводство, растениеводство, столярное дело. Учащиеся 8-11 классов включаются в посильную трудовую деятельность. Они выращивают овощи, ухаживают за животными, заготавливают сено, собирают грибы и ягоды, участвуют в сборе лекарственных трав, заготавливают веники, участвуют в различных ремонтно-строительных работах.
Таким образом, УОПХ и ЛТО “Шыладор” - это хорошая база для:
- практических занятий по животноводству согласно программы производственного труда воспитанников по уходу за животными и их содержанию в течение года;
- практического закрепления умений и навыков по растениеводству для работы в открытом грунте и теплице;
- практического закрепления навыков столярного дела и ремонтно-строительных работ;
- оздоровительного комплекса, трудового, нравственного, эстетического воспитания подростков.
Особенности формирования социальной компетентности воспитанников в ЛТО “Шыладор”. В ЛТО обустроен быт, оптимальная загруженность детьми в жилых помещениях. Вкусное питание, много овощей со своих грядок (картофель, капуста, свекла, морковь, огурцы, кабачки, редиска, лук-репка), зелень (салат, укроп, петрушка, лук зеленый), свое мясо (свинина, говядина), молоко, лесные ягоды (брусника, морошка, клюква, малина) и грибы (белые, подберезовики, подосиновики, моховики, маслята, пластинчатые). Приемлемый режим дня, чередование труда и отдыха. В ЛТО грамотно организуется труд воспитанников от посадки до уборки урожая. После трудового дня жизнь детей разнообразна, на хорошем уровне проводятся культурные развлечения, игры, праздники, ежегодно осенью проводится Праздник Урожая. Организуются спортивно-оздоровительные мероприятия (в том числе товарищеские встречи по футболу, волейболу с командой соседнего села), туристические походы, экскурсии в город. Дети с удовольствием ходят в лес, из ягод, собранных детьми, повара готовят варенье. Налажено общение с местным населением. У воспитанников отсутствуют грубые нарушения дисциплины. Дисциплинирует ребят четкая организация труда и отдыха, подведение итогов на ежедневных линейках, поощрение за работу в конце каждой лагерной смены.
Положительная мотивация к труду достигается за счет приобщения подростков к посильной работе с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов, а также за счет морального и материального стимулирования. Подростки работают за кту. Кту (коэффициент трудового участия) – единица измерения вложенного труда. За один день воспитанник может заработать от 1 до 4-х кту. Осенью кту переводятся в деньги, которые можно потратить на сладости, одежду, музыкальную технику и др.
Работа каждого подростка оценивается советом бригадиров (из числа воспитанников) и педагогами. Совет бригадиров имеет право увеличивать и уменьшать количество кту, заработанное воспитанниками, учитывая разработанные критерии оценивания трудовых дел, особенности начисления кту в зависимости от сложности трудовых дел, систему поощрений и штрафов (см. Приложение 1). За хорошие показатели дети поощряются, с учетом коэффициента трудового участия им начисляется и осенью выдается заработная плата.
Источник финансирования трудовой деятельности воспитанников - ГУ РК “Центр занятости населения города Сыктывкара” (далее Центр занятости), с которым школа-интернат №3 ежегодно на летний период заключает договор на временные работы воспитанников школы-интерната в возрасте 14-18 лет на должность подсобных рабочих в соответствии со ст. 59 ТК РФ.
Стоимость 1 кту зависит от фонда заработной платы, выделенного Центром занятости и от общего количества кту, заработанного всеми подростками за весеннее-летне-осенний период. За сезон воспитанники зарабатывают от 900 до 2300 рублей (от 140 до 385 кту).
Перспектива за заработанные кту осенью получить деньги является большим стимулом выполнить порученное дело качественно и в срок. Кроме того, около 60% подростков предлагают дать им высокооплачиваемое трудовое дело, а более 40% – стремятся заработать кту за дополнительную работу.
Ожидание получения денежных средств учит воспитанников понимать труд как основу обеспечения своих потребностей. Распоряжаясь наличными деньгами, они учатся совершать покупки, торговаться, пользоваться скидками, учатся общению на деловой основе. Это способствует самоутверждению воспитанников, осознанию себя значимой личностью.
В условиях ЛТО и УОПХ подростки имеют возможность осознанно подойти к выбору профессии, определиться в таких профессиях, как столяр-плотник, растениевод, животновод.
