Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднюю

Разделы: Внеклассная работа


Учитель должен быть вооружен педагогической верой и оптимизмом, воспринимать каждого ученика, не допуская мысли, что не каждого можно научить.

Ш. Амонашвили

В начальной школе дети находятся под опекой одного учителя, который хорошо знает каждого ученика, его возможности, работоспособность, особенности характера и в нужный момент может помочь слабым в усвоении программы начальной школы.

Но вот дети перешли в 5 класс. С первых же дней они попадают в новую обстановку, где много учителей и много предметов. Программа в нашей школе – лаборатории более сложная, чем в обычных школах. Дети со средним уровнем знаний испытывают большие затруднения и не могут сразу активно включиться в работу.

Задача воспитателя ГПД – помочь этим детям в усвоении программы, в особенности по русскому языку и математике, применяя наиболее совершенные технологии и формы при подготовке домашних заданий: четкая организация, создание ситуации успеха, использование учебных памяток, приемы активной мыслительной деятельности и работа с дополнительными источниками. Одним из важных приемов является индивидуальная работа с детьми с учетом их уровня обучаемости и работоспособности, привитие навыков самостоятельной работы.

Необходимо изучение личности учащихся, что позволяет плодотворно работать с детьми с разным уровнем развития и воспитания.

Учитель должен знать психологию ребенка. Уровень эмоциональной выразительности у разных детей не единообразен. Психологи отмечают 5 типов:

Первый тип – гипертрофированно-экспрессивный

Оживленная жестикуляция, “двигательное беспокойство”, резкие переходы от оживления к состоянию подавленности, плохому настроению, даже агрессии.

Второй тип – “артистический”

Ребенок привык находиться в атмосфере всеобщего внимания. Взрослые готовы немедленно исполнять все его желания. У школьника проявляется привычка психологически давить на окружающих. Такое поведение оценивается как наигранное, манерное, неискреннее.

Третий тип – адекватно-экспрессивный

К нему относится большинство школьников. У них эмоциональные проявления соответствуют внутреннему состоянию. Они могут управлять собой.

Четвертый тип – неадекватно-экспрессивный

Дети могут скрывать истинные чувства, маскировать их. Это и хорошо, и плохо. Зависит от того, какую цель преследует ребенок, маскируя свои чувства. Присутствует риск формирования лицемерия, приспособленчества.

Пятый тип – понижено-экспрессивный

Эти дети не могут адекватно выражать свое состояние в каких-то внешних проявлениях. Следует отмечать флегматичных и медлительных, малоподвижных, с временной подавленностью страхом.

Задача воспитателя – уметь разгадать особенности каждого типа и найти ключик подхода к детям.

Кроме психологических данных, надо выяснить уровень обучаемости и работоспособности учащихся.

Высокий уровень обучаемости характерен для учащихся, которые свободно усваивают изучаемый материал за самое короткое время, свободно излагают свои мысли, приводят примеры из жизни, переносят свои знания в новые ситуации.

Средний уровень обучаемости у тех, кто усваивает изучаемый материал лишь после выполнения определенных тренировочных упражнений. Им требуется больше времени, чтобы достичь хороших результатов.

Низкий уровень обучаемости у тех, кто усваивает материал не в полном объеме, даже после длительных тренировочных упражнений.

Но хорошие результаты в учебе не могут достигаться, если к высокому уровню обучаемости не добавить работоспособность школьника.

Высокая работоспособность у учащихся, которые способны на длительный напряжённый труд, тщательно выполняют задания в полном их объёме, без напоминания со стороны воспитателя.

Средний уровень работоспособности характерен для ребят, способных длительно трудиться, но не всегда и не всякую работу выполняющих в полном объеме, и требующих контроля.

Низкая работоспособность у тех, кто не может сосредоточиться на выполнении на долгое время, выполняет не в полном объеме, требует постоянного контроля со стороны педагога, родителей, товарищей.

