Модульное обучение на уроках географии

Разделы: География


Разнообразная познавательная деятельность учащихся – вот неотъемлемая составляющая современных методов обучения. Важнейшей задачей организации и проведения уроков по формированию новых знаний является такое их построение, при котором учащиеся получают новые знания не в результате прослушивания учебного материала, а в процессе собственной учебной деятельности – действий по приобретению, усвоению новых знаний и умений.

В географии одним из источников получения новых знаний является карта и еще более важным источником  – учебник. Уроки, предложенные ниже, являются одним из видов работы с учебником и картой на уроке географии с использованием элементов технологий модульного обучения. Основа данной технологии создает положительную мотивацию к обучению, благодаря новизне содержания, занимательности, организации учебного поиска, формированию навыков самообразования. Кроме того, данный вид уроков позволяет индивидуализировать работу с отдельными учащимися.

Тип урока: модульный

Тема урока: «Условия образования и типы вод»

Цель: В процессе учебной работы над заданиями ты должен:

  • расширить и углубить знания о реках;
  • сформировать понятия “режим реки”, “уклон реки”, “годовой ток”, “падение реки”;
  • проследить зависимость рек от климата и рельефа;
  • научиться работать с материалом, предложенным учителем, выполняя конкретные задания.

Входной контроль

Цель: проверь себя, что помнишь из изученных курсов географии:

  • Бассейн__________________________________________________________
  • Исток____________________________________________________________
  • Устье____________________________________________________________
  • Русло____________________________________________________________
  • Пойма___________________________________________________________
  • Речная система____________________________________________________
  • Половодье________________________________________________________
  • Паводок__________________________________________________________

1 этап. Внимательно прочти текст учебника и назови различные типы вод.

Назови причины их формирования ______________________________________________ 

2 этап. Опираясь на ранее изученный материал и текст в учебнике заполни.

 3 этап. Закончи фразу: “Режимом реки называется  ________________________________________________________

Задание. По карте (рис. 34 стр.80) познакомьтесь с типами водного режима рек и приведите примеры, используя карту атласа стр.14.   Заполни таблицу

Типы водного режима реки Преобладающие источники питания Примеры рек
Реки с весенним половодьем    
Реки с летним половодьем    
Реки с паводочным режимом    

Объясни, от чего зависит режим реки и ее преобладающий тип питания______________________________________

Зависит от климата и годовой сток реки.

Годовой сток   это_____________________________________________________________________________________

4 этап. На режим реки оказывает влияние рельеф, проявляется это в таких характеристиках, как:

  • уклон реки_____________________________________________________________________
  • падение реки___________________________________________________________________

Задание: определи падение и уклон рек

Р. Ангара

П=

У=

Р. Волга

П=

У=

Р. Лена

П=

У=

Р. Терек

П=

У=

Внимательно прочтите текст учебника (стр.78-79) и найдите объяснение этим понятиям.

Вывод. Таким образом, режим реки зависит от _______________________________________

5 этап. Назови стихийные явления, связанные с реками и объясни их причины.

6 этап. Выходной контроль.

Цель: проверить усвоение знаний.

  • С какими компонентами природы связаны внутренние воды?
  • Какие типы рек водного режима ты можешь назвать?
  • Как понимаешь выражение –“реки продукт климата”?

7 этап. Вернемся к первому этапу: Достиг ли ты поставленной цели?

Подчеркни: ДА или НЕТ.

Попытайся объективно оценить свою работу и поставь себе оценку

Я ставлю себе__________

Оценка учителя:________

Домашняя работа: Параграф 12 . Нанести на контурную карту гл. речные системы России.

Тема урока: «Антарктида – самый холодный материк»

На уроке работал:____________________________________________________

Уважаемый юный исследователь! Ты сегодня совершишь путешествие по Антарктиде – единственному и необычайному по своей непохожести материку. Ты станешь участником экспедиций Лазарева М.П. и Беллинсзгаузена Ф.Ф., Руаля Амундсена и Роберта Скотта.

Целевая установка: Во время путешествия ты узнаешь об истории открытия материка., познакомишься с ее суровой природой. Выяснишь некоторые причины., способствующие этому.В конце путешествия тебя ожидает небольшая проверочная работа , насколько внимателен ты был. Тебе предстоит провести множество наблюдений. Записывай, пожалуйста, их результаты в журнал. И помни, что аккуратность заполнения – залог твоих научных достижений.

1этап: В январе 1820г. Русская экспедиция подошла к берегам неведомого материка, который получил название “Антарктида”, объясни происхождение этого названия. ________________________________________

2 этап: Особенности географического положения таковы:

а) расположен в пределах южного полярного круга;

б) от других материков отделен огромными океаническими просторами.

Подумай: Как это повлияло на природные условия материка? ________________________

3 этап: Поясни, как связаны с Антарктидой следующие имена:

Ф.Ф. Беллинсгаузен________________________________________

М.П. Лазарев_____________________________________________

Руаль Амундсен___________________________________________

Роберт Скотт______________________________________________

4 этап: Материк покрыт мощным ледниковым покровом

1. установи соответствия:

Средняя толщина ледникового щита: а) 1000м.. б) 2000м.
Максимальная толщина: в) 3500м г) 4500м

2. В ледниковом покрове Антарктиды содержится большая часть всех пресных вод земли, приблизительно:

а) 60%, б) 70%, в) 80%. Подчеркни нужное.

5 этап: современные методы исследования позволили получить четкое представление о подледном рельефе материка. Для подледного рельефа характерно:

а) преобладание гор; б) господство равнин; в) сочетание гор и равнин. Выбери правильный ответ, подчеркни.

6 этап: Антарктида – самый холодный и сухой материк Земли.

Самая низкая температура воздуха на Земле зарегистрирована:

в Антарктиде на станции __________ она составила ________.

А какова летняя температура воздуха ______________?

Назови главные причины такого положения________________.

Вопрос для эрудитов: В какие месяцы в Антарктиде бывают полярный день и полярная ночь?

7 этап: Во время экспедиции вы познакомились с органическим миром материка

Дополни:

  • Растительный мир антарктических оазисов представлен: __________________.
  • На побережье материка обитают: ______________________________________.
  • Животный мир океанических вод, омывающих материк, относительно богат и представлен_______.

8 этап: наше путешествие подошло к концу. Вернись к 1этапу; Достигли ли мы поставленной цели? ДА или НЕТ?

Экспертный контроль:

1. Основными географическими следствиями положения всей Антарктиды в пределах Южного полярного круга является:

  • крайне низкие температуры воздуха;
  • явление полярного дня и ночи;
  • мощное современное оледенение;
  • бедность органического мира материка;
  • бедность органического мира океанических вод, омывающих материк;
  • малое количество осадков.

С чем ты не согласен?

2. Как приспособились животные к суровым условиям природы?________________________

3.Чем объясняется интерес к изучению ледяного материка?_____________________________

4. Какие изменения могут произойти на поверхности материка, если в А.начнет быстро таять ледяной покров?________________

Попытайся объективно оценить свою работу и поставь себе оценку_________________

Оценка учителя_______________________

  1. Домашнее задание: по учебнику стр.192-195.
  2. Составь кроссворд по приобретенным знаниям и красочно его оформи.