Урок литературного чтения по УМК "Гармония", 1-й класс, с использованием информационных технологий. Е.Пермяк. "Для чего руки нужны"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • познакомить с творчеством Е.Пермяка;
  • развивать умение анализировать текст произведения и навыки чтения;
  • показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
  • воспитывать уважение к профессиям.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • учебник “Литературное чтение” (1 класс. Автор О.В. Кубасова);
  • толковый словарь русского языка;
  • выставка книг Е.Пермяка по теме урока.

Срок проведения: 1-й класс (4-я четверть).

Возраст учащихся: 7-8 лет.

Количество часов: 1 час.

Ход урока

Дети рассматривают портрет Е.А. Пермяка (1902-1982).

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания

Учитель: Назовите раздел учебника, с которым мы знакомимся.

Ученик: Этот раздел называется “Что такое хорошо и что такое плохо”.

Учитель: Какие открытия вы сделали, читая произведения этого раздела?

Ученики:

  • Мы открыли интересную для исследования тему о поступках людей.
  • Мы поняли, какие поступки хорошие, а какие плохие.
  • Мы узнали что писатели создавали образы в произведениях, выражали свое отношение и чувства к героям и учили нас не повторять ошибки тех героев, о ком мы прочитали (ученикам предлагается прочитать наизусть любое из знакомых стихотворений: В.Орлов “Кто первый” или Э.Мошковская “Не надо больше ссориться”. Слушатели дают оценку чтению по критериям: правильность и выразительность, оценивают друг друга.

Физкультминутка

Учитель:

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о труде. Давайте посмотрим, что вам удалось подготовить.

Дети отвечают:

  • Труд кормит и одевает.
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Е.Пермяка “Для чего руки нужны”. Евгений Андреевич (1902-1982) написал для детей сотни рассказов и сказок, в которых утверждается великое значение труда. Писатель говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”.

Учитель: Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий и почему все они дружат со словом труд?

Выслушиваются ответы детей (показ иллюстраций). Презентация

Кто знает, что такое профессия? (ответы детей). Обратимся к Толковому словарю: “Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность”.  Обратите внимание на слово “трудовая”. Что это значит?

Ответы детей, где дети рассказывают о профессии своих родителей, о том какие обязанности есть у них и как они их выполняют.

Физкультминутка

Учитель проводит игру “Царь-картошка”. Водящий жестами изображает занятие человека, а дети отгадывают.

III. Изучение нового материала.

  1. Сейчас мы познакомимся с интересным рассказом Е.Пермяка “ Для чего руки нужны”
  2. Первичное чтение текста учителем и сильными учениками.
  3. Беседа по содержанию.

Учитель: Рассмотрите иллюстрацию, каким вы представили дедушку и Петю?

Характеристика Дедушка Петя
Настроение Дружеское Дружеское
Состояние души Тревожное Задумчивое
Воспоминания Мудрые Связанные с игрой

(дети заполняют таблицу вместе с учителем на доске).

Учитель: Найдите и прочитайте в основной части рассказа, как называет автор дедушку и Петю (выборочное чтение).

Ученик: Петя с дедушкой большими друзьями были.

Учитель: Какой главный вопрос задал дедушка внуку?

Ученик: А для чего, Петенька, людям руки нужны?

Учитель: Прочитайте, как ответил на вопрос внук.

Ученик: Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.

Учитель: Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку? Что хотел услышать дедушка?

Ответы детей о роли труда в жизни каждого человека.

Учитель: Можем ли мы придумать продолжение разговора Пети и дедушки?

Ученик: Дети придумывают продолжение разговора (работа в парах).

Учитель: Давайте послушаем, что у вас получилось.

(Слушание детей).

Чтение заключительной части рассказа (самостоятельное, вслух).

“…Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится...”

Учитель: Вернемся к характеристике героев. Какое состояние души было у дедушки, когда он говорил с внуком? Какое у Петеньки?

Ученик: У дедушки было тревожное, потому что он испугался, что его внук – лентяй.

Ученик: Петя задумался, потому что понял, что руки нужны не только для игры, но и для чего-то большего, нужного, что может помочь себе и другому человеку. Без труда не будешь учиться отлично и не станешь хорошим человеком.

IV. Подведение итогов урока.

  • Почему рассказ назван “Для чего руки нужны”?
  • Чем он вам понравился?
  • Что поучительного вы взяли из этого рассказа?

Творческое задание:

Нарисовать рисунок. Ответить на вопрос: “Для чего человеку очень нужны руки?” стр.77.

Презентация