Разнообразная познавательная деятельность учащихся – вот неотъемлемая составляющая современных методов обучения. Важнейшей задачей организации и проведения уроков по формированию новых знаний является такое их построение, при котором учащиеся получают новые знания не в результате прослушивания учебного материала, а в процессе собственной учебной деятельности – действий по приобретению, усвоению новых знаний и умений.
В географии одним из источников получения новых знаний является карта и еще более важным источником – учебник. Уроки, предложенные ниже, являются одним из видов работы с учебником и картой на уроке географии с использованием элементов технологий модульного обучения. Основа данной технологии создает положительную мотивацию к обучению, благодаря новизне содержания, занимательности, организации учебного поиска, формированию навыков самообразования. Кроме того, данный вид уроков позволяет индивидуализировать работу с отдельными учащимися.
Тип урока: модульный
Тема урока: «Условия образования и типы вод»
Цель: В процессе учебной работы над заданиями ты должен:
- расширить и углубить знания о реках;
- сформировать понятия “режим реки”, “уклон реки”, “годовой ток”, “падение реки”;
- проследить зависимость рек от климата и рельефа;
- научиться работать с материалом, предложенным учителем, выполняя конкретные задания.
Входной контроль
Цель: проверь себя, что помнишь из изученных курсов географии:
- Бассейн__________________________________________________________
- Исток____________________________________________________________
- Устье____________________________________________________________
- Русло____________________________________________________________
- Пойма___________________________________________________________
- Речная система____________________________________________________
- Половодье________________________________________________________
- Паводок__________________________________________________________
1 этап. Внимательно прочти текст учебника и назови различные типы вод.
Назови причины их формирования ______________________________________________
2 этап. Опираясь на ранее изученный материал и текст в учебнике заполни.
3 этап. Закончи фразу: “Режимом реки называется ________________________________________________________
Задание. По карте (рис. 34 стр.80) познакомьтесь с типами водного режима рек и приведите примеры, используя карту атласа стр.14. Заполни таблицу
Типы водного режима реки | Преобладающие источники питания | Примеры рек |
Реки с весенним половодьем | ||
Реки с летним половодьем | ||
Реки с паводочным режимом |
Объясни, от чего зависит режим реки и ее преобладающий тип питания______________________________________
Зависит от климата и годовой сток реки.
Годовой сток это_____________________________________________________________________________________
4 этап. На режим реки оказывает влияние рельеф, проявляется это в таких характеристиках, как:
- уклон реки_____________________________________________________________________
- падение реки___________________________________________________________________
Задание: определи падение и уклон рек
Р. Ангара П= У= |
Р. Волга П= У= |
Р. Лена П= У= |
Р. Терек П= У= |
Внимательно прочтите текст учебника (стр.78-79) и найдите объяснение этим понятиям.
Вывод. Таким образом, режим реки зависит от _______________________________________
5 этап. Назови стихийные явления, связанные с реками и объясни их причины.
6 этап. Выходной контроль.
Цель: проверить усвоение знаний.
- С какими компонентами природы связаны внутренние воды?
- Какие типы рек водного режима ты можешь назвать?
- Как понимаешь выражение –“реки продукт климата”?
7 этап. Вернемся к первому этапу: Достиг ли ты поставленной цели?
Подчеркни: ДА или НЕТ.
Попытайся объективно оценить свою работу и поставь себе оценку
Я ставлю себе__________
Оценка учителя:________
Домашняя работа: Параграф 12 . Нанести на контурную карту гл. речные системы России.
Тема урока: «Антарктида – самый холодный материк»
На уроке работал:____________________________________________________
Уважаемый юный исследователь! Ты сегодня совершишь путешествие по Антарктиде – единственному и необычайному по своей непохожести материку. Ты станешь участником экспедиций Лазарева М.П. и Беллинсзгаузена Ф.Ф., Руаля Амундсена и Роберта Скотта.
Целевая установка: Во время путешествия ты узнаешь об истории открытия материка., познакомишься с ее суровой природой. Выяснишь некоторые причины., способствующие этому.В конце путешествия тебя ожидает небольшая проверочная работа , насколько внимателен ты был. Тебе предстоит провести множество наблюдений. Записывай, пожалуйста, их результаты в журнал. И помни, что аккуратность заполнения – залог твоих научных достижений.
1этап: В январе 1820г. Русская экспедиция подошла к берегам неведомого материка, который получил название “Антарктида”, объясни происхождение этого названия. ________________________________________
2 этап: Особенности географического положения таковы:
а) расположен в пределах южного полярного круга;
б) от других материков отделен огромными океаническими просторами.
Подумай: Как это повлияло на природные условия материка? ________________________
3 этап: Поясни, как связаны с Антарктидой следующие имена:
Ф.Ф. Беллинсгаузен________________________________________
М.П. Лазарев_____________________________________________
Руаль Амундсен___________________________________________
Роберт Скотт______________________________________________
4 этап: Материк покрыт мощным ледниковым покровом
1. установи соответствия:
Средняя толщина ледникового щита: | а) 1000м.. | б) 2000м. |
Максимальная толщина: | в) 3500м | г) 4500м |
2. В ледниковом покрове Антарктиды содержится большая часть всех пресных вод земли, приблизительно:
а) 60%, б) 70%, в) 80%. Подчеркни нужное.
5 этап: современные методы исследования позволили получить четкое представление о подледном рельефе материка. Для подледного рельефа характерно:
а) преобладание гор; б) господство равнин; в) сочетание гор и равнин. Выбери правильный ответ, подчеркни.
6 этап: Антарктида – самый холодный и сухой материк Земли.
Самая низкая температура воздуха на Земле зарегистрирована:
в Антарктиде на станции __________ она составила ________.
А какова летняя температура воздуха ______________?
Назови главные причины такого положения________________.
Вопрос для эрудитов: В какие месяцы в Антарктиде бывают полярный день и полярная ночь?
7 этап: Во время экспедиции вы познакомились с органическим миром материка
Дополни:
- Растительный мир антарктических оазисов представлен: __________________.
- На побережье материка обитают: ______________________________________.
- Животный мир океанических вод, омывающих материк, относительно богат и представлен_______.
8 этап: наше путешествие подошло к концу. Вернись к 1этапу; Достигли ли мы поставленной цели? ДА или НЕТ?
Экспертный контроль:
1. Основными географическими следствиями положения всей Антарктиды в пределах Южного полярного круга является:
- крайне низкие температуры воздуха;
- явление полярного дня и ночи;
- мощное современное оледенение;
- бедность органического мира материка;
- бедность органического мира океанических вод, омывающих материк;
- малое количество осадков.
С чем ты не согласен?
2. Как приспособились животные к суровым условиям природы?________________________
3.Чем объясняется интерес к изучению ледяного материка?_____________________________
4. Какие изменения могут произойти на поверхности материка, если в А.начнет быстро таять ледяной покров?________________
Попытайся объективно оценить свою работу и поставь себе оценку_________________
Оценка учителя_______________________
- Домашнее задание: по учебнику стр.192-195.
- Составь кроссворд по приобретенным знаниям и красочно его оформи.