Статья "Мастерская проб как форма профессионального развития педагога"

Разделы: Общепедагогические технологии


В образовательном пространстве лицея № 10 Октябрьского района г. Красноярска существуют проблемы в работе методической службы, характерные для большинства других образовательных учреждений. Отсутствие единого понимания профессиональных смыслов, наличие разнообразных видов инновационных педагогических практик, господство традиционных методик не обеспечивает современного качества образования. Современное образование должно быть направлено на формирование новых жизненных установок личности. Сегодня обществу нужны успешные, предприимчивые, коммуникабельные, нравственные, образованные люди, самостоятельно принимающие ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, патриотизмом. Модернизация системы образования влечет за собой существенные изменения в практике работы учителя. Поэтому необходимо изменение системы повышения квалификации, в том числе и на уровне образовательного учреждения.

Становление профессионализма педагогов в рамках существующей методической службы не достигает желаемых результатов. Необходимо изменение содержания методической службы, которое должно быть направлено не на обучение педагога и оснащение его инновационными методиками, а на формирование его компетентностей. Таким образом, достижение современного качества образования будет реальным, если педагог станет субъектом своего профессионального развития и своей деятельности. Становление профессиональной субъектности возможно за счет сопровождения профессионального образования, профессионального развития педагогов.

Наиболее эффективным способом профессионализации педагога, на наш взгляд, является процесс сопровождения – помощь педагогу в выделении им проблем в своей профессиональной деятельности, определении направления профессионального движения и развития, помощь в оснащении новыми способами деятельности для изменения практики. Таким образом, можно говорить о новой позиции методиста как методиста – тьютора.

Становление профессионализма обеспечивается через включенность человека в разные практики. Профессиональную пробу можно считать одним из эффективных способов становления компетентностей педагога, так как в результате этой процедуры происходит осознанное понимание педагогом своих проблем, предела своих возможностей, что позволяет ему ясно поставить дальнейшие образовательные задачи. Мастерская проб -это средство для освоения новых педагогических действий в практике. Поэтому предназначение педмастерской заключается в создании условий для осознанного освоения педагогических процедур. Проба означает “открытое действие” в самой практике, например, в осуществлении нового педагогического действия. Затем с помощью коллег осуществляется рефлексия: каким образом действовал, действовал как кто, как можно было бы действовать в меняющейся ситуации.

Задача ведущих семинар заключается в организации пробы педагогических действий, которая состоит из трех этапов:

  1. Проектирование действия (разработка оргпроекта урока, на котором осуществляется действие, сопровождаемое тьютором);
  2. Осуществление спроектированного действия (проводится урок, где демонстрируется действие, пробуется в присутствии других, которые могут служить ресурсом при рефлексии);
  3. Рефлексия пробного действия. (Осознается сделанное, сравнивается с задуманным, принимаются ошибки, выявляются дефициты и ставится образовательная задача. Помогает провести рефлексию тьютор и присутствующие на уроке.)

Оргпроект мастерской проб педагогической процедуры по теме “Педагогические действия на современном уроке”

Предназначение: Освоение педагогами начальной школы лицея № 10 способов педагогических действий: организация детского целеполагания, организация детского сотрудничества, организация детской оценки и контроля.

Организаторы педагогической пробы: тьюторская команда.

Субъекты проб: педагоги начальной школы, интересующиеся данной проблемой.

День 1.

Проектирование педагогических действий

а) Вступительное слово ведущего мастерской: “Предназначение, задачи педмастерской проб”.

б) Установочный доклад “Содержание и этапы пробования”.

в) Процедура самоопределения в группы по проектированию педагогического действия:

  1. группа – организация детского целеполагания;
  2. группа – организация детского сотрудничества;
  3. группа – организация детской оценки и контроля.

г) Установка на работу групп “Проектирование педагогической процедуры в рамках современного урока”.

д) Групповая работа по проектированию педагогических действий.

е) Общее обсуждение оргпроектов уроков и их коррекция.

День 2.

Открытая процедура педагогического действия

  1. Открытый урок в 1 классе, демонстрация организации детского целеполагания как проба.
  2. Открытый урок в 3 классе, демонстрация организации детского сотрудничества как проба.
  3. Открытый урок во 2 классе, демонстрация организации детской оценки и контроля как проба.

Рефлексия открытой процедуры действия

  1. Рефлексия педагогом организации детского целеполагания при сопровождении тьютора, выделение собственных затруднений и постановка новых образовательных задач;
  2. Рефлексия педагогом организации детского сотрудничества при сопровождении тьютора, выделение собственных затруднений и постановка новых образовательных задач;
  3. Рефлексия педагогом организации детской оценки и контроля при сопровождении тьютора, выделение собственных затруднений и постановка новых образовательных задач.