Знакомство с правилами этикета как средство формирования нравственно-этической воспитанности старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета

Сроки проведения Тема занятия по познавательному развитию Задачи занятий по познавательному развитию Работа вне занятий
Сентябрь Что такое этикет? Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы. Чтение рассказа С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”.

Сочинение сказки об этикете.

Проигрывание проблемных ситуаций: “Как принимать подарки”, “Я прошу разрешение пройти к выходу в автобусе”

Октябрь Зачем быть вежливым? Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты с собеседником. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть
искренней.
Д/игра “Пожалуйста”

Д/игра “Вежливый ручеек”

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Кто придумал этикет”.

Ноябрь Волшебные слова. Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Учить решать некоторые этические задачи. Объяснить, что такое интересный разговор. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. Учить видеть хорошие качества своих близких. Чтение рассказа В. Осеевой “Волшебное слово”.

Нарисовать портрет “доброго, вежливого человека”.

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Добрые слова”.

Декабрь Урок вежливости в школе игрушек. Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. Беседа “Как понравиться людям”.

Заучивание пословиц и поговорок и вежливости.

Январь Давайте познако-

мимся.

Учить детей правилом знакомства. Учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве. Чтение сказки Г.Остера

“Будем знакомы”

Беседа “Может ли знакомый стать другом”

Февраль Вежливая улица. Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице. Беседа “Знай и выполняй правила дорожного движения”

Развлечение “Путешествие в страну дорожных знаков”

Кукольный театр “Уважайте светофор”

Коллективный труд: изготовление макета “Улица города”

Март В гости на день рождения. Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка.

Закрепить знания о сервировке стола, умение культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами.

Д/и “Накрой стол для угощения”

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Ура! Гости!”

Апрель Телефон и мы. Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений.

Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров.

Объяснить значение звуковых сигналов.

Игра “Глухой телефон”

Игра “Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон”

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Что такое “телефонный разговор”

Май Путешествие в кинотеатр. Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета, внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.

Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией. Формировать навыки культурного поведения, этически грамотного поведения

Сюжетно-ролевая игра

“Театр”

Заучивание частушек о вежливых словах.

Развлечение “Город вежливости”

Примерный конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе “Путешествие в кинотеатр”

Задачи: Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.

Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией.

Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространенными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по индивидуальным картинкам.

Развивать логические операции посредствам речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, воображение, внимание, память.

Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

Предварительная работа: Заучивание стихов о вежливых словах, чтение и рассматривание иллюстраций книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета”.

Материал: Туалетные принадлежности: мыло, полотенце, расческа, щетка для одежды; картинки с изображением ситуаций невежливого поведения в автобусе; карточки с изображением средств коммуникации (телефон, письмо и т.д.); “билеты” в кинотеатр; атрибуты к игре “Автобус”.

Ход занятия

Воспитатель: Настал день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь мне, друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Что мы пожелаем сегодня Полине, Тане, Саше... А что вы хотите пожелать мне?

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

Выдохните из себя свежесть, красоту белого снега, тепло солнечных лучей.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Сегодня мы с вами будем говорить об этикете, о правилах поведения. Ваши папы и мамы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными.

А что значить быть вежливым, воспитанным и культурным человеком?

(Воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а пообещает, то обязательно сдержит свое слово)

Правильно, всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами гордиться.

Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид. Как выглядит культурный и воспитанный человек?

(Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие мелочи, как грязный носовой платок или обкусанные ногти.)

Стук в дверь. Входит грязный ребенок.

Воспитатель:

Что с тобой случилось?

Ребенок: Я проспал.

-А почему ты так неопрятно одет?

– Я торопился, думал и так сойдет.

Воспитатель: Дети посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в кинотеатр. Надо исправлять положение.

Дети по очереди выходят, причесывают, застегивают пуговицы, говоря: “Я возьму расческу, причешу мальчику волосы, и он будет красиво причесан и т.д.”

Воспитатель: Вот теперь порядок. Ребята вы помогли мальчику привести себя в порядок, а он забыл вам что-то сказать?

Дети: Он забыл нам сказать спасибо.

Воспитатель: Но, к сожалению, мы все же часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Давайте вспомним эти слова.

Дети читают стихи.

Здравствуй, тетушка сорока!
Ты куда летишь?
Далеко!
С новостями на хвосте
Нужно мне успеть везде.

Доброе утро! скажи, Попугай! -
Ты нас приветствовать не забывай!
Днем “Добрый день” говори нам при встрече,
Вечером помни слова “Добрый вечер!”
А в благодарность за все воспитание
Что ты нам скажешь? Пока! До свидания!

Слоненок, ты на хвост мне сел!
Прости, мартышка, не хотел!
Слоненок долго извинялся,
Ну а потом... с хвоста поднялся.

Эй, привет, соседка - Мышка!
Может, в гости пригласишь?
Извини, голубчик Кот,
Очень узкий в норку вход.

Воспитатель: Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов. А, ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить поход в кинотеатр.

Ребята, но чтобы дома не волновались ваши родители, как можно им сообщить об этом?

( детям раздаются картинки, по которым они рассказывают, как можно сообщить родителям, что мы идем в кинотеатр.)

Воспитатель:

Мы сообщили родителям, что мы отправляемся в театр, а на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих, тонких ножках.
А в резиновых сапожках.

Правильно, это автобус, и мы с вами отправляемся на автобусную остановку.

Раз, два!
Три, четыре!
Три, четыре!
Раз, два!
Кто шагает дружно в ряд?
Наш веселый детский сад.

Воспитатель:

А вот и наш автобус.

(дети подходят к автобусу, один из детей бросает бумажку.)

Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор.

(Ответы детей, ребенок подбирает мусор.)

Ребенок: Вот теперь, ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, давайте с вами мусор складывать в эти корзины. Тогда наш поселок будет всегда чистым и красивым.

Воспитатель: Пришел водитель нашего автобуса, и мы сейчас поедем.

Дети, обратите внимание на то, как ведут себя некоторые пассажиры.

( дети берут картинки с изображением ситуаций невежливого поведения в автобусе, составляют рассказы по картинкам, поясняя как нужно поступать в данной ситуации)

Воспитатель: Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется, следующая остановка “Поликлиника”. Ребята, обратите внимание, что в автобус зашел пожилой человек.

Как должен поступить воспитанный человек?

Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка “Магазин”. А сейчас вошла в автобус мама с дочкой. Как вы должны поступить?

Следующая остановка наша - “ Кинотеатр”

При выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете?

Давайте вспомним некоторые правила поведения в кинотеатре.

Можно ли опаздывать к началу киносеанса?

Разговаривать громко?

Разворачивать конфеты?

Для того чтобы попасть на кинофильм, мы должны купить билеты.

Кассир:

Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.

Ребенок:

Добрый день!
Уважаемый кассир.
Я бы очень попросил,
Дайте лучшие места.
Вот мое “ пожалуйста”

Игра “Вежливое слово”.

Дети покупают билеты за вежливые слова.

Воспитатель:

Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.

( показ отрывка из мультфильма “ Кот Леопольд”.)

После нашего путешествия вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.