Нравственность, мораль, добро, зло, искренность – лицемерие, честность – лживость и т.д. актуальны во все времена, в любых обществах. Честность, ответственность, гражданственность, справедливость не чужды и нам, нашей русской душе. Они характеризуют человека как личность высоконравственную.
Дошкольный возраст – период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность его личности как показатель уровня его нравственного развития.
Характер человека закладывается еще с пеленок. “Характер” – слово греческого происхождения и означает “черта”, “примета”, “признак”, “особенность” (В.А. Крутецкий).
Характер не является врожденным, постоянным и неизменным психическим свойством. Он складывается в процессе развития личности и ее воспитания. “Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по человечески”. (А.И. Островский).
Родители, воспитатели, учителя хотят видеть своих воспитанников хорошими отличными людьми. Но просто воспитать “хорошего” и “отличного” нельзя. Можно воспитать характер человека, а вернее черты его характера. Для формирования характера не требуется дополнительных затрат времени, так как оно органично вписывается в общую систему педагогического процесса. Необходимо сделать приоритетным это направление.
Учитывая основные, главные задачи дошкольного учреждения по охране психического и физического здоровья детей, задачи нравственного воспитания должны быть включены во все виды деятельности (учебная, игровая, трудовая, бытовая, общение), что исключает дополнительные учебные нагрузки.
Приоритетность нравственного воспитания делает возможным наилучшим образом успешно адаптироваться детям в начальной школе, а это намного важнее для школьника, чем научиться читать, писать, считать. Это важно, но учить всему надо играючи, радостно, вдохновенно. Ведь мы, формируя характер, воспитываем у детей коллективизм, гуманность, чуткость, правдивость, отзывчивость, сочувствие, заботливость, честность – это группа черт характера, выражающая отношение ребенка к обществу, коллективу, к другим людям; трудолюбие, бережливость, актуальность, ответственность (отношение к труду); скромность, самокритичность (отношение к себе как к личности); и волевые черты характера: целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, мужество, самостоятельность, выдержка.
Нравственность человека складывается из нескольких моментов – знаний нравственных норм, – нравственного поведения, – нравственные чувства.
Любое чувство, в том числе и нравственное, ребенок должен пережить повторно, чтобы оно окрепло. Единственный, наиболее соответствующий природе детской психики путь в воспитании – это приучение ребенка к нравственным чувствам через повторение в определенных ситуациях тех или иных поступков. В практической деятельности ребенок накапливает нравственный опыт, вступая в отношение со сверстниками, взрослыми. Вне деятельности правила поведения, нравственные представления – становятся формальными.
КОГО МЫ НАЗЫВАЕМ НАДЕЖНЫМ ДРУГОМ
Конспект занятия
Программные задачи
Дать детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства; закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление.
Методические приёмы
- Проблемные ситуации.
- Чтение рассказа В.Осеевой “До первого дождя”
- Вопросы к детям.
- Чтение стихотворения “Давайте дружить”.
Предварительная работа
- Заучивание с детьми пословиц и поговорок о надёжности.
- Чтение художественных произведений:
В. Осеева “До первого дождя”;
К. Пермяк “Надёжный человек”;
И. Турчина “Дружба”;
В. Донников “Канавка”.
Работа с иллюстрированным материалом.
Разучивание песен “Настоящая дружба”, “Бравые солдаты”.
Ход занятияДети входят в группу под музыку. Когда музыка затихает, раздается телефонный звонок (магнитофонная запись). На столе стоит игрушечный телефонный аппарат. Воспитатель поднимает трубку.
Воспитатель: Алло, здравствуйте! Кто говорит? Ребята, это говорит девочка Маша, у неё есть подружка Таня. Они очень дружны, но сегодня вдруг поссорились. Маша просит, чтобы мы помогли им помириться.
Как бы вы поступили, если бы вас позвали на помощь?
Дети: - пошли бы выручать.
Воспитатель: Правильно дети, ведь настоящая, надёжная дружба проявляется в беде и опасности. Ребята, но куда же нам идти? Ведь Машенька так плакала, что забыла сообщить свой адрес. Что же нам делать? Как мы поможем девочкам, ведь их нельзя оставлять в беде. Мы ведь надёжные ребята, и на нас можно положиться, (вдруг воспитатель замечает на полу стрелки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите: стрелки! Куда же они ведут? Давайте пойдём по ним, и, может быть, придём туда, куда нам нужно. Давайте встанем поближе друг к другу, чтобы нам не растеряться в дороге, и пойдём, (дети идут по стрелкам, видят на пути небольшое озеро)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (озеро). Вы правы. Посмотрите, кто плавает в озере? (в озере плавает лебедь, в клюве у него письмо)
Воспитатель: Ребята, у него, кажется, в клюве письмо. Давайте его прочитаем. Здесь сказано, что мы сможем перебраться через озеро, если назовём пословицы о дружбе, (дети называют пословицы и перепрыгивают через озеро).
