Практика применения в общеобразовательной школе исторического краеведения через систему внеурочной работы

Разделы: Внеклассная работа


Закрепление у учащихся общеобразовательных школ первичных знаний, умений и навыков осуществляется не только на уроках, но и во внеурочное время. Большое значение при этом отводится активным формам деятельности, участию школьников в социально значимых делах, разработке собственных проектов развития региона и т.п. В отличие от уроков на таких мероприятиях нет жесткого ограничения по времени, строго регламентированных форм и методов. Наоборот, здесь есть возможность реализовать любые замыслы учителя, организовать реальную практику со значимыми результатами.

Педагогическая практика показывает, что применяемые во внеурочной деятельности интерактивные методы обучения (моделирование реальных жизненных ситуаций, ролевые игры, исследовательская деятельность и т.п.) помогают формировать практику социального взаимодействия учащихся, способствуют развитию гражданских ценностей. В этой связи актуальной представляется проблема использования во внеурочной деятельности исторического краеведения как средства формирования гражданственности и патриотизма, позволяющего обсуждать вопросы о статусе личности в рамках истории страны и региона, о проблемах гражданского самосознания и толерантности.

Под историческим краеведением мы понимаем системное и комплексное изучение истории отдельно взятого региона (рисунок 1), построенное на локальном ознакомлении с историческими событиями и действующими лицами, но в контексте общей истории страны. Оно базируется, по мнению Д.В. Кацюба, на взаимосвязи истории страны и края, с учетом исторически сложившихся особенностей того или иного региона [1, с. 6].

Следует отметить, что регион, в котором живет человек – это не только географическое и политическое образование. Это, прежде всего, люди, объединенные едиными целями и проблемами. Сбор и изучение краеведческой информации позволяет понять значимость региона для страны в целом, а значит и значимость отдельно взятого человека, живущего в нем. Региональная история знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретным человеком, живущим здесь и сейчас, с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл.

Рисунок 1. Мой край родной

В настоящее время интерес к историческому краеведению усиливается. Активизируется исследовательская деятельность учащихся, направленная на восстановление истории небольших поселков, городов, деревень. Большое внимание уделяется устным источникам, сохранению народных традиций и обычаев, знакомству с конкретными судьбами “близких” людей – земляков и членов семьи. Это способствует осознанию учащимися того, что корни каждого человека уходят в историческое прошлое, в традиции семьи, народа, страны. Знание людей эпохи, их взглядов, помыслов, идеалов приводит к пониманию самой эпохи, самой истории. Благодаря этому из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим.

В результате анализа научной литературы по основам формирования гражданственности и применения исторического краеведения в общеобразовательной школе мы уточнили, что планирование внеклассных мероприятий по историческому краеведению строится с учетом следующих требований:

  • педагогической целесообразности (с учетом анализа предшествующей работы, особенностей учащихся и классных коллективов, уровня гражданской зрелости, возможностей педагогического коллектива);
  • конкретности (намечаются конкретные дела и мероприятия с учетом методических приемов);
  • разнообразия форм на эмоциональной основе и заинтересованности учащихся;
  • вовлеченности практически каждого ученика в различные формы краеведческой работы;
  • опоры на связь с семьей и общественностью.

Вместе с тем анализ научной литературы, опыт практической историко-краеведческой деятельности в общеобразовательной школе показали необходимость организации работы с учетом следующих принципов:

  • принцип опоры на российские духовные традиции и культурно-нравственные ценности, предполагающий изучение определенного набора нравственных ориентиров, которые исторически сложились в результате взаимодействия народов, населяющих Россию;
  • принцип гуманизма отражающий право каждого ребенка на выражение собственного мнения, полное равенство в отношениях со взрослыми, за исключением случаев, юридически ограниченных действующим законодательством, свободу выбора сфер деятельности;
  • принцип вариативности, дающий возможность использования в краеведческой деятельности для достижения поставленной цели различные формы учебной и внеурочной деятельности;
  • принцип социальной актуальности, т.е. выделение в качестве социально приоритетных в современных условиях направлений деятельности, позволяющих практически решать вопросы гражданского воспитания подростков, их социализации, осознание личностью ответственности за свою судьбу, судьбу своих близких и всей России.

