Урок по литературному чтению в 1-м классе "Заклички: обращение к природе"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Помочь учащимся обнаружить и осознать обрядовый характер жанра заклички (природу уговаривают и упрашивают);
  2. Работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов;
  3. Развивать навыки чтения путем постоянного перечитывания текстов по разным основаниям.

Оборудование:

  • плакат “Огороды Бабы-Яги”,
  • названия жанров фольклора,
  • учебник,
  • тетрадь,
  • рисунки учащихся к докучным сказкам и загадкам, выполненные на прошлых уроках.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Вы готовы сегодня продолжить наше путешествие? С каким настроением мы отправляемся в путь?

II. Повторение изученного материала.

- Ребята, давайте вспомним, куда мы с вами держим путь? (В волшебный лес, чтобы спасти Лесную Библиотеку).

- Просто ли попасть в Волшебный лес? Что нам для этого нужно пройти? (Огороды Бабы-Яги).

-Посмотрите на нашу карту, по маршруту которой мы отправимся в дальнейшее путешествие. (Плакат “Огороды Бабы-Яги”)

- Кто может рассказать, что же это за Огороды? Что на них растет? (Крапива, Горошек, Репейник, Ромашки, Одуванчик, Подсолнухи).

- Простые ли это растения?

- Какие препятствия они нам приготовили?

- Давайте вспомним, с какими из этих растений мы уже встречались и какие препятствия преодолели?

(Учащиеся называют растение и показывают его на плакате).

1. Встреча с Репейниками. – Что предложил нам Репейник? (Рассказать докучную сказку).

- Кто может пояснить, что такое докучная сказка?

- Кто может рассказать нам свою докучную сказку? (Ребята рассказывают докучные сказки собственного сочинения и сопровождают их иллюстрациями, приготовленными на прошлом уроке).

2. Встреча с Ромашками. – Какое задание предложили нам Ромашки? (Разгадать секреты считалок).

- Кто может рассказать, в чем же секреты считалок? (В считалках зашифрованы числа и практически во всех считалках есть выражение “выйди вон”).

- Вы знаете считалки? Какие? (Дети рассказывают считалки).

- Какие ещё считалки вы знаете? (Древние считалки)

-Что в них особенного? (В древних считалках по десять слов, т.к. раньше люди считали десятками. В них также есть чепуховые слова).

3. Встреча с Одуванчиками. – Какую задачу приготовили нам Одуванчики? (Одуванчики предложили разгадать их загадки).

- Какой секрет хранится в загадках? Какую особенность их построения вы знаете?

(Загадывая загадку, предмет мы зашифровываем, сравнивая его с чем- то другим, на что он похож).

- Кто сочинил сам загадку? (Ребята выходят и загадывают загадки собственного сочинения или зашифрованные с помощью рисунков).

III. Физ. Минутка.

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

IV. Работа по теме урока.

1. Чтение интриги учителем.

2. Чтение учащимися закличек.

3. Творческое задание.

- А теперь, ребята мы отправляемся дальше. – Кого сегодня мы встретили на пути? (Подсолнухи).

Чтение учителем интриги.

- Как вы понимаете слово “заклички”? (Это значит, кого-то звать, просить о чем-то).

- И действительно, раньше с помощью закличек природу уговаривали, упрашивали сделать так, как надо человеку.

- Давайте прочитаем заклички, которые в учебнике нам предлагают Подсолнухи. (Чтение учащимися закличек).

- Молодцы, а теперь нам нужно ответить на вопросы Подсолнухов.

- Кто догадался, когда какие заклички говорят?

1. Когда дождик зарядит, станет вредным для посевов, просят:… (заклички №4, №6).

2. Когда засуха, а дожди идут мимо, просят:…

(№2, №3, №5).

3. Чтобы узнать, какая завтра погода будет, просят:… (№1).

- Кот уточнил задание: Какие заклички похожи между собой? Прочти их выразительно, уговаривая природу.

С.21. Чтение интриги.

- Попробуйте сочинить свою закличку с обращением к Зиме, чтобы она отступила, а чтобы Весна скорее пришла. (Ребята сочиняют заклички).

(Зима-зимушка, отступи, отступи,

Весна-весняночка, приходи, приходи.)

V. Физ.минутка.

В различных уголка класса висят цветные геометрические фигуры. (Под музыку ребята выполняют упражнения, заданные учителем).

- Не поворачивая головы, посмотрите в правый угол, в левый угол, вверх, вниз, в левый угол, опять в правый.

А теперь посмотрите на треугольник. Обведите его контур глазами не поворачивая головы. Тоже самое сделайте с кругом.

VI. Закрепление.

1. Работа в тетради.

С.13. №2. – Догадайся, к какому природному явлению обращаются люди в этой закличке? Впиши его название.

- Как вы понимаете слово “припусти”?

- Почему вы думаете, что обращаются к дождику? (Без дождя не смогут расти растения, не будут цвести цветы).

С.14. №5. – Как же называется такой стишок: загадка или закличка? Напиши над стишком?

- Можно ли догадаться, в какое время года обращаются к божьей коровке?

- В какое время года начинает созревать пшеница? (Летом).

- В какое время года растут грибы? (Летом и осенью).

- В какое время года растут и поспевают ягоды?

- Значит, в какое время года обращались к Божьей коровке? (Летом)

VII. Итог урока.

- Удалось ли нам выполнить задание Подсолнухов?

- Для чего нам нужны заклички?

- О чем можно просить природу?

- Вы сегодня все очень хорошо работали! А сегодня наше путешествие по Огородам Бабы-Яги закончено. На следующем уроке мы снова отправимся в путь.