Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации, представителях), продолжить работу по развитию умения составления формул химических соединений.
Оборудование: игровое поле, пробирки, раствор соляной кислоты, метиловый оранжевый, лакмус, технологическая карта урока [Приложение № 1.], компьютерная презентация [Приложение № 2].
Ход урока
I. Подготовка к уроку (проверить готовность к уроку оборудования, групп учащихся, класса; отметить в журнале отсутствующих учащихся).
II. Проверка знаний учащихся.
Сегодня вы покажите, как научились составлять формулы оксидов и оснований по их названиям. С этой целью проведем небольшую проверочную работу. На ее выполнение вам отводится 7 минут.
Проверочная работа по теме “Оксиды.
Основания” Вариант 1. Вам даны для выполнения два задания, но каждое из них имеет два варианта. Самостоятельно выберите себе по силам и выполните один из трех вариантов задания. При правильном выполнении заданий варианта № 1 вы получите оценку – четыре; варианта № 2 – пять. Выполнять можно только один вариант из предложенных. 1. Запишите формулы оснований: вариант № 1: гидроксид натрия, гидроксид лития, гидроксид цинка. вариант № 2: гидроксид магния, гидроксид меди (II), гидроксид алюминия. 2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам: вариант № 1: гидроксид натрия, гидроксид лития, гидроксид цинка. вариант № 2: гидроксид магния, гидроксид меди (II), гидроксид алюминия. |
Проверочная работа по теме “Оксиды.
Основания” Вариант 2. Вам даны для выполнения два задания, но каждое из них имеет два варианта. Самостоятельно выберите себе по силам и выполните один из трех вариантов задания. При правильном выполнении заданий варианта № 1 вы получите оценку – четыре; варианта № 2 – пять. Выполнять можно только один вариант из предложенных. 1. Запишите формулы оснований: вариант № 1: гидроксид калия, гидроксид рубидия, гидроксид бария. вариант № 2: гидроксид железа (III), гидроксид кальция, гидроксид стронция. 2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам: вариант № 1: гидроксид калия, гидроксид рубидия, гидроксид бария. вариант № 2: гидроксид железа (III), гидроксид кальция, гидроксид стронция. |
III. Изучение нового материала.
1. “Нет ничего чудеснее человеческого мозга, нет ничего более изумительного, чем процесс мышления, ничего более драгоценного, чем результаты научных исследований”. М. Горький.
<Слайд № 1>.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с многообразием веществ на примере изучения состава, классификации, физических и химических свойств целого класса неорганических соединений. Что же это за соединения? Давайте определим.
Думаю, вам известна игра “Крестики-нолики”. На доске приведена карточка для такой игры. Определите выигрышный путь.
H2SO4 | NaOH | HNO3 | CaO |
NaCl | H3PO4 | H2CO3 | Fe2O3 |
HBr | CaCO3 | H2S | Ba(OH)2 |
HF | H2SiO3 | CO2 | HCl |
Ответ. Выигрышный путь расположен по диагонали от серной кислоты к соляной.
Верно. Перед нами стоит первая учебная задача: Что мы вкладываем в смысл слова кислота?
<Слайд № 2>
Вопрос. На какие две группы можно разделить все вещества по их составу?
Ответ. Все вещества делятся на простые и сложные.
Вопрос. Каким по составу веществами являются кислоты?
Ответ. Кислоты это сложные вещества.
Вопрос. Чем образована молекула серной кислоты?
Ответ. Молекула серной кислоты состоит из двух атомов водорода и кислотного остатка.
Вопрос. А чем образована молекула соляной кислоты?
Ответ. Молекула соляной кислоты состоит из одного атома водорода и кислотного остатка
<Слайд № 3>.
Давайте попробуем ответить на вопрос, какие вещества называются кислотами?
Ответ. Кислоты – это сложные вещества, молекула которых состоит из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.
<Слайд № 4>
Запишите определение кислоты в технологической карте.
Теперь перед нами стоит вторая учебная задача: По каким признакам можно классифицировать кислоты?
У вас на технологической карте изображено два ряда формул. Зачеркните в каждом ряду лишнюю формулу.
Вопрос: Какую закономерность вы видите? Какие могут быть кислоты?
Ответ: Кислоты разделились на две группы. Одни кислоты не содержат кислорода, другие его содержат.
Составьте классификацию по этому признаку
.
(На доске раскрывается классификация кислот по наличию кислорода)
<Слайд № 5>
В таблице № 1 вычеркните все вещества кроме кислот. Разделите их на три группы и запишите в технологической карте.
Вопрос: Какой признак вы использовали?
Ответ: Кислоты, имеющие один атом водорода, называют одноосновные, два – двухосновные, три – трехосновные.
(На доске раскрывается классификация кислот по наличию кислорода)
<Слайд № 6>
В технологической карте запишите вывод по поставленной задаче.
Вывод. Кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные по наличию кислорода; на одноосновные, двухосновные и трехосновные по количеству атомов водорода.
<Слайд № 7>.
2. Давайте приступим к решению третьей учебной задачи: Какие особенные физические свойства характерны для кислот?
Подберите однокоренные слова к слову кислота.
Ответ. Кисло, кислый.
Таким образом, само название класса указывает на одно из физических свойств кислот. Действительно кислоты имеют кислый вкус, его вы ощущаете, когда положите на язык ломтик лимона, в соке которого содержится небольшое количество лимонной кислоты. Но пробовать на вкус кислоты ни в коем случае нельзя – можно отравиться или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием (Демонстрация: “Действие концентрированной серной кислоты на лучину”).
Это свойство используется, например при консервировании. Тела микроорганизмов находящихся в консервируемых продуктах разрушаются под действием кислоты. Поэтому обращаться с кислотами нужно очень осторожно, не допуская их попадания на кожу или одежду.
Запишите в технологической карте физические свойства кислот, о которых сейчас было сказано (на доске раскрываются физические свойства кислот).
Ребята передо мной стоят две пробирки с растворами, но без этикеток. Среди них должна быть и кислота.
Вопрос: Подскажите, как определить в какой пробирке находится кислота.
Ответ. Кислоту можно определить с помощью индикаторов.
Действительно кислоты определяют с помощью специальных веществ - индикаторов, о которых вы уже слышали при изучении оснований (работа с таблицей индикаторов).
У вас на столах находится раствор соляной кислоты и два индикатора: лакмус и метиловый оранжевый. Налейте в две пробирки раствора соляной кислоты и в одну добавьте несколько капель лакмуса, а в другую - метилового оранжевого. Сделайте вывод по увиденному и запишите его?
Вывод: присутствие кислоты легко определить с помощью индикаторов. Лакмус и метиловый оранжевый в кислой среде имеют красную окраску.
<Слайд № 8>.
Таким образом поставленные учебные задачи мы выполнили.
IV. Задание на дом: § 20 упр. 3, 5