Реализация данных принципов осуществляется через разнообразные формы краеведческой работы: кружки, вечера, конкурсы, экскурсии, факультативные занятия, встречи с ветеранами войны и труда и т.п. Среди них наиболее удачными являются, с нашей точки зрения, занятия с учащимися в школьном Музее боевой и трудовой славы по разработанной программе в составе клуба “Наш край родной” (рисунок 2), работа творческой группы учителей и учеников, а также поисково-исследовательская деятельность. Программный материал составлен с учетом возрастных особенностей детей, по принципу “от простого к сложному”.

img2.jpg (17552 bytes)

Рисунок 2. Заседание клуба “Наш край родной”

В клуб “Наш край родной” входят учащиеся V-ХI классов, увлеченные изучением истории, культуры региона, что позволяет младшим учиться у старших. Сочетание групповых и индивидуальных форм работы, различных методов обеспечивают высокий уровень взаимодействия, ответственности и самоконтроля. Основной целью клуба является воспитание у учащихся понимания Отечества как непреходящей ценности, формирование бережного отношения к истории России, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства.

Как показывает наша практика, среди разнообразных направлений работы школьного клуба наиболее целесообразными являются:

  • изучение региональной истории в контексте общей истории страны с опорой на историю повседневности, выявление неопубликованных архивных материалов, раскрывающих особенности развития региона;
  • участие в общероссийских, региональных, городских краеведческих конференциях, слетах, форумах, конкурсах и т.п.;
  • сбор и сохранение сведений о народных традициях и обычаях;
  • организация встреч с ветеранами войны и труда и оказание им посильной помощи;
  • проведение экскурсий в музей, литературно-музыкальных вечеров, викторин, бесед, познавательных игр и т.п. (рисунок 3).

Для планирования работы по краеведению возможно создание творческой группы учителей и учеников, состав которой может варьироваться в зависимости от количества желающих в ней участвовать. Творческая группа содействует проведению предметных декадников, организует внеклассные мероприятия, семинары и конференции, проводит встречи с интересными людьми, определяет направления исследовательской деятельности учащихся и учителей, помогает организовать шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда.

img3.jpg (15972 bytes)

Рисунок 3. КВН между членами клуба “Наш край родной”

Особой популярностью пользуются внеклассные мероприятия, построенные на диалоге между учениками и ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн. Это позволяет на основе воспоминаний очевидцев и исторических фактов сформировать у учащихся понимание тех нравственных ценностей, которыми руководствовались защитники страны. История благодаря таким встречам приобретает “лицо” человека, который был непосредственным участником события, что дает возможность понять “историю делают люди”.

Зафиксированные воспоминания участников событий ХХ века являются хорошей помощью в разработке тематических вечеров, дискуссий, семинаров, конференций, посвященных памятным датам. На их основе проводятся ролевые игры, решаются проблемные задачи, изучаются отдельные события в сопоставлении с общей историей России.

Краеведение – это мощный стимул и нескончаемое поле для исследователя. Ученические исследования формируют мировоззрение, прививают культуру умственного труда, повышают сознательность и прочность усвоения знаний. Знакомясь с исследовательской деятельностью, учащиеся получают навыки логического мышления, учатся извлекать информацию из имеющихся источников (рисунок 4).

Рисунок 4а. Изучение источников на заседании Совета музея

Под исследовательской деятельностью А.В. Леонтович подразумевает извлечения нечто “из следа”, то есть восстановления некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах [2, с. 13].