В ЛТО формируется умение принимать и соблюдать дисциплинарные требования в процессе труда. У воспитанников, неоднократно выезжающих в ЛТО, вырабатываются такие навыки, как подготовить рабочую одежду к следующему трудовому дню (у 75% воспитанников), самостоятельно получать и сдавать рабочий инвентарь (у 50%), ответственность за свой участок работы (у 40%), соблюдение режима (у 75-80%).
Благодаря педагогам, которые сами добросовестно выполняют все виды работ, у детей воспитывается чувство хозяина (успеть перекопать, посадить, построить, собрать сено и др.). Около 17 % детей начинают проявлять чувство хозяина: обратят внимание на то, что нужно отремонтировать дверь в туалете, сделать навес под дрова, скамеечку для проведения линейки, закопать мешающуюся ямку и др.
Специфическая задача школы-интерната – способствовать расширению социальных контактов воспитанников в условиях ЛТО “Шыладор”. Расширение контактов реализуется. 35-50% наших воспитанников научаются знакомиться и общаться с местным населением, приезжими дачниками. Около 20% детей могут дать согласие поработать у них: перекопать огород, ошкурить бревна, жерди, погрузить навоз, собрать ягоды. Дети набираются опыта оценивать свой труд в денежном эквиваленте. А однажды при проведении акции “Всё о деревне Шыладор” 6 подростков смогли самостоятельно наладить контакты с местным населением, чтобы получить информацию об истории деревни.
Каждый воспитанник за годы проживания в школе-интернате успевает по 3-4 лета потрудиться и отдохнуть в ЛТО “Шыладор”. За 4 года дети начинают осознавать, как достается хлеб на селе, что условия проживания в сельской местности труднее, чем в городе. Это важно знать воспитанникам, в сельских районах проживает более 10% выпускников школы-интерната. К выпуску подростки могут самостоятельно выполнить следующие работы: топить печь в доме, в бане (30% от общего количества выезжающих в ЛТО); заготовить дрова, сложить их на хранение (60%); принести воду из колодца (100%); работать в огороде (25%); ухаживать за животными (10%); построить загон, огородить поле, сделать мостки, калитку (40%). Таким образом, ЛТО “Шыладор” создает условия для формирования готовности к самообеспечению.
Программа деятельности ЛТО “Шыладор”. Учитывая социальную значимость проблемы социализации и трудовой адаптации воспитанников, педагогами и администрацией школы-интерната постоянно совершенствуется система работы в ЛТО. Для упорядочивания сложившейся организации ЛТО, обеспечения преемственности в работе лагеря, модернизации старых форм работы и введением новых форм, в 2004 году в школе-интернате творческой группой педагогов (Шеметов А.С., Удоратина М.И., Ненина Н.Н., Ставничук Н.П., Степанова С.А., Калинина Н.Б., Бобкина Н.Н.) была разработана “Программа деятельности ЛТО “Шыладор”.
Программа по своему содержанию является комплексной, она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления воспитания, оздоровления, отдыха и труда подростков в условиях лагеря труда и отдыха.
Цель программы – повышение качества организации летнего труда и отдыха старшеклассников. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- адаптация воспитанников к условиям жизнедеятельности деревни;
- развитие и поддержка благоприятной психотерапевтической среды в части межличностного общения в отряде и ЛТО, со сверстниками и взрослым населением д. Шыладор;
- формирование гражданских качеств личности на основе разноплановой трудовой и досуговой деятельности;
- вовлечение воспитанников в деловое сотрудничество, в рациональную организацию деятельности и самоконтроля;
- оказание педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, в самореализации, самоопределении и осознанном выборе профессии;
- развитие экономической грамотности: разумное использование заработанных средств в личных целях; понимание независимости, которую дает заработок.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов в области защиты прав ребенка:
- ФЗ от 24.07.1998 №124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”,
- ФЗ от 24.06.1999 №120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”,
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ №228 от 12.03.1997г.),
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Постановление Правительства РФ №676 от 01.07.1995 г.),
- Ведомственная целевая программа “Дети РК” (2007-2009 г.г.),
- Устав ГОУ “Школа-интернат №3” (утвержден МОиВШ РК 19.10.2005 г.).
- Программа содержит 7 разделов (с указанием целей, требований к знаниям и умениям, содержания деятельности воспитанников по направлениям разделов):
- Социально-педагогический,
- Самообслуживающий, профессиональный труд (см. Приложение 2),
- Спортивно-оздоровительный,
- Природно-экологический,
- Художественно-эстетический, краеведческий,
- Личностное развитие и самореализация ребенка,
- Организация самоуправления.
