Орфографическая грамотность – основа правописания

Разделы: Начальная школа


Орфографическая грамотность обучающихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития.

Орфографически–правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому я стараюсь научить детей превращать свои знания в навыки.

1. Орфографическая грамотность – основа правописания.

Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, методистов и психологов – М.В. Ушакова, Д.Н. Богоявленского.

Обучая письму, я обучаю ребенка не только технике письма, но и письменной речи, ее содержательной стороне и внешней, то есть звуковой.

В школе обучения языку, письму и правописанию, считаю, должно быть поставлено так, чтобы обучающиеся понимали общественное назначение того дела, которому они уделяют так много времени и энергии, чтобы понимали, письмо – важнейшее средство общения людей, что нельзя писать как-нибудь, а всегда так, как установлено, как требуют правила.

Заботясь о формировании орфографического навыка, соединяю орфографические упражнения с разнообразными упражнениями по развитию памяти. В своей работе я использую слуховые диктанты как средство, позволяющее поэтапно увеличивать объем запоминаемого материала, и зрительные диктанты, направленные на развитие точности запоминания. Такие диктанты провожу на каждом уроке русского языка. Объем предложений увеличивается постепенно, а с ним – память и грамотность учеников. Зрительные и слуховые диктанты разрабатываются поурочно, их содержание тесно связано с изучаемыми программными темами и словарной работой.

М.Л. Закожурникова правильно отмечает, что первой задачей учителя начальных классов является “развитие и укрепление орфографических навыков”, что и способствует развитию орфографической грамотности у обучающихся.

2. Орфографический навык и условия его формирования.

Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Навыки – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой.

Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две группы, предложенные Львовым М.Р.:

  1. навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);
  2. навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописание окончаний).

Я считаю, что центральное место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая не возможна без понимания сущности орфограммы. Орфограмма работает в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм, я со своими ребятами, начинаю с первого года обучения.

Решая орфографические задачи, школьник проходит четыре этапа:

  1. видит орфограмму в слове;
  2. определяет способ решения задачи;
  3. составляет алгоритм решения;
  4. выполняет последовательные действия по алгоритму.

Мы, с обучающимися, учимся ставить орфографические задачи (находить орфограмму), устанавливать тип орфограммы, осуществлять орфографический самоконтроль.

Период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в данный период создаю предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показываю школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем двигаемся не столько от буквы к звуку, сколько наоборот от звука к букве. В это же время формирую представление о слабых и сильных позициях звуков.

Начать работу по формированию орфографической зоркости следует одновременно с обучением двум видам чтения (орфографическому и орфоэпическому). При этом следует активно использовать прием работы как орфографическое проговаривание. Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы – ставить орфографические задачи – это первоначальный период в обучении правописанию. Формирование навыков грамотного письма у младших школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических упражнений. Практическая работа в большинстве случаев опирается на правила, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения. В процессе применения правил совершенствуются мыслительные операции, которые необходимы для решения орфографических задач.

Я считаю, важнейшими условиями овладения навыком являются:

  1. знание правил;
  2. знание приемов, правил и умение их применять;
  3. упражнения, отображающие эти умения на всех этапах, включая повторение и обобщение;
  4. высокий уровень преподавания орфографии;
  5. вариантность дидактического материала.

3. Значение упражнений в формировании орфографического навыка у младших школьников.

В процессе формирования орфографических навыков, упражнение выступает как носитель содержания обучения и средство его усвоения, как способ организации и управления учебной деятельностью.

Эффективность упражнений определяется рядом действий:

  1. упражнения должны проводиться систематически, способствовать условиям и этапам формирования навыков;
  2. велика роль при выполнении упражнений мобилизации действий, понимания этих действий;
  3. упражнения должны быть посильными и в то же время включать трудности, постепенно их увеличивая;
  4. эффективность упражнений определяется и в том, в какой мере их выполнение активизирует познавательные способности младших школьников.

При формировании орфографических навыков, я использую различные группы упражнений.

Орфографический разбор.

Особенно эффективен сразу после объяснения правил. При орфографическом разборе надо найти орфограмму, назвать ее, указать условия действия правила, объяснить написание.

Списывание

Передача в письменной форме зрительно-воспринимаего слова, предложения, текста.

Диктант

Способствует переходу от письма под диктовку к произвольному, творческому письму, при котором благодаря действию долговременной памяти – удержанию и повторению – происходит словесный синтез, оформляемый в речь письменную.

Изложение

Вид работы по развитию речи, представляющий собой устное или письменное воспроизведение прослушанного текста.

Сочинение

Творческая работа, требующая наибольшей самостоятельности.

Благодаря упражнениям, которые проводим с детьми систематически, мы достигаем автоматизма. Автоматизм орфографического навыка формируется в результате многократных повторений действий, то есть использования упражнений.

Заключение

Качество обучения младших школьников орфографии и формирования орфографического навыка зависит от развития средств, методов и форм, применяемых в процессе обучения; от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографического навыка и от сохранения изученного материала длительное время.

Список литературы.

  1. Блинов Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение, 1987 г.
  2. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – СПб.: Питер, 2004 г.
  3. Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М.: Просвещение, 1993 г.