Цели урока:
- Помочь учащимся обнаружить и осознать обрядовый характер жанра заклички (природу уговаривают и упрашивают);
- Работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов;
- Развивать навыки чтения путем постоянного перечитывания текстов по разным основаниям.
Оборудование:
- плакат “Огороды Бабы-Яги”,
- названия жанров фольклора,
- учебник,
- тетрадь,
- рисунки учащихся к докучным сказкам и загадкам, выполненные на прошлых уроках.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Вы готовы сегодня продолжить наше путешествие? С каким настроением мы отправляемся в путь?
II. Повторение изученного материала.
- Ребята, давайте вспомним, куда мы с вами держим путь? (В волшебный лес, чтобы спасти Лесную Библиотеку).
- Просто ли попасть в Волшебный лес? Что нам для этого нужно пройти? (Огороды Бабы-Яги).
-Посмотрите на нашу карту, по маршруту которой мы отправимся в дальнейшее путешествие. (Плакат “Огороды Бабы-Яги”)
- Кто может рассказать, что же это за Огороды? Что на них растет? (Крапива, Горошек, Репейник, Ромашки, Одуванчик, Подсолнухи).
- Простые ли это растения?
- Какие препятствия они нам приготовили?
- Давайте вспомним, с какими из этих растений мы уже встречались и какие препятствия преодолели?
(Учащиеся называют растение и показывают его на плакате).
1. Встреча с Репейниками. – Что предложил нам Репейник? (Рассказать докучную сказку).
- Кто может пояснить, что такое докучная сказка?
- Кто может рассказать нам свою докучную сказку? (Ребята рассказывают докучные сказки собственного сочинения и сопровождают их иллюстрациями, приготовленными на прошлом уроке).
2. Встреча с Ромашками. – Какое задание предложили нам Ромашки? (Разгадать секреты считалок).
- Кто может рассказать, в чем же секреты считалок? (В считалках зашифрованы числа и практически во всех считалках есть выражение “выйди вон”).
- Вы знаете считалки? Какие? (Дети рассказывают считалки).
- Какие ещё считалки вы знаете? (Древние считалки)
-Что в них особенного? (В древних считалках по десять слов, т.к. раньше люди считали десятками. В них также есть чепуховые слова).
3. Встреча с Одуванчиками. – Какую задачу приготовили нам Одуванчики? (Одуванчики предложили разгадать их загадки).
- Какой секрет хранится в загадках? Какую особенность их построения вы знаете?
(Загадывая загадку, предмет мы зашифровываем, сравнивая его с чем- то другим, на что он похож).
- Кто сочинил сам загадку? (Ребята выходят и загадывают загадки собственного сочинения или зашифрованные с помощью рисунков).
III. Физ. Минутка.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
IV. Работа по теме урока.
1. Чтение интриги учителем.
2. Чтение учащимися закличек.
3. Творческое задание.
- А теперь, ребята мы отправляемся дальше. – Кого сегодня мы встретили на пути? (Подсолнухи).
Чтение учителем интриги.
- Как вы понимаете слово “заклички”? (Это значит, кого-то звать, просить о чем-то).
- И действительно, раньше с помощью закличек природу уговаривали, упрашивали сделать так, как надо человеку.
- Давайте прочитаем заклички, которые в учебнике нам предлагают Подсолнухи. (Чтение учащимися закличек).
- Молодцы, а теперь нам нужно ответить на вопросы Подсолнухов.
- Кто догадался, когда какие заклички говорят?
1. Когда дождик зарядит, станет вредным для посевов, просят:… (заклички №4, №6).
2. Когда засуха, а дожди идут мимо, просят:…
(№2, №3, №5).
3. Чтобы узнать, какая завтра погода будет, просят:… (№1).
- Кот уточнил задание: Какие заклички похожи между собой? Прочти их выразительно, уговаривая природу.
С.21. Чтение интриги.
- Попробуйте сочинить свою закличку с обращением к Зиме, чтобы она отступила, а чтобы Весна скорее пришла. (Ребята сочиняют заклички).
(Зима-зимушка, отступи, отступи,
Весна-весняночка, приходи, приходи.)
V. Физ.минутка.
В различных уголка класса висят цветные геометрические фигуры. (Под музыку ребята выполняют упражнения, заданные учителем).
- Не поворачивая головы, посмотрите в правый угол, в левый угол, вверх, вниз, в левый угол, опять в правый.
А теперь посмотрите на треугольник. Обведите его контур глазами не поворачивая головы. Тоже самое сделайте с кругом.
VI. Закрепление.
1. Работа в тетради.
С.13. №2. – Догадайся, к какому природному явлению обращаются люди в этой закличке? Впиши его название.
- Как вы понимаете слово “припусти”?
- Почему вы думаете, что обращаются к дождику? (Без дождя не смогут расти растения, не будут цвести цветы).
С.14. №5. – Как же называется такой стишок: загадка или закличка? Напиши над стишком?
- Можно ли догадаться, в какое время года обращаются к божьей коровке?
- В какое время года начинает созревать пшеница? (Летом).
- В какое время года растут грибы? (Летом и осенью).
- В какое время года растут и поспевают ягоды?
- Значит, в какое время года обращались к Божьей коровке? (Летом)
VII. Итог урока.
- Удалось ли нам выполнить задание Подсолнухов?
- Для чего нам нужны заклички?
- О чем можно просить природу?
- Вы сегодня все очень хорошо работали! А сегодня наше путешествие по Огородам Бабы-Яги закончено. На следующем уроке мы снова отправимся в путь.