Задачи урока:
1. Познакомить детей с различными типами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.
2. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к земле.
1. Организационный момент.
(Урок сопровождается слайдовой презентацией Приложение 1)
Сообщение темы и задач урока.
– В названии темы урока “______ – кормилица” потерялось слово. Что мы можем называть “кормилицей”? (Слайд 2).
– Разгадав мою загадку, вы узнаете тему нашего урока (Слайд 3):
“Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я все терплю и добром плачу.” [1]
– Что это? (Земля)
Сегодня на уроке мы выясним, почему землю называют кормилицей (Слайд 4).
2. Работа над новой темой.
-Вспомните, как называют верхний рыхлый плодородный слой земли (Слайд 5)? (Почва.)
– Как вы считаете, везде ли почва одинаковая? От чего это может зависеть?
– Рассмотрите несколько основных типов почв на стр. 171 – 172 учебника и выясните, какие еще есть типы почв.
– Какие еще есть типы почв? (Слайд 6)
– Выполните задание 1 в рабочей тетради на с.53 (работа в парах), (проверка фронтально).
– От чего зависит плодородие почвы? Какой тип почвы самый плодородный?
3. Физминутка (для глаз).
“Далеко-близко”
Дети смотрят в окно. Ведущий называет вначале удаленный предмет, а через 2-3 секунды предмет, расположенный близко. Дети стараются быстро отыскать предметы, которые называет ведущий.
Упражнение повторить 6-8 раз. [2]
4. Работа над новой темой.
– Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос “Почему землю называют кормилицей?” (Слайд 7) Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой (Слайд 8).
“Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей (Слайд 9). Спрячешь картофелину – вытащишь много (Слайд 10). Она у нас под ногами. И зовется она – земля (Слайд 11). Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают (Слайд 12). И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки (Слайд 13). Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи (Слайд 14). Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи. Что называют волшебной кладовой? (Слайд 15)” [1]
Работа в группах.
– Прочитайте с.172-174 и ответьте на вопрос “Что нужно делать, чтобы защитить землю-кормилицу”? (выступление групп)
5. Закрепление.
– Исправьте, где необходимо ошибки (задание выполняется индивидуально на компьютере или на индивидуальной карточке) (Приложение 2):
Нижний рыхлый слой земли называется почвой. В состав почвы входят: вода, гранит, песок, глина, соли и перегной. Плодородие почвы зависит от количества солей, входящих в ее состав. В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Самые распространенные в нашей стране – лесные почвы. Для почвы полезны ядохимикаты. Почва нуждается в охране. (Слайд 16)
– Оцените себя (Слайд 17):
6. Домашнее задание.
Прочитать с.171-174, выполнить задание 4 в рабочей тетради.
7. Рефлексия.
– Что узнали нового на уроке?
– Что было сложным (легким) и почему?
– Что еще хотели бы узнать?
Список используемой литературы.
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: “ВАКО”, 2004, 368 с. – (в помощь школьному учителю)
- Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 64 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч 1./ А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 224 с.: илл. – (Зеленый дом).
- Плешаков А.А. Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 4 класса “Мир вокруг нас”/ А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 91 с., [2] л. вкл.: илл. – (Зеленый дом).