Цели урока:
- проверить усвоение основных положений МКТ;
- продолжить формирование умений и навыков работы с приборами, компьютером, справочной и другой дополнительной литературой;
- формировать умение анализировать факты при наблюдении явлений;
- развивать творческую инициативу ребят, самостоятельность, стремление к мыслительной, познавательной деятельности;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, точность и четкость при ответах на вопросы;
- продолжить воспитание “Основ ЗОЖ”;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Формы работы:
- индивидуальная,
- фронтальная,
- групповая.
Оборудование и наглядность:
- компьютер, CD –диск “Физика 7 – 11. Библиотека наглядных пособий”,
- принтер,
- сосуд с водой,
- кристаллы марганцовокислого калия,
- проволочное кольцо,
- пена для ванны,
- секундомер,
- линейка,
- освежитель воздуха,
- бланки лабораторных работ,
- карточки с индивидуальными заданиями,
- тесты, бланки “страничек”:
1. Основы М КТ
2. ЗОЖ
3. Экологическая страничка
4. Это интересно
“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”Фирдоуси
(Персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний (фронтальная работа с классом).
Вопросы к классу:
1. Назовите раздел физики, изучающий свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе молекулярного строения.
2. Назовите основные положения МКТ.
3. Как исторически развивались представления о строении вещества?
4. Какие физические величины характеризуют частицу, молекулы?
Учитель: Р.Фейнман сказал: “Если бы в результате какой – то мировой катастрофы все накопленные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это атомная гипотеза (можете назвать ее не гипотезой, а фактом, но это ни чего не меняет): все тела состоят из атомов – маленьких частиц, которые находятся в беспорядочном движении, притягиваются на большом расстоянии, но отталкиваются на небольшом расстоянии, если одно из них плотнее прижать к другому (Приложение 1). В этой одной фразе, как вы убедитесь, содержится невероятное количество информации, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения”.
Попытайтесь доказать утверждение Р. Фейнмана, используя имеющиеся у вас знания.
III. Решение задач (дифференцированная самостоятельная работа).
(Учащиеся получают карточки с заданиями).
Задача 1. В дыму одной папиросы содержится много ядовитых веществ. В том числе 0, 006 мг никотина (C10H14N2), 0,0016 мг аммиака (NH3), 0,00003 мг синильной кислоты (HCN) и 0, 0025 мг угарного газа (СО). Определите молярную массу этих веществ. Определите сколько молекул этих веществ проникает в легкие человека при выкуривании одной папиросы.
(Задачу решают четыре ученика в тетради, результаты записывают на доске напротив каждого вещества на плакате:
N (С 10 Н 14 N 2) =
N (NH 3) = N (HCN) =N (CO) =
и заполняют страничку “ЗОЖ” журнала “Вести с урока”) (Приложение 2).
Ответ. N = mNA / M;
Nникотина = 2 . 1016;
Nаммиака = 5,6 . 1016;
Nсинильной кислоты = 6,7 . 1014;
Nуглекислого газа = 3,4 . 1016.
Задача 2. Крупная экологическая катастрофа произошла в марте 1978 года вблизи французского города Бреста. После аварии американского супертанкера “Амоко Кадис” из резервуаров в море вылилось 200 тыс. тонн нефти. В результате аварии образовалась нефтяная пленка средней толщены 0,5 мм. Определить площадь загрязнения и возможные экологические последствия.
(Задачу решает ученик в тетради, результаты вносит в “Экологическую страничку” журнала “Вести с урока”) (Приложение 3).
Дано: | Решение. |
m = 2 . 108 кг | |
h = 5 . 10-4 м | S = |
= 800
кг/м3 ___________ |
|
S =? | = V = |
S = , S =
Ответ: 5 . 108 м2. Образовавшаяся на поверхности воды слой нефти препятствует диффузии газов: кислород не поступает внутрь водоема, углекислый газ и метан не выводятся наружу. Биологическое равновесие внутри водоема нарушается.
Задача 3. Определить количество частиц воздуха в классной комнате при температуре 200С. Молярная масса воздуха 0,029 кг/моль.
(Практическая задача. Необходимое оборудование: линейка, таблица плотности сухого воздуха при различной температуре и нормальном атмосферном давлении. Ученик решает задачу у доски, результаты вносит в страничку “Это интересно” журнала “Вести с урока”) (Приложение 4).
Дано: | Решение. |
V= 663м3 | |
t = 200C | N = , m = , |
M = 0,029кг/моль | |
____________ |
N = , N = |
N = ? | |
NA = 6.1023 моль-1 | Ответ: 2,7 .1027. |
(Обсуждение результатов решения задач).
IV. Дифференцированная практическая работа.
(Учащиеся выполняют практические работы и комментируют полученные результаты).
Темы практических работ: 1. Определение способом рядов диаметра атома по фотографии. (Выполняется на готовом бланке одним учеником).
2. Исследование зависимости интенсивности броуновского движения от температуры среды (Работу выполняет один ученик, используя диск “Физика 7 – 11. Библиотека наглядных пособий”.).
3. Доказательство наличия промежутков между молекулами. (Опыты проводит один ученик) [5].
4. Демонстрация взаимодействия молекул. (Выполняет один ученик).
5. Определение скорости диффузии (Выполняется по инструкции на готовом бланке двумя учащимися) [5].
V. Контроль знаний. (Проводится в виде тестирования по 2 вариантам. На доске указаны критерии оценок:
“5” - верно выполнено 14 – 15 заданий;
“4” - верно выполнено 11 – 13 заданий;
“3” - верно выполнено 8 – 10 заданий. По окончании работы над тестами учащиеся проводят самопроверку. Правильные ответы выводятся на дисплей компьютер) (Приложение 5).
VI. Домашнее задание. (Каждый ученик получил карточку с домашним заданием)
1. № 83 - для всех
2. Задание для подготовленных учащихся: “Существуют ли вещества, для транспортировки одного моль которых потребуется карман, портфель или железнодорожный вагон?”
3. Подготовить сообщение: “Питание растений из почвы” - по желанию.
VII. Подведение итогов урока. Вопрос: Верно ли утверждение Р. Фейнмана?
(Учащиеся высказывают свою точку зрения).
Учитель: Р. Фейнман прав. Если вести счет времени от кроманьонца, то прошло 30 000 лет. Идея о молекулах появилась на 27 500 году (от кроманьонца), а утвердилась еще спустя 2 400 лет; идея дала нам добрую половину (если не больше) всех благ, которыми мы сегодня располагаем: новые материалы и компьютеры, лазеры и энергию, телевидение и лекарство. А главное – она помогает понять мир с единой точки зрения, предвидеть ход явлений и искать выход из самых затруднительных положений, в которых все чаще и в возрастающих масштабах оказывается человечество.
Оценки за урок:
Ф. И. ученика | Оценки | Итоговая оценка | |||
Теория | Решение задачи | Практическая работа | Тест | ||
Литература
- Балашов М. М. О природе: Кн. для учащихся 8 кл.- М.: Просвещение, 1991.
- Браверманн Э. М. Обучение проведению наблюдений и экспериментов.: Физика в школе. 1998. № 5.
- Внеклассная работа по физике/Авт. – сост.: В. П. Синичкин, О. П. Синичкина – Саратов: Лицей, 2002.
- Енохович А. С. Справочник по физике и технике: Учеб. пособие для учащихся. – 3 – е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1989.
- Сауров Ю.Ф., Бутырский Г. А.Молекулярная физика: Модели уроков: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1998.
- Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию/Сост. Г. А. Фадеева, В. А. Попова – Волгоград: Учитель, 2004.