Методическое обеспечение программы: система деятельности администрации по организации ЛТО “Шыладор”; система распределения времени и этапов деятельности воспитанников в ЛТО (см. Приложение 3, Приложение 4); “Портрет Шыладорца” (см. Приложение 5); система распределения, учета и оценивания трудовых дел; система стимулирования деятельности воспитанников в ЛТО; система учета заработанных кту, начисления заработной платы воспитанников; “Альбом интересных дел в ЛТО “Шыладор”, буклет “Лагерь труда и отдыха “Шыладор”, конспекты мероприятий (см. Приложение 6), педагогическая литература; система определения результативности учебно-воспитательной работы в ЛТО (см. Приложение 7).
Критерии эффективности программы. Эффективность реализации “Программы деятельности ЛТО “Шыладор” определяется сформированностью в воспитанниках социально-значимой личности, обладающей комплексом личностных качеств, которые помогли бы адаптироваться в социуме и в самостоятельной жизнедеятельности после выпуска из школы-интерната. Этот комплекс личностных качеств отображен в “Портрете Шыладорца”. Эффективность реализации программы определяется тем, научается ли воспитанник производить продукцию собственным трудом, выбирать виды своей трудовой деятельности с учетом потребностей ЛТО и индивидуальных возможностей и интересов, определять сложность и качество выполненной работы, адекватно оценивать свой труд и труд своего товарища в кту и в денежном эквиваленте, применять разработанную систему поощрений и штрафов, а также участвовать в ее корректировке через жизнедеятельность в ЛТО и участие в работе Совета бригадиров.
Система учета, оценки и стимулирования деятельности воспитанников в ЛТО “Шыладор” отражается на информационных стендах ЛТО, в рабочих журналах “Учет кту” и “Трудовые дела”.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговые линейки по окончании каждой лагерной смены (всего 6 линеек); дополнительное питание к меню; Праздник урожая; ярмарки-распродажи в школе-интернате, в близлежащем районе города; выплата заработной платы по количеству кту и ее реализация детьми; выступление на осеннем педсовете школы-интерната по итогам работы в ЛТО.
Условия для успешной реализации программы:
- Создание мотивационно-ценностной воспитывающей среды (работа для себя – значит работа для ЛТО, для школы-интерната, для общества);
- Создание благоприятного психолого-педагогического климата в ЛТО через подбор педагогических кадров, близких по духовному и нравственному потенциалу;
- Наличие стимулирующего фонда поддержки ЛТО: заработная плата воспитанникам из ГУ РК “Центр занятости населения города Сыктывкара”; школьный автобус для выезда в город, на спортивные соревнования с детьми других лагерей; сладкие призы, подарки…;
- Действие “Службы занятости при ЛТО” в течение лета: начальник смены, управляющий, агроном обеспечивают воспитанникам фронт трудовых дел;
- Особенности режима: смена видов трудовой деятельности, организованный досуг, занятия по интересам, свободное личное время воспитанников;
- Демократический принцип воспитательной работы: использование ученического самоуправления (Совет бригадиров); учет заявок и предложений подростков; совмещение традиционного с нетрадиционным, ситуативным; стремление идти в ногу со временем;
- Защищенность и комфортность воспитанников в трудовой деятельности за счет налаженной системы труда в ЛТО.
Реализация “Программы деятельности ЛТО “Шыладор” показывает, что социально-трудовая адаптация воспитанников, накопление опыта общественного поведения, оздоровление и психофизическое развитие средствами природных условий, здоровый образ жизни и др. в условиях ЛТО “Шыладор” способствует формированию комплекса личностных качеств, которые будут необходимы воспитанникам в самостоятельной жизнедеятельности после выпуска из школы-интерната.
“Программа деятельности ЛТО “Шыладор” - победитель республиканского конкурса на лучшие комплексные программы по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей в номинации “Лучшая программа по организации летнего отдыха воспитанников (ноябрь 2007 г.).
Рассматривая перспективы дальнейшего развития системы отдыха, оздоровления и трудовой занятости детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, следует отметить, что основные усилия должны быть направлены на сохранение и развитие инфраструктуры, обеспечивающей создание условий для полноценного детского отдыха и трудовой занятости в течение всего года.
Следует более активно идти по пути реализации прогрессивных социальных проектов, перспективных инновационных форм организации отдыха, оздоровления, творческого досуга, занятости детей и подростков, направленных на рациональное использование каникулярного времени, формирование у воспитанников общей культуры, трудовых навыков и навыков здорового образа жизни.
Примечание.
* Статья составлена по материалам “Программы деятельности ЛТО “Шыладор”, плана работы школы-интерната на учебный год и осеннего педагогического совета.