Я - воспитатель логопедической группы. Поэтому, среди многих важных задач воспитания и обучения детей моей группы в детском саду, развитие речи и речевого общения – одни их главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову. При работе с детьми логопедической группы задачи по обучению усложняются, так как у детей присутствует нарушение фонематического слуха, слабое поверхностное дыхание, нарушено восприятие, мышление, координация движения. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребёнка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, тормозится развитие игровой деятельности. Ни для кого не секрет, что развитие речи и мышления дошкольника находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики. Чем лучше развито мастерство мелких движений детской руки, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Система занятий по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников - самая благодатная почва для решения этой и многих других задач развития и воспитания. В своей работе с детьми я стараюсь максимально использовать это направление, применяя собственные методики:
- Интегрирование системы занятий по развитию речи и художественно-эстетическому воспитанию.
- Организация занятий по изобразительной деятельности и ручному труду с применением нетрадиционных материалов.
Система занятий по развитию речи, как и система художественно- эстетического воспитания дошкольника — два взаимосвязанных компонента процесса воспитания обучения детей в детском саду. Каждый из них является в одно и то же самое время началом и продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной “глухоте”. В то же самое время наблюдаются и обратные тенденции. Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников. Я работаю с детьми 6-7 лет. К этому времени, в основном, у них уже сформированы основные умения и навыки рисования, аппликации лепки. В тоже время именно в этом возрасте открывается огромный потенциал. Познавательная деятельность приобретает более сложные формы, произвольность, внимание и восприятие становятся целенаправленными, у ребенка развиваются самостоятельность, организованность, умение оценивать и анализировать свои поступки и результаты деятельности. Под умелым руководством он задумывается над тем, как усовершенствовать какой-либо предмет, сделать его более красивым и полезным, то есть у него пробуждается творческое мышление. Стремлению детей что-то придумывать, видоизменять предметы, овладевать навыками творческо-преобразовательной деятельности способствует описываемый курс занятий. Перспективное планирование занятий разработано в соответствии с тематическим планированием, утвержденным в детском саду. Каждое занятие состоит из двух тесно связанных условных частей.
- Первая, вводная часть - развитие речи;
- Вторая – практическая, творчески направленная.
Основные задачи первой части занятия – определить мотив деятельности детей, используя различные приемы и средства развития речи. Театрализации, игры направленные на развитие речевых компетенций, подводят детей к необходимости изготовления какого-либо крайне необходимого для игры, театрализации предмета. Сюрпризные моменты, ожидание чуда, волшебства “подогревают” интерес.
Цель второй части занятия – изготовление работы, поделки.
Занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных материалов и техник оказывают большое влияние на гармоничное личностное развитие ребенка. Они способствуют развитию у него творчества, пробуждают у него фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения. Так сложилось, что обычные лепка из пластилина, рисование красками и другие традиционные методы, используются в нашей группе как вторичные – в основном во вторую половину дня, для свободной работы детей. Для утренних, плановых занятий стараюсь использовать другие техники, которые позволяют заинтересовать детей, доставить им массу удовольствия, новых впечатлений от эксперимента. В плане - сетке занятий, занятия имеют традиционное название: лепка, аппликация, изодеятельность, конструирование, ручной труд. Но для изготовления работ использую различные нестандартные приемы и материалы. Как правило, дети легко схватывают материал, так как он базируется на уже имеющихся знаниях, умениях и навыках. Немаловажное значение имеет индивидуальная работа с детьми. Она необходима как для детей, испытывающих затруднения в усвоении материала, так и для детей, проявляющих повышенный интерес к заданиям. Расскажу на конкретных примерах, чем пользуюсь в каждом из этих видов деятельности.
Лепка.
Традиционная лепка из пластилина.
- Тестопластика
- Пластилинография.
Аппликация.
Аппликация из различных природных растительных, бросовых материалов.
- Пластилинография с использованием растительных, бумажных, искусственных, элементов,
- Аппликация манкой.
- Объемная аппликация.
- Аппликация из мятой, рваной бумаги, ткани, ватного листа.
Изодеятельность.
Рисование с помощью растительных элементов, оттисков на бумаге.
- Рисование сухой кистью
- Рисование восковыми мелками и акварелью
- Рисование методом тычка, ватными палочками
- Рисование с использованием элементов аппликации
- Использование оттисков на бумаге
Конструирование
Конструирование из бумаги, в том числе и оригами.
- Конструирование из круп и природного материала, манки теста
Ручной труд.
Техника изонити.
Шитье.
Желаю Вам творческих успехов, неожиданных преобразований, волшебных превращений, удовольствия от созидания!