Цель:
- познакомить с творчеством Е.Пермяка;
- развивать умение анализировать текст произведения и навыки чтения;
- показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
- воспитывать уважение к профессиям.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- учебник “Литературное чтение” (1 класс. Автор О.В. Кубасова);
- толковый словарь русского языка;
- выставка книг Е.Пермяка по теме урока.
Срок проведения: 1-й класс (4-я четверть).
Возраст учащихся: 7-8 лет.
Количество часов: 1 час.
Ход урока
Дети рассматривают портрет Е.А. Пермяка (1902-1982).
I. Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Учитель: Назовите раздел учебника, с которым мы знакомимся.
Ученик: Этот раздел называется “Что такое хорошо и что такое плохо”.
Учитель: Какие открытия вы сделали, читая произведения этого раздела?
Ученики:
- Мы открыли интересную для исследования тему о поступках людей.
- Мы поняли, какие поступки хорошие, а какие плохие.
- Мы узнали что писатели создавали образы в произведениях, выражали свое отношение и чувства к героям и учили нас не повторять ошибки тех героев, о ком мы прочитали (ученикам предлагается прочитать наизусть любое из знакомых стихотворений: В.Орлов “Кто первый” или Э.Мошковская “Не надо больше ссориться”. Слушатели дают оценку чтению по критериям: правильность и выразительность, оценивают друг друга.
Физкультминутка
Учитель:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о труде. Давайте посмотрим, что вам удалось подготовить.
Дети отвечают:
- Труд кормит и одевает.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Е.Пермяка “Для чего руки нужны”. Евгений Андреевич (1902-1982) написал для детей сотни рассказов и сказок, в которых утверждается великое значение труда. Писатель говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”.
Учитель: Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий и почему все они дружат со словом труд?
Выслушиваются ответы детей (показ иллюстраций). Презентация
Кто знает, что такое профессия? (ответы детей). Обратимся к Толковому словарю: “Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность”. Обратите внимание на слово “трудовая”. Что это значит?
Ответы детей, где дети рассказывают о профессии своих родителей, о том какие обязанности есть у них и как они их выполняют.
Физкультминутка
Учитель проводит игру “Царь-картошка”. Водящий жестами изображает занятие человека, а дети отгадывают.
III. Изучение нового материала.
- Сейчас мы познакомимся с интересным рассказом Е.Пермяка “ Для чего руки нужны”
- Первичное чтение текста учителем и сильными учениками.
- Беседа по содержанию.
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию, каким вы представили дедушку и Петю?
Характеристика | Дедушка | Петя |
Настроение | Дружеское | Дружеское |
Состояние души | Тревожное | Задумчивое |
Воспоминания | Мудрые | Связанные с игрой |
(дети заполняют таблицу вместе с учителем на доске).
Учитель: Найдите и прочитайте в основной части рассказа, как называет автор дедушку и Петю (выборочное чтение).
Ученик: Петя с дедушкой большими друзьями были.
Учитель: Какой главный вопрос задал дедушка внуку?
Ученик: А для чего, Петенька, людям руки нужны?
Учитель: Прочитайте, как ответил на вопрос внук.
Ученик: Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.
Учитель: Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку? Что хотел услышать дедушка?
Ответы детей о роли труда в жизни каждого человека.
Учитель: Можем ли мы придумать продолжение разговора Пети и дедушки?
Ученик: Дети придумывают продолжение разговора (работа в парах).
Учитель: Давайте послушаем, что у вас получилось.
(Слушание детей).
Чтение заключительной части рассказа (самостоятельное, вслух).
“…Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится...”
Учитель: Вернемся к характеристике героев. Какое состояние души было у дедушки, когда он говорил с внуком? Какое у Петеньки?
Ученик: У дедушки было тревожное, потому что он испугался, что его внук – лентяй.
Ученик: Петя задумался, потому что понял, что руки нужны не только для игры, но и для чего-то большего, нужного, что может помочь себе и другому человеку. Без труда не будешь учиться отлично и не станешь хорошим человеком.
IV. Подведение итогов урока.
- Почему рассказ назван “Для чего руки нужны”?
- Чем он вам понравился?
- Что поучительного вы взяли из этого рассказа?
Творческое задание:
Нарисовать рисунок. Ответить на вопрос: “Для чего человеку очень нужны руки?” стр.77.