- Дружба - самое дорогое сокровище.
- Дружба дороже денег.
- Без друга в жизни туго.
- Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
- Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
(Дети перебираются через озеро, идут дальше. На пути им встречается преграда, сложенная из кирпичей. Дети с помощью воспитателя читают надпись: “стена доверия”.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, эта стена преграждает нам путь. Мы не сможем идти дальше. Кто прочитал, что на ней написано? Правильно, “Стена доверия”. Кто знает, что такое доверие? Как вы думаете, чем можно разрушить доверие?
Дети: Плохими поступками.
Воспитатель: Какими плохими поступками можно разрушить эту стену? (дети называют по одному плохому поступку, а воспитатель убирает по одному кирпичику. (Обижать малышей, не слушаться родителей, не убирать за собой после игры и т.д.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что произошло? Где же стена? Да, мы разрушили доверие к себе плохими поступками. Давайте скорей перейдём, так как у нас на пути нет преграды, и я вам скажу что-то очень важное, (дети переходят). Ребята, плохими поступками вы можете потерять доверие к себе у мамы, близких и друзей. Вам никогда не будут верить и доверять вашему слову не будут. Никогда не делайте того, что вы сейчас назвали. Никогда больше не разрушайте эту стену доверия к вам, хорошо? Пойдёмте скорее по стрелочкам дальше. Куда же они нас приведут? (на стульчиках сидят некоторые персонажи из мультфильмов, сказок, игрушки - Карлсон, Буратино, Вини-пух и т.д.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы попали? Кажется в сказочный город, в котором живут герои любимых мультфильмов и сказок. Но здесь какая-то странная тишина, все какие-то грустные. Наверное, они потеряли своих друзей. Давайте поможем им найти друг друга. (воспитатель с детьми рассматривают картинки с изображениями сказочных героев, вспоминают, кто с кем дружил.) воспитатель показывает иллюстрацию с журавлём и лисой.
Воспитатель: Чем же кончилась дружба лисицы и журавля? Почему? - Какими чертами характера должен обладать надёжный друг? — посмотрите, теперь они повеселели! Давайте попрощаемся с ними и отправимся в путь – на помощь Маше и Тане, (дети замечают, что на ковре лежат чистые листы и фломастеры)
Воспитатель: Ребята, куда это мы с вами попали? Да, мы пришли в гости к художникам, здесь все рисуют, и мы с вами тоже порисуем. Давайте нарисуем портрет тех, кому вы доверяете или кому сделали доброе дело, (Дети под музыку рисуют на ковре. Затем показывают свои рисунки, объясняют, кого они нарисовали и почему. После этого дети подходят к месту, где на стульчиках сидят две куклы, отвернувшись, друг от друга.)
Воспитатель: ребята, наверное, это Маша и Таня. Здравствуете! Может быть, это про них написан рассказ В.Осеевой “До первого дождя”? Послушайте.
“Таня и Маша были очень дружны друг с другом. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула Таня на бегу.
- Я не могу, я промокну! - ответила ей Маша. В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось, ведь вы же были вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы бы могли укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели. Маша за себя, а Таня за Машу!”
Воспитатель: Ребята, а почему воспитательница сказала девочкам: “Ваша дружба до первого дождя”?
- Можно ли назвать Машу надёжной подругой?
- Давайте поможем девочкам: помирим их и развеселим. (воспитатель поворачивает кукол лицом друг к другу)
- Что должна сказать Маша? (воспитатель читает стихотворение)
ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ
И.Мазнин
Давайте люди, дружить друг с другом,
Как птицы – с небом, как травы – с лугом,
Как ветер – с морем, поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.Давайте, люди, к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.Давайте, люди, беречь планету —
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной на всех одна.
Что будет делать без нас она?
Воспитатель: А чтобы нам было совсем весело, давайте подойдем друг к другу, улыбнемся, возьмемся за руки. Все мы настоящие и надёжные друзья. Давайте споём песню.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Сл. М. Пляцковского Муз. Б. Савельева
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит –
Вот что значит
Настоящий, верный друг.Мы поссоримся и помиримся,
“Не разлить водой” - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придёт на помощь —
Вот что значит
Настоящий, верный друг.Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту –
Вот что значит
Настоящий, верный друг.