Основные цели:
- обобщить знания и умения учащихся (знать свойства цилиндра, куба, конуса, шара, призмы, пирамиды; сравнивать данные пространственные геометрические фигуры);
- в практической работе самостоятельно чертить развертку пирамиды, изготавливать модель пирамиды;
- решать задачи познавательного характера на нахождение периметра и площади квадрата (прямоугольника);
- организовать детское общение, умение договариваться, понимать друг друга, выражать свои идеи;
- развивать самостоятельность мышления, внимание.
Демонстрационный материал:
учителя:
- карточки с высказываниями:
“ День прошел впустую, если ты не узнал ничего нового”
“Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии” А.С. Пушкин
“ Геометрия - правительница всех мыслительных изысканий” М. В. Ломоносов
“ Геометрия-это наука хорошо измерять” П. Рамус; - модели объемных геометрических тел;
- творческие работы учащихся “ Замок” и “Фантастический корабль” (пластилин);
- иллюстративный материал по Древнему Египту;
- карточки со словами:
геометрические тела - шар, призма, цилиндр, конус, пирамида, куб;
вершины, грани, основания, ребра; цивилизация; - карточки для этапа рефлексии:
а) Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.
б) Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.
в) Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу. - Ожегов С. И. “Толковый словарь”;
- технологическая карта для изготовления развертки пирамиды и ее макета.
Материалы и инструменты: карандаш, линейка, прямоугольный треугольник, тетрадь, клей, ножницы, цветной картон, технологическая карта; маркеры красного, синего и зеленого цветов.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности:
-Начинаем наше очередное занятие. Давайте вспомним девиз каждого учебного дня:
“ День прошел впустую, если ты не узнал ничего нового”. Окажется ли так на самом деле? Часто мы слышим, что все в мире взаимосвязано. А какие учебные предметы станут взаимосвязаны благодаря нашему занятию? На эти вопросы мы обязательно ответим при подведении итогов.
-Прочитайте высказывания великих людей. Как вы их понимаете? Согласны ли вы с ними?
-Действительно, геометрия - наш помощник в тренировке ума, помогает правильно мыслить и рассуждать. Я желаю вам успеха.
2. Актуализация знаний:
-Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих занятиях.
Глядя на этот прекрасный замок и такой диковинный корабль, а также на данные модели объемных тел, узнайте по описанию, покажите и охарактеризуйте геометрическую фигуру( вершины, ребра, основания, грани).Попробуйте вспомнить, что означают эти слова( шар-“ мяч”, конус-“ шишка”, цилиндр-“ каток/ валик”, призма-“ отпиленный кусок”, пирамида-“ сооружение в память о фараонах”).
-Итак, начинаем играть в “ Угадайку”!
- Я похож на клубок.(Шар)
- У меня все ребра одинаковой длины, все грани-квадраты. (Куб)
- Я похож на кусок трубы, закрытый крышками с двух сторон.( Цилиндр)
- А я-колпачок клоуна, закрытый крышкой, срезанный( горизонтально) острый кончик карандаша, я- воронка для различных опытов.( Конус)
- У меня 2 основания, есть грани и ребра. Могу преобразоваться в прямоугольный параллелепипед и даже в куб.( Призма)
- И, наконец, я. У меня 1 основание, 1 вершина, есть ребра и грани. Могу быть треугольной, четырехугольной и т.д.( Пирамида)
-Мы уже знаем, что пирамида- это “ сооружение в память о фараонах”. Давайте перекинем мысленно “ мостик” в историю. Какую тему мы изучаем? ( Древний мир. Цивилизация. Древний Египет.)
-Как вы понимаете значение слова “ цивилизация”? Давайте обратимся за помощью к “Толковому словарю” С. И. Ожегова.
3. Проектирование. Практическая работа. Повторение изученного:
-Посмотрите на эти замечательные картины о Древнем Египте, на прекрасные книги нашей выставки. Люди всей планеты до сих пор считают египетские пирамиды одним из чудес света. Давайте включим нашу “ машину воображения”, перенесемся на 4000 лет назад и представим себя египетскими мастерами, которым предстоит построить пирамиду.
-В работе нам будут помогать эта иллюстрация настоящей пирамиды Хеопса и технологическая карта. Вспомните, из каких геометрических фигур состоит пирамида.(4 боковые грани-равнобедренные треугольники и квадрат-основание). Приготовьте лист желтого картона. Разметку выполняйте на белой стороне.
а) Начертите прямую вертикальную линию и
отмерьте на ней отрезок длиной 12 см. Обозначьте
его BD.
б) С помощью прямоугольного треугольника
начертите два отрезка DC и DA длиной по 6 см,
помните, что углы прямые.
в) Соедините прямой линией точки A и B, B и C. У вас
получился равнобедренный треугольник ABC.
г) Для склеивания деталей вам необходимо
начертить клапан(толщина 1 см) около одной
боковой стороны и основания.
д) Вы сегодня работаете в группах по шесть
человек. Распределите работу следующим образом: 1
ученик будет защищать честь команды, решая
познавательные задачи о пирамидах; 4 ученика
выполнят по одной грани пирамиды; 1 ученик
начертит и вырежет квадрат-основание со
сторонами 12 см.
е) Загнув внутрь клапаны, смажьте их клеем и
склейте вместе все 4 заготовки. У склеенной
верхней части пирамиды подогните внутрь клапаны
и смажьте их клеем. Затем приложите их к квадрату.
Макет пирамиды готов.
5 учащихся каждой группы выполняют практическую работу по изготовлению макета пирамиды. Одновременно с этим 1 ученик из каждой команды прорешивает задачи о пирамидах( оценивается правильность).
-Пирамида фараона Джосера-первое большое каменное строение на земле.
*Вычислите периметр основания пирамиды Джосера, если оно имеет форму прямоугольника со сторонами 125 м и110 м.( (125+110)*2=470(м))
*Вычислите площадь основания пирамиды Джосера.( 125*110=13750(кв.м))
*Вычислите площадь основания самой большой пирамиды Хеопса, имеющей в основании квадрат со стороной 231 м.( 231*231=53361(кв.м))
-Пирамиды, и в особенности пирамида Хеопса, поражают своими размерами. Последняя представляет собой остроконечный каменный холм высотой 137 м, стоящий на квадратном основании, каждая сторона которого равна 227м. На постройку ее пошло такое количество камня, что из него можно было бы воздвигнуть стену выше человеческого роста и толщиной в полметра, а длиной в 25000 км.
4. Рефлексия:
-Можете ли вы утверждать, что день не прошел впустую, и мы узнали новое? ( Мы научились изготавливать макеты египетских пирамид, узнали о их величественных размерах.)
-Перечислите, пожалуйста, все учебные предметы, с которыми “ перекликалось” сегодняшнее занятие.( История, изобразительное искусство-рисуем Древний Египет, технология-чертили развертки коробок, математика- вычисляем периметры и площади прямоугольников/квадратов.)
-А сейчас оцените собственную работу на занятии. Приготовьте маркеры красного,зеленого и синего цветов. Посмотрите внимательно на карточки-утверждения. Если вы согласны с первым утверждением, нарисуйте на ваших пирамидах красный кружок( ближе к вершине), если вы согласны со вторым –зеленый кружок в средней части пирамиды, если же вы соглашаетесь с третьим утверждением-синий кружок у самого основания пирамиды.
-Благодарю вас за активную и творческую работу на уроке!