Соответственно в историческом краеведении берутся отдельные, на первый взгляд, не связанные между собой факты, определенный круг источников. Все комплексно изучается, анализируется с применением общеисторических методов исследования (метод изучения и анализа документальных териалов архивов, музеев; метод анкетного опроса, интервьюирования местного населения и использования таблиц; метод сравнительной этнографии и т.п.). Благодаря аналитическим способностям, наблюдательности, внимательности и на основе полученных данных выводится новое положение, восстанавливается определенных ход исторического действия. Таким образом, суть краеведческого исследования заключается в стремлении познать мир на основе определенных правил с помощью разрозненных источников и литературы, при этом углубляя знания о социально-экономических, общественно-политических, нравственных, культурных аспектах жизнедеятельности общества в целом.

Занимаясь с учащими краеведческими исследованиями, реализуется принцип учебы через дело. Полученные результаты обязательно используются в процессе внеклассной деятельности, что помогает ученикам осознать необходимость проделанной работы. На их основе осуществляется:

  • написание работ по историческому краеведению, раскрывающих неизвестные ранее моменты региональной истории, которые в дальнейшем используются на общероссийских, региональных, городских краеведческих конференциях, слетах, форумах, конкурсах и т.п.;
  • оформление стендов или уголков в школьном музее и на их основе составление и проведение экскурсий, лекций, уроков мужества и т.п. (рисунок 4);
  • создание видеофильмов и слайд-шоу (оформление видеотеки);
  • составление презентаций, компьютерных игр, учебных курсов по изучению истории региона.

Одним из направлений, позволяющих ближе познакомиться с культурным наследием наших предков, сформировать толерантное отношение учащихся к различным народам, населяющих нашу страну, является знакомство с этнографией родного края. Она характеризуется конкретностью, предметностью, наглядностью, что вызывает интерес у учащихся и способствует более прочному и легкому усвоению ее основ. Она открывает огромный простор для самодеятельности творчества (рисунок 5).

Анализируя вышесказанное, заметим, что в настоящее время есть необходимость внедрения исторического краеведения в различных его формах в общеобразовательной школе. Это вызвано следующими факторами:

  • историческое краеведение напрямую формирует гражданские качества подрастающего поколения, что способствует развитию гражданского общества;
  • в последнее время усиливается интерес к краеведению, к изучению основ малой Родины, так как существует множество белых пятен, которые необходимо исследовать;
  • региональная история позволяет полнее, понятнее и значительно интереснее (ведь они напрямую касаются каждого ученика) освещать события, происходившие или происходящие в стране;
  • существует возможность активно развивать творческие, поисково-исследовательские способности учащихся, так как в настоящее время в образовательном процессе необходимо создать условия, при которых ученик учится сам, а учитель осуществляет лишь всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует.

Рисунок 4. Экспозиция музея, посвященная шахтерскому труду.

Применение во внеклассной работе исторического краеведения позволит:

  • уяснить смысл, сущность норм, включенных в статью 44 Конституции РФ: “Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры”;
  • восстановить многие пробелы региональной истории;
  • повысить значимость исторической науки;
  • сформировать историческую культуру, основанную на достоверных фактах;
  • придать истории страны новое звучание, многогранность и глубину восприятия прошлого;
  • более полное знание истории поможет в дальнейшем избежать многих ошибок при принятии политических решений;
  • восстановить и повысить интерес к истории семьи, тем самым укрепить родственные связи;
  • укрепить взаимосвязь Родины и семьи посредством изучения влияния истории России на жизнь отдельно взятого человека, тем самым будет сформирована духовная оседлость;
  • реализовать социокультурный подход в изучении истории;
  • перейти к гуманитарно-ориентированному преподаванию.

img5.jpg (15803 bytes) 

Рисунок 5. Выступление членов Совета музея

Литература:

  1. Кацюба Д.В. Региональный компонент в изучении отечественной истории в школе и в подготовке учителей в вузе // Историческое краеведение в школе и вузе. Материалы научной конференции. - Кемерово, 1994.
  2. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 4. - С. 12-17.