Урок по русскому языку "Связь слов в предложении. Главные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • формировать представление о подлежащем и сказуемом;
  • актуализировать знаний учащихся о предложении по цели высказывния, интонации, знаках препинания в конце простого предложения.
  • развивать речевую активность учащихся;
  • развивать интерес к русскому языку как учебному материалу на основе изученных правил через игровую форму изучения;
  • развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма;
  • обогащать словарный запас, работать над развитием речи учащихся;
  • развивать положительное отношение к учебе,воспитывать чувство взаимовыручки, сопереживания и дружбы.

Оборудование: опоры-буквы, слова-опоры "взаимопомощь дружба", "творчество словарный запас", "знания умения", "аккуратность внимание"; слова – названия этапов урока "Красавицы буквы", "Угадай-ка", "Заветная шкатулка", "Звезда удачи", "Лучшие из лучших"; макет – "Звезда удачи", Фонограммы для проведения физкультминуток, жетоны для поощрения учащихся "снежинки, капельки”.

Организационный момент.

Звучат фанфары.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас необыкновенный урок. У нас в гостях учителя нашей школы.  Они пришли к нам на церемонию награждения лучших учеников класса. Мы представляем тему "Связь слов в предложении.  Главные члены предложения.

На уроке разрешается:

  • грамотно отвечать устно, писать в тетради красиво и аккуратно;
  • сочинять предложения, рассказы;
  • давать правильные ответы о типах предложений;
  • приветствуются активность, грамотность, четкое изложение мыслей.

Чтобы все у нас получилось, какое нам нужно настроение?

- Творческое, праздничное.

- А мы возьмем его с собой!

(Ваза с блестками)

Итак, мы представляем номинации нашего урока-награждения.

Звучит музыка. Дети выносят названия номинаций.

НОМИНАЦИЯ 1. "КРАСАВИЦЫ БУКВЫ" (Чистописание)

Рр ра ру ре

Россия Родина Москва

- Что общего в этих словах? Какие различия?

- Образовать словосочетания, с зависимым прилагательным записать их, определить главное и зависимое слово.

Лучших детей отмечаю жетоном.

- Что нам помогло добиться удачи?

АККУРАТНОСТЬ, ВНИМАНИЕ – слова-опоры появляются на магнитной доске.

НОМИНАЦИЯ 2. 

(Задание дается на три группы учащихся: красный цвет – слабый уровень; желтый – средний уровень; зеленый – высокий уровень знаний по предмету)

1. Распространить предложение (по схеме) сделать разбор? Деревья шепчутся где?

2. Распространить (по схеме) подчеркнуть подлежащее, сказуемое? Одуванчики засверкают где?

3. Списать, подчеркнуть подлежащее, сказуемое. Золотые ивы загляделись в воду.

- Какие бывают предложения?

- Что мы называем предложением?

- По цели высказывания?

- По интонации?

- По наличию второстепенных членов предложения?

- Как связаны слова в предложениях?

Лучшим учащимся – жетоны.

На доске – текст: К нам пришли гости (прочитать текст с интонацией):

  • повествовательной;
  • вопросительной;
  • побудительной.

Что помогло нам добиться удачи?

Слова-опоры – ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ.

НОМИНАЦИЯ 3. "ЗАВЕТНАЯ ШКАТУЛКА"

На доске – текст.

Прочитать еще 1–2 предложения, используя текст сочинения – миниатюры, написанного на предыдущем уроке.

- Чтобы справиться с этим заданием нам помогло наше "ТВОРЧЕСТВО СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС" – слова-опоры появляются на доске.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

НОМИНАЦИЯ 4. "ЗВЕЗДА УДАЧИ"

- Звезды от нас далеко-далеко! Они кажутся холодными, недоступными. Так иногда и удача. Когда что-то не удается, то кажется, что не получится никогда! Но стоит поверить, посоветоваться с друзьями, с родителями и начинать добиваться цели заново! Все получится. Важно, чтобы рядом были друзья и близкие.

Задание в парах – составить предложение с данным словом:

  • друзья школа дождь;
  • мама класс весна;
  • день кошка солнце;
  • семья собака цветы.

Лучшим – жетоны.

Какие качества характера помогли нам выполнить это задание?

ВЗАИМОПОМОЩЬ ДРУЖБА

НОМИНАЦИЯ 5. "ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ"

Подведение итогов урока

Посмотрите, сколько жетонов-льдинок вы заработали на уроке! А еще у многих детей – аккуратная запись в тетради, грамотное письмо, развитая речь, правильные ответы. Вы сегодня – лучшие из лучших!

Что же вы знаете о предложении?

От чего зависит постановка знаков в конце предложения?

Как связаны слова в предложении?

Ответы детей.

Что помогло вам в сегодняшнем уроке? (Перечитываем слова-опоры)

Ребята, кто считает, что знает о предложении все, что мы учили – прикрепите на доску цветок. Кто думает, что ему следует еще поучить тот прикрепит листочек. (Звучит музыка)

Спасибо за урок!