На практике мы наблюдаем, что учащиеся с высокой работоспособностью и средним уровнем обучаемости достигают высоких результатов. И наоборот, с высоким уровнем обучаемости и низкой работоспособностью имеют средние или низкие показатели успеваемости. Попросту говорим: “Есть способности, но нет полного их использования”.

Воспитание трудолюбия у детей остается одним из ведущих направлений в работе педагога, воспитателя. От каждого ученика надо добиваться знаний по способностям и возможностям. Не оставлять без нагрузки интеллектуальных детей: давать им задания повышенной трудности, развивать их творческие задатки. А детям с низким уровнем обучаемости надо постоянно внушать, что они могут успевать, держать их в центре внимания, оказывать индивидуальную помощь и создавать ситуацию успеха.

Задача учителя – создавать для всех воспитанников сочетание условий, которые обеспечивают успех. Успех это радость, он является источником движения вперед. Успех может быть разовым, частым и длительным. Иногда кратковременный успех может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка и стать поворотным пунктом во взаимоотношениях с окружающими.

Успех в учении это источник, рождающий энергию для преодоления трудностей и желание учиться.

Воспитывая детей, мы должны научить их добывать знания. К.В. Бардин в книге “Как научить детей учиться” раскрывает основные пути и методы, которыми овладевают педагоги и воспитатели, чтобы облегчить детям задачу приобретения и накапливания знаний. “Уметь выделить учебную задачу – это значит ясно представить себе, какими навыками и знаниями необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-нибудь новое задание”.

Каждый ученик должен научиться выделять учебную задачу самостоятельно. Если он не видит учебной задачи, выполняя разнородные, непохожие друг на друга задания, то его учебная деятельность нарушается. Ему не интересно заниматься., он не понимает зачем эта скучная работа, и ему становиться трудно учиться. Неумение выделять учебную задачу наблюдается в младших классах. Но при переходе в среднюю школу это неумение создает большие трудности, в особенности в 5 классах. В этом возрасте важен не объем знаний, а важно научиться приобретать эти знания. Если человек выработает умение учиться, тогда на всю жизнь приобретение новых знаний не будет для него большой проблемой. В старших классах идет количественное накапливание объема знаний.

Как конкретно проявляется неумение выделять учебную задачу?

По русскому языку ученик читает в учебнике: “Спишите упражнение, вставьте пропущенные буквы (ь)”. Это конкретное задание. Учебная задача заключается в том, чтобы ученик научился различать части речи и четко усвоить, что (ь) пишется всегда в существительных женского рода после ж, ш, ч и в глаголах второго лица единственного числа.

Чтобы научить выделять учебную задачу, учитель-предметник на своих уроках ставит вопросы ученику, касающиеся отдельных заданий, упражнений:

  1. Зачем нужно такое упражнение?
  2. Что ты осваиваешь, когда его делаешь?
  3. Какие слова взяты в скобки и почему?
  4. Почему пропущены некоторые слова и заменены многоточием?
  5. Приведи свои примеры.

Надо научить школьника проводить сопоставление: часто одинаковые упражнения могут задаваться совершенно с разной целью, т.е. они будут отличаться друг от друга только поставленными задачами.

Вопросы к ученику о том, что было на уроке, также помогают выделить учебную задачу и понять, выделяет ли школьник учебную задачу. Если он ответит, что решали задачи и примеры, но не скажет, чему научился на уроке (решать задачи с составлением уравнения), говорит о том, что выделять учебную задачу он не научился. Учебные задачи и конкретное задание – не одно и то же.

Неумение выделять учебную задачу и постоянно ею руководствоваться, ведет к нарушению учебной деятельности.

Воспитатель во время самоподготовки подсказывает, какими приемами должен пользоваться ученик при выполнении заданий; выясняет, какие трудности встречаются при этом наиболее часто и помогает школьнику справиться с ними.

В младших классах много материала, который приходиться запоминать буквально. В средней школе требуются иные приемы усвоения материала. Важно не запоминать дословно, а понять основную мысль, выделить главное, уловить последовательность доказательства.

Если у ученика по объему большое задание ( устный предмет ), то недостаточно сосредоточить свои усилия на том, чтобы запомнить материал в той последовательности, в какой он изложен в учебнике. Чтобы разобраться в материале – необходимо проводить мысленную обработку материала, и тогда наступает запоминание без специальных усилий. Заучивать наизусть стихотворения всегда легче, если предварительно поразмыслить о чем идет речь, что здесь главное или какие слова помогают создать образную картину. Мыслительная обработка материала помогает запомнить без усилий.

Руководство самоподготовкой включает в себя обучение методике самостоятельной работы, оказание индивидуальной помощи отдельным учащимся, осуществление контроля за выполнением домашних заданий всеми учащимися.

Опыт работы в ГГЩ показывает, что необходимо в первые дни сентября сообщать учащимся о правилах самоподготовки по основным предметам: по русскому языку, математике, литературе и истории.

Это настраивает на деловое отношение к учению и рациональному методу подготовки уроков.

В классе, где проводится самоподготовка, вывешиваются “Памятки” – правила подготовки письменных и устных заданий.

Воспитатель обстоятельно разъясняет в течение нескольких обучающих самоподготовок особенности и правила подготовки каждого предмета.

В обязанности воспитателя входит ознакомление и обучение методике самостоятельной работы над различными источниками информации: справочниками, словарями, энциклопедиями и т.п. Каждый ученик должен учиться пользоваться дополнительной литературой.

Математика и русский язык требуют больше всего времени во время самоподготовки. “Памятки” по этим предметам во многом помогают ученикам.

Из практики наблюдаем, что часто дети не вникают в задание к упражнению. Просто списывают текст, не повторив правила, и на этом считают работу законченной, а нужно было подчеркнуть изученную орфограмму, сделать фонетический разбор указанного слова и указать, какой частью речи выраженное сказуемое.

Постоянное обращение к “Памятке” исключает неполное выполнение задания. Необходимо с первых же дней занятий обращать внимание на различие понятий “часть речи” и “член предложения”. Даже во второй половине года дети путают эти понятия.

Решение текстовых задач вызывает большое затруднение у слабо подготовленных учащихся. Воспитатель систематически в течение долгого времени учит, обращаясь к “Памятке”, последовательности решения. Что известно, что неизвестно. Можно ли сразу ответить на главный вопрос? Какие действия нужно произвести, чтобы ответить на главный вопрос. Для решения надо пользоваться наглядным изображением условия задачи – это таблица, схема, чертеж.

Для каждого действия необходимо сформулировать вопросы. Постепенно ученики приобретают навыки выполнения домашнего задания, и помощь со стороны воспитателя уменьшается.

Воспитатель проверяет качество выполнения письменных заданий, соблюдение правила ведения тетради, чистоту и аккуратность, Все работы у слабых учеников проверяются ежедневно.

Уже к концу первого триместра воспитателю становится ясно, кто овладел навыками самостоятельного выполнения заданий, кто нуждается в помощи, с кем и над какой темой надо работать.

Знакомясь с книгой Ш. Амонашвили “Школа жизни”, можно выделить некоторые рекомендации учителям.

  1. Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, помогайте ему, выражайте сочувствие.
  2. Обращайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут доверия, уважения, понимания.
  3. Поощряйте творческую деятельность детей.
  4. Удивляйтесь, восхищайтесь, если этого заслуживает достойный поступок.
  5. Удовлетворяйте их любознательность и извиняйтесь, если не сразу можете ответить.
  6. Учите детей этично высказывать свое мнение.
  7. Учите думать, поощряйте, умеющих размышлять, обсуждать.
  8. Размышляйте вслух сами, давая образцы: как думать, как искать решение задач, как обсуждать, как оценивать.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бардин К. В. “Как научить детей учиться”
  2. Белкин А. С. “Мастерство учиться”
  3. Левинская Н. В. “Талант воспитателя”
  4. Соловейчик “Размышление о воспитании”
  5. Сухомлинский В. А. “Сердце отдаю детям”
  6. Рязанов. Н. И., Рогачева М. “Приобщение школьников к искусству и ценностям культуры”