Информатизация современного общества заставляет человека учиться мобильности и приобретать способность ориентироваться в новых условиях жизни. Изменяются и задачи школы, которая должна вооружить обучающихся средствами самоопределения в самостоятельной жизни.
Приоритет профильного обучения в российском образовании, как важнейшее условие профессионального самоопределения личности в информационном обществе, находит отражение в таких документах, как Закон РФ “Об образовании”, “Базисный учебный план”, “Обязательный минимум содержания образования для старшей школы”, “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года”, “Стратегия модернизации содержания образования”, “Концепция профильного обучения”.
Образовательный вектор современной школы направляется на формирование независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации.
“Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора в отношении профилирующего направления. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся основной ступени, является введение предпрофильной подготовки”.
Цель которой – создание условий для личностного и профессионального самоопределения школьников.
Задачами ее являются:
- оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении;
- поддержка в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности);
- развитие временной перспективы, способности у целеполаганию;
- развитие социальной компетентности учащихся;
- развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение целесообразно осуществлять в трех направлениях: учащиеся, педагоги, родители.
Помощь учащимся в правильном выборе профиля предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе (образ “Я”), получение знаний о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Работа с учащимися, в свою очередь, осуществляется в трех направлениях: диагностическом (в двух направлениях: психофизиологическом и профориентационном), просветительско-информационном и консультативном. Эта работа предполагает: выявление склонностей, предпочтений в тех или других предметах, интеллектуальных и личностных особенностей, а также профориентационная работа, направленная на формирование (объяснение или разъяснение) детям того, какой вид деятельности в будущем может являться для них предпочтительным, учитывая особенности их личности (характера, темперамента и т.д.), и какие, следовательно, учебные предметы могут составлять их индивидуальный профиль обучения.
Помощь педагогам предполагает работу с личностью самого учителя (с целью формирования профориентационно-развивающей среды должны постоянно отслеживаться индивидуальные особенности педагогов) и совместную деятельность педагога с психологом. Более конкретно: осуществляется выявления объективных условий (уровня успеваемости, дисциплины, эрудиции, ученических достижений (“портфолио”, комплексной оценки достижений учащегося и т.д.) для составления совместно с учителем индивидуальных профилей обучения для учащихся.
Помощь родителям предполагает проведение групповых и индивидуальных консультаций (например, информирование родителей о психологических особенностях того или другого вида деятельности на родительских собраниях, индивидуальная работа с родителями по разъяснению целесообразности того или иного профиля обучения для их ребенка, чтение лекций, например, на тему: “Особенности личности и качества, востребованные профессией”). Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, программ родительских групп самопомощи “родитель для родителя”.
Программа психолого-педагогического сопровождения строится на основе следующих принципов:
- установление равного доступа к получению профильного обучения разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями независимо от окончания ими конкретной школы;
- совмещение в школе с профильным обучением общеобразовательной (общекультурной) и профессионально-ориентирующей функций;
- обеспечение всех обучающихся возможностью смены профиля в процессе обучения при организации профильного обучения за счет гибкой системы курсов по выбору;
- профилирование не может осуществляться с ориентацией на отдельные профессии, ибо это является функцией учреждений профессионального образования.
Программа интегрирует информационную, диагностическую, консультативную работу, тренинги и др. Программа реализуется через серию классных часов, родительских собраний, организационно-педагогических мероприятий, индивидуальную работу, участие в социально-значимых проектах, курсах по выбору.
План психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.
Блоки | Содержание деятельности | Формы и методы работы | Участники | Ответственные |
Информационный | 1. Информирование об изменениях в подходах к обучению в старших классах |
|
|
|
2. Информирование об особенностях рынка труда и образовательных услуг |
|
|
|
|
3. Знакомство с возрастными особенностями девятиклассников |
|
|
|
|
4. Знакомство с результатами диагностики |
|
|
|
|
5. Знакомство с учебными заведениями |
|
|
|
|
6. Знакомство с профессиями |
|
|
|
|
Ориентационный | 1. Диагностика выбора профиля обучения |
|
|
|
2. Реализация краткосрочных программ |
|
|
|
|
3. Диагностика
|
|
|
|
|
4. Анализ и коррекция индивидуального образовательного маршрута |
|
|
|
|
5. Профконсультирование |
|
|
|
|
Курсы по выбору | 1. Диагностика выбора курсов |
|
|
|
2.Формирование индивидуального образовательного маршрута и учебного плана |
|
|
|
|
3. Развитие надпредметных умений и навыков |
|
|
|
|
4. Освоение продуктивных образовательных технологий |
|
|
|
Планируемый результат реализации программы.
Для учащихся:
- создание равных возможностей для получения качественных образовательных услуг;
- формирование умений и навыков в решении экзистенциональных проблем;
- социальная мобильность детей и готовность их к профессиональному самоопределению;
- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.
Для родителей:
- удовлетворенность качеством учебного процесса;
- участие в соуправлении школой (через Управляющий Совет);
- формирование психолого-педагогической компетентности;
- информированность о перспективах развития школы.
Для педагогов:
- определение своего места на рынке образовательных услуг;
- создание условий для профессионального развития;
- удовлетворение профессионально-образовательных запросов на профильное обучение;
- формирование умений и навыков проектно-исследовательской деятельности.
Для образовательного учреждения:
- создание практики социального партнерства;
- наращивание образовательного потенциала школы, получение качественно новых результатов образования;
- создание нормативно-правовой базы, инструментария развития практики взаимодействия ОУ;
- увеличение количества педагогов, подготовленных для работы в профильной школе;
- разработка целевых программ развития ресурсов школы;
- активизация образовательных инициатив школьного сообщества.