Задачи:
- Образовательные: обеспечить формирование понятия взаимосвязи внешнего строения и образа жизни от среды обитания животных; установить признаки более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.
- Развивающие: развитие познавательного интереса, навыков работы с учебником и дополнительной литературой, умений сравнивать, выделять главное и делать обобщающие выводы.
- Воспитательные: воспитание самостоятельности и инициативы у учащихся, необходимости охраны животных.
Оборудование:
- таблицы “Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся”,
- дидактический материал,
- набор открыток “Рептилии”,
- книги с рассказами о пресмыкающихся,
- влажные препараты ящерицы, змеи.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Мы познакомились с первыми наземными животными – земноводными. Однако, сумев освоить сушу, земноводные всё же не порвали до конца связь с водой.
Одна группа учащихся работает по карточкам “Класс земноводные”, вспоминая особенности животных, которые помогают им жить в воде и на суше. Остальные учащиеся отвечают на домашние творческие задания, которые должны были приготовить группой.
1 группа составляла синквейн о земноводных, используя общую характеристику земноводных (см. Приложение 1)
Учитель: Земноводные – животные скромные, даже невзрачные, где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых. Но и в их жизни можно найти немало любопытного.
2 группа: Самые-самые земноводные. (Приложение 2)
Учитель: Можно только гадать, какие неожиданные стороны биологии и пути их применения откроются нам при вдумчивом, непредвзятом и главное, бережном взгляде на этих животных.
3 группа: “В защиту животных”. (Приложение 3)
Учитель подводит итог рассказа ребят о земноводных и обращает их внимание к стенду “Эволюция позвоночных животных”.
И мы вновь поднимаемся на ступеньку выше. Что это значит?
Ответы ребят, постановка ими задач урока, и определение темы урока. Знакомство с новой группой животных, которые имеют выше уровень развития.
Записывают тему урока в тетради.
Эпиграф урока: (записан на доске)
Но, кто говорит, что рептилии – уроды,
Он должен, наверное, себе уяснить:
Законы свои у суровой природы
И главная цель у животных – чтоб жить.
Но разве рептилии повинны в том, что многие из них волочат брюхо по земле?
3. Формирование новых понятий.
Учитель: К пресмыкающимся относят 4 отряда, но самый многочисленный отряд чешуйчатые, куда относятся ящерицы, змеи, хамелеоны, агамы, гекконы. Нам предстоит знакомство с новой группой животных, которые имеют выше уровень организации.
Вопрос учащимся: Как это доказать? Что мы должны знать?
Предположительный ответ: Знать особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни, приспособленность к среде обитания,…
Учитель: Вот изучением этих особенностей вы и должны заняться.
Изучение проводится в форме самостоятельной работы по группам.
Каждой группе ребят (4-5 человек), дается задание на карточке с указанием животного, рисунки, открытки, влажные препараты, книги. Работая с текстом учебника и дополнительным материалом (который у учащихся на столах), необходимо выписать особенности животных в таблицу, которая была заполнена учащимися на прошлом уроке лишь наполовину (класс Земноводные. Лягушка.) Заполняем третью графу таблицы.
Таблица. Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных
Признаки для сравнения | Лягушка Класс земноводные. |
Ящерица (змея, хамелеон). Класс Рептилии. | Общие признаки пресмыкающихся |
Отделы тела | Заполнена на предыдущем уроке | ||
Конечности | |||
Покровы тела | |||
Дыхание | |||
Размножение | |||
Органы чувств | |||
Среда обитания |
Ребята в группах обсуждают ответы и заполняют в таблице 3 графу.
1 группа – выбирает особенности ящериц, 2 группа – змей, 3 группа – хамелеонов…
(Если групп учащихся больше, можно дать одинаковые задания двум группам или добавить других животных). Затем заслушиваются ответы учащихся каждой группы (1 ученик отвечает, другие могут дополнять). В это время все ученики класса отмечают одинаковые признаки пресмыкающихся в 4 графе таблицы и отвечают на вопрос: Что общего у змей, ящериц, хамелеонов?
Предположительный ответ: сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками, дышит легкими, при размножении откладывают яйца, развиты органы чувств, конечности широко расставлены по бокам тела или отсутствуют.
Далее учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- В связи с чем возникли такие приспособления у животных?
- Чем отличаются пресмыкающиеся от земноводных?
- Почему пресмыкающихся считают более высокоорганизованными животными?
Учитель: Давайте пополним банк данных об этих животных, работая с учебником. Изучим раздел “Общая характеристика пресмыкающихся” с. 122.
Ученики работают в парах, обсуждают особенности общей характеристики, (более сложное строение головного мозга, кровеносной системы; непостоянная температура тела…).
Учитель: Но разве рептилии повинны в том что, многие из них волочат брюхо по земле?
Ответы учащихся. Рассуждения. Вывод: Не могут же сразу быть все приспособления к среде совершенны. Формирование их идет постепенно. А ведь это первые по-настоящему наземные позвоночные животные, которые потеряли обязательную связь с водой.
4. Рефлексия.
На карточках на каждом столе (или на доске) записаны утверждения.
Задание: Выберите правильные утверждения. Ответы (цифры) запишите в тетради.
- Рептилии имеют сухую кожу с роговыми чешуйками.
- Рептилии дышат через кожу.
- Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные.
- У рептилий легочное дыхание.
- Пресмыкающиеся размножаются только в воде.
- У рептилий внутреннее оплодотворение.
- Пресмыкающиеся размножаются вне воды – на суше.
- При движении рептилии пресмыкаются – касаются телом земли.
- Размножаются путем откладывания яиц.
- Внешнее строение рептилий плохо приспособлено к жизни на суше.
- Ящерицы и змеи относятся к отряду Чешуйчатые.
Правильные ответы учитель записывает на доске. Самоконтроль. Дети ставят себе оценку.
- “5” - все ответы верны.
- “4”- если одна ошибка
- “3” - если две ошибки.
Учитель подводит итог урока.
Домашнее задание по выбору: составить опорный конспект “Общая характеристика пресмыкающихся”. Приготовить сообщения о черепахах или крокодилах.