Урок физики в 11-м классе по теме "Основы МКТ"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • проверить усвоение основных положений МКТ;
  • продолжить формирование умений и навыков работы с приборами, компьютером, справочной и другой дополнительной литературой;
  • формировать умение анализировать факты при наблюдении явлений;
  • развивать творческую инициативу ребят, самостоятельность, стремление к мыслительной, познавательной деятельности;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, точность и четкость при ответах на вопросы;
  • продолжить воспитание “Основ ЗОЖ”;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Формы работы:

  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • групповая.

Оборудование и наглядность:

  • компьютер, CD –диск “Физика 7 – 11. Библиотека наглядных пособий”,
  • принтер,
  • сосуд с водой,
  • кристаллы марганцовокислого калия,
  • проволочное кольцо,
  • пена для ванны,
  • секундомер,
  • линейка,
  • освежитель воздуха,
  • бланки лабораторных работ,
  • карточки с индивидуальными заданиями,
  • тесты, бланки “страничек”:

1. Основы М КТ

2. ЗОЖ

3. Экологическая страничка

4. Это интересно

“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”

Фирдоуси

(Персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний (фронтальная работа с классом).

Вопросы к классу:

1. Назовите раздел физики, изучающий свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе молекулярного строения.

2. Назовите основные положения МКТ.

3. Как исторически развивались представления о строении вещества?

4. Какие физические величины характеризуют частицу, молекулы?

Учитель: Р.Фейнман сказал: “Если бы в результате какой – то мировой катастрофы все накопленные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это атомная гипотеза (можете назвать ее не гипотезой, а фактом, но это ни чего не меняет): все тела состоят из атомов – маленьких частиц, которые находятся в беспорядочном движении, притягиваются на большом расстоянии, но отталкиваются на небольшом расстоянии, если одно из них плотнее прижать к другому (Приложение 1). В этой одной фразе, как вы убедитесь, содержится невероятное количество информации, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения”.

Попытайтесь доказать утверждение Р. Фейнмана, используя имеющиеся у вас знания.

III. Решение задач (дифференцированная самостоятельная работа).

(Учащиеся получают карточки с заданиями).

Задача 1. В дыму одной папиросы содержится много ядовитых веществ. В том числе 0, 006 мг никотина (C10H14N2), 0,0016 мг аммиака (NH3), 0,00003 мг синильной кислоты (HCN) и 0, 0025 мг угарного газа (СО). Определите молярную массу этих веществ. Определите сколько молекул этих веществ проникает в легкие человека при выкуривании одной папиросы.

(Задачу решают четыре ученика в тетради, результаты записывают на доске напротив каждого вещества на плакате:

N (С 10 Н 14 N 2) =

N (NH 3) =

N (HCN) =

N (CO) =

и заполняют страничку “ЗОЖ” журнала “Вести с урока”) (Приложение 2).

Ответ. N = mNA / M;

Nникотина = 2 . 1016;

Nаммиака = 5,6 . 1016;

Nсинильной кислоты = 6,7 . 1014;

Nуглекислого газа = 3,4 . 1016.

Задача 2. Крупная экологическая катастрофа произошла в марте 1978 года вблизи французского города Бреста. После аварии американского супертанкера “Амоко Кадис” из резервуаров в море вылилось 200 тыс. тонн нефти. В результате аварии образовалась нефтяная пленка средней толщены 0,5 мм. Определить площадь загрязнения и возможные экологические последствия.

(Задачу решает ученик в тетради, результаты вносит в “Экологическую страничку” журнала “Вести с урока”) (Приложение 3).

Дано: Решение.
m = 2 . 108 кг
h = 5 . 10-4 м S =
= 800 кг/м3
___________
S =? = V =

S = , S =

Ответ: 5 . 108 м2. Образовавшаяся на поверхности воды слой нефти препятствует диффузии газов: кислород не поступает внутрь водоема, углекислый газ и метан не выводятся наружу. Биологическое равновесие внутри водоема нарушается.

Задача 3. Определить количество частиц воздуха в классной комнате при температуре 200С. Молярная масса воздуха 0,029 кг/моль.

(Практическая задача. Необходимое оборудование: линейка, таблица плотности сухого воздуха при различной температуре и нормальном атмосферном давлении. Ученик решает задачу у доски, результаты вносит в страничку “Это интересно” журнала “Вести с урока”) (Приложение 4).

Дано: Решение.
V= 663
t = 200C N = , m = ,
M = 0,029кг/моль

____________
N = , N =
N = ?
NA = 6.1023 моль-1 Ответ: 2,7 .1027.

(Обсуждение результатов решения задач).

IV. Дифференцированная практическая работа.

(Учащиеся выполняют практические работы и комментируют полученные результаты).

Темы практических работ: 1. Определение способом рядов диаметра атома по фотографии. (Выполняется на готовом бланке одним учеником).

2. Исследование зависимости интенсивности броуновского движения от температуры среды (Работу выполняет один ученик, используя диск “Физика 7 – 11. Библиотека наглядных пособий”.).

3. Доказательство наличия промежутков между молекулами. (Опыты проводит один ученик) [5].

4. Демонстрация взаимодействия молекул. (Выполняет один ученик).

5. Определение скорости диффузии (Выполняется по инструкции на готовом бланке двумя учащимися) [5].

V. Контроль знаний. (Проводится в виде тестирования по 2 вариантам. На доске указаны критерии оценок:

“5” - верно выполнено 14 – 15 заданий;

“4” - верно выполнено 11 – 13 заданий;

“3” - верно выполнено 8 – 10 заданий. По окончании работы над тестами учащиеся проводят самопроверку. Правильные ответы выводятся на дисплей компьютер) (Приложение 5).

VI. Домашнее задание. (Каждый ученик получил карточку с домашним заданием)

1. № 83 - для всех

2. Задание для подготовленных учащихся: “Существуют ли вещества, для транспортировки одного моль которых потребуется карман, портфель или железнодорожный вагон?”

3. Подготовить сообщение: “Питание растений из почвы” - по желанию.

VII. Подведение итогов урока. Вопрос: Верно ли утверждение Р. Фейнмана?

(Учащиеся высказывают свою точку зрения).

Учитель: Р. Фейнман прав. Если вести счет времени от кроманьонца, то прошло 30 000 лет. Идея о молекулах появилась на 27 500 году (от кроманьонца), а утвердилась еще спустя 2 400 лет; идея дала нам добрую половину (если не больше) всех благ, которыми мы сегодня располагаем: новые материалы и компьютеры, лазеры и энергию, телевидение и лекарство. А главное – она помогает понять мир с единой точки зрения, предвидеть ход явлений и искать выход из самых затруднительных положений, в которых все чаще и в возрастающих масштабах оказывается человечество.

Оценки за урок:

Ф. И. ученика Оценки Итоговая оценка
Теория Решение задачи Практическая работа Тест
           

Литература

  1. Балашов М. М. О природе: Кн. для учащихся 8 кл.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Браверманн Э. М. Обучение проведению наблюдений и экспериментов.: Физика в школе. 1998. № 5.
  3. Внеклассная работа по физике/Авт. – сост.: В. П. Синичкин, О. П. Синичкина – Саратов: Лицей, 2002.
  4. Енохович А. С. Справочник по физике и технике: Учеб. пособие для учащихся. – 3 – е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1989.
  5. Сауров Ю.Ф., Бутырский Г. А.Молекулярная физика: Модели уроков: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1998.
  6. Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию/Сост. Г. А. Фадеева, В. А. Попова – Волгоград: Учитель, 2004.