Цели.
1. Закрепить знания, умения, навыки учащихся по данной теме.
2. Активизировать познавательную деятельность через работу в парах.
3. Пробуждать интерес к русскому языку, используя занимательные задания и игровые моменты.
4. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
5. Воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Запишите дату.
- Улыбнитесь солнышку!
II. Чистописание.
- Какие звуки обозначают буквы Ф, м.
- Напишите эти буквы.
- Запишите пословицу: “Февраль с метелью, март с капелью”.
- Почему так говорят?
III. Закрепление пройденного.
- Послушайте музыку Чайковского и настройтесь на дальнейшую работу.
(Дети закрывают глаза и слушают музыку).
- Какое настроение вызвала музыка Чайковского?
- Послушайте стихотворение А. С. Пушкина:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- О чём это стихотворение?
(Это стихотворение о природе.)
- Скажите, любите ли вы природу и охраняете ли её? – Расскажите, как?
- Прочитайте, что пишет поэт о снеге?
(Снег лежит блестя, на солнце, великолепными коврами.)
- Каким словом можно заменить слово “великолепными”?
(Замечательными, сказочными…)
IV. Изучение новой темы.
Сегодня мы будем работать под девизом: “Люби и охраняй природу”.
- Ведь на уроках русского языка мы очень часто работаем со словами, связанными с предметами живой и неживой природы.
- Сейчас давайте совершим путешествие на вертолёте, но, чтобы мы услышали, что наш вертолёт готов к взлёту, запишите слово вертолёт в звуковой домик.
(Дети пишут в тетради транскрипцию к слову вертолёт):
[в' э, р, т, о, л', о, т].
(Один ученик пишет на доске).
- Скажите, ребята, в каких словах безударная гласная не проверяется? (В словах из словаря)
Вертолёт доставит нас до цветочной поляны, но только тот сможет поиграть на ней, кто справится с заданием, ведь на поляне нет посадочной площадки.
Но у нас есть парашюты. (На парашютах написаны гласные). Нужный парашют приземляется в словарном слове).
V. Картинный диктант.
- Запишите слова в тетрадь.
(Лопата, девочка, корова, пальто, заяц, медведь, ученица, посуда, учитель, ребята.).
- Какие из этих слов можно объединить в одну группу?
- Проверьте друг у друга, правильно ли написали?
(Учитель открывает словарные слова, которые записаны на доске. Дети меняются тетрадями и проверяют работы друг у друга).
- В каких словах пишутся безударные гласные? (- В словах из словаря.)
- Приземлились удачно. Мы с вами на цветочной поляне.
На поляне цветиков – семицветиков, но цветы ещё не все распустились.
Лепестки быстрее распустятся, если вы правильно сделаете задание.
VI. Продолжение изучения новой темы.
(Ученики берут лепестки от цветика – семицветика и работают за партой, помогая слабым учащимся).
I группа. Ц.на, м.сты, ск.ла. II группа. В.сна, с.ва, стр.ла. III группа. Н.ра, кр.я, д.жди. IV группа. В.дро, м.ря, тр.ва.
(Проверка с сигнальными индивидуальными карточками безударных гласных).
- С одним из слов составьте предложение про лес.
- Посмотрите, как красиво на нашей поляне!
- Около поляны растёт лес, а знаете, что растёт в лесу?
- Послушайте загадку Старичка-Лесовичка: “Стоит Антошка на одной ножке”.
VII. Закрепление нового материала.
- Для вас Старичок-Лесовичок приготовил лесные подарки, каждому по грибочку.
- Нужно взять только тот гриб, который ты видел у нас в лесу летом.
(Учитель открывает “лес” с грибочками. Дети подходят и выбирают съедобные грибы).
- На грибке написано задание, которое вы должны сделать побыстрее. Ведь у Старичка-Лесовичка ещё много дел в лесу.
(Задание на грибке: - Зачеркни ненужные буквы).
Слова: гр.за (а, о), пч.ла (е, и), с.сна (а, о), ст.ляр (о, а),
скв.рец (а, о), д.ла (и, е), п.руса (о,а), д.ма (а,о), дл.на (и,е).
VIII. Итог урока.
- Чему научились на уроке хорошо?
- Какие этапы урока больше понравились?
- Хотели бы вы ещё встретиться со Старичком-Лесовичком?
- Какие задания вы бы хотели, чтобы он вам приготовил?
IX. Домашнее задание.
- Попробуйте записать пять слов с безударной гласной и подобрать к ним проверочные слова.
(В класс заходит ученик в костюме Старичка-Лесовичка и дарит ребятам цветочки с призывом: “Береги природу – она твой друг!”)
Наглядность к уроку:
- Вертолёт.
- Парашюты.
- Цветик-семицветик.
- Старичок-Лесовичок.
- Грибочки.
- Сигнальные карточки с безударными гласными.
- Цветочки.