Программа элективного курса "Редактирование и создание видеофильмов с помощью программы нелинейного видеомонтажа Pinnacle Studio/Studio Plus"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Курс «Редактирование и создание видеофильмов «Ваш первый видеофильм» с помощью программы нелинейного видеомонтажа Pinnacle Studio/Studio Plus» предназначен для учащихся 9, 10, 11-х классов. В этом курсе рассматриваются основные приемы редактирования и создания видеофильмов, видеороликов.

Еще недавно видеомонтаж был уделом профессионалов, работавших на мощных графических станциях, а сегодня обработка видео на компьютере доступна практически любому пользователю. Основными программами для видеомонтажа, являются видеоредакторы. Они позволяют собрать фильм из отдельных видеофрагментов, перемещать эти фрагменты в нужное место, обрезать их, накладывать звук, добавлять переходы и различные эффекты. Вторыми по значимости, являются программы видеокомпозинга, они имеют практически те же функции, что и видеоредакторы, но их основное назначение – создание коротких, сложных композиций (заставки, реклама и т.д.)

Видеомонтаж в английском языке называется Cutting (резка). Это слово закрепилось со времен черно-белого кино и продолжает использоваться до сих пор, хотя почти перестало передавать смысл самой процедуры. В начале XX века люди снимали что-то на камеру, затем проявляли пленку, ножницами отрезали лишние куски и клеем склеивали нужную последовательность кадров. Это был линейный монтаж.

С появлением достаточно мощных ПК появилась вторая разновидность монтажа – нелинейная. Суть нелинейного монтажа в том, что на экране может отображаться сразу несколько монтажных дорожек. И каждую можно изменять независимо от других. В кино это привело к резкому повышению количества спецэффектов.

Но и любители не остались в стороне. Прошло несколько лет. Компьютеры стали еще более мощными и совсем недорогими.

Любительское видео ценно своей простотой, спонтанностью и достоверностью. Но поскольку нет сценария, необходимо добавлять что-то, что позволяло бы удерживать внимание зрителей. Этим чем-то стали эффекты: анимированные переходы, цветные титры, видео- и звуковые эффекты, подбор музыки и т.д.

Программы для работы с видео могут одинаково обрабатывать как видео, так и фотоматериалы. Теперь не нужно показывать гостям подряд все видеокассеты, а потом переходить к просмотру фотоальбомов. И видео, и фото можно собрать в одном ролике. У видеозаписей можно обрезать все лишнее, выбрать только самые удачные фотографии и моменты. Для передачи настроения – подобрать музыку – ритмичную для динамичных сцен, медленную – для романтических. Там, где нужно что-то сказать – добавить титры. Из большого количества видеокассет и сотен фотографий можно создать видеоролик на 10–15 минут. Если ролик оказался настолько удачным, что все от него в восторге – его можно записать на диск и подарить. И это уже не просто содержание, это творческий продукт.

Таким образом, появилась новая категория подарков. Подарок, при котором человек получает художественное творение о себе или о своих вкусах и пристрастиях. Вам нравятся собаки и музыка Beatles? В подарок вы можете получить ролик про собак под музыку Beatles.

Времена меняются, появляются мощные ПК, и даже средний, по современным меркам, ПК может справиться с обработкой домашнего видео. Появились программы, специально рассчитанные на новичков, где количество эффектов и специальных украшений таково, что даже из черного квадрата можно сделать яркий и интересный видеоролик.

Самое главное – появились современные методики обучения. Работа с видео – это творчество. И для человека важно знать не все функции программы, а научиться создавать ролики, которые будут нравиться окружающим. Именно на этом основываются современные методики обучения. Главный процесс – не узнавание новой информации, а творческий процесс, при котором каждый новый инструмент помогает выразить ту или иную идею. И делает продукт более красивым, а также умение создавать интересные видеоролики, пользуясь только доступными для любителя средствами.

Цель обучения: приобретение учащимися знаний и навыков по обработке видеоинформации с помощью программы Pinnacle Studio, от записи информации с видео- и фотокамер до вывода готового фильма, раскрытие творческого потенциала учащихся.

Методика обучения: в основном практическая деятельность, проработка каждого этапа работы с видеоматериалом и акцентирование внимания на проблемных моментах, с которыми, как правило, сталкиваются начинающие режиссеры-любители.

Результат обучения: умение создавать видеоролик из графических, видео- и аудиоматериалов с применением видео- и аудиоэффектов. Знакомство с элементарными приёмами видеомонтажа в программе Pinnacle Studio можно рассматривать, как основу для дальнейшего освоения более сложных приемов работы с видеоинформацией и профессиональных программ (Adobe Premiere).

Содержание курса рассчитано на изучение в течение 22 часов и включает в себя теоретическое обоснование темы и выполнение итоговой зачетной работы в виде видеофильма или видеоролика.

Содержание курса

Раздел 1. Видеоинформация в компьютере. Кодирование видео. Типы файлов. Кодеки (1 час).

Понятие видеоинформации. Видеомонтаж. Форматы видео файлов: AVI, MPEG, DAT. Кодеки.

Раздел 2. Подключение аппаратуры (1 час).

Тема. Подключение цифровой аппаратуры.

Подсоединение камеры к компьютеру.

Тема. Подключение аналоговой аппаратуры.

Подключение аналоговой камеры к компьютеру. Подключение аналоговой аппаратуры через цифровую камеру. Подключение TV-тюнера.

Раздел 2. Этапы создания видеофильма. Подготовка исходного материала (2 часа).

Тема. Подготовка к захвату цифрового видео.

Дефрагментация диска. Тестирование диска. Размещение исходного видеоматериала. Размещение временных файлов. Удаление временных файлов.

Тема. Захват цифрового видео.

Распознавание сцен. Интерфейс режима Захват. Процедура захвата цифрового видео. Захват в DV. Захват в MPEG.

Тема. Захват кадра.
Захват кадров из видеокамеры. Захват кадров из фильма.

Раздел 3. Последовательность клипов в видеофильме (2 часа).

Тема. Видеосцены в Альбоме.

Интерфейс режима Монтаж. Альбом и поиск файлов. Выбор сцен и файлов. Разбиение сцен. Объединение сцен.

Тема. Добавление видеоклипов в фильм.

Окно Фильм. Перетаскивание видеосцен в Сценарий. Режим Линия времени. Перетаскивание видеосцен в Линию времени. Вставка сцены между двумя клипами. Добавление клипов из разных файлов.

Тема. Проекты видеофильмов.

Сохранение проекта. Переименование текущего проекта. Автосохранение проекта. Создание нового проекта. Открытие существующего проекта. Удаление проекта. Настройки проекта.

Раздел 4. Монтаж видеоклипов (2 часа).

Тема. Операции над клипами в окне Фильм.

Воспроизведение клипа. Удаление клипов. Разделение клипа. Объединение клипов. Блокировка, приглушение и скрытие дорожек. Удаление оригинального звука из видеоклипа.

Тема. Подрезка видеоклипов.

Подрезка с помощью инструмента Свойства клипа. Подрезка клипа на Линии времени. Монтаж со сдвигом. Монтаж с совмещением. Восстановление подрезанных клипов.

Тема. Переходы.

Альбом переходов. Типы переходов и их применение. Нарастание и затухание клипа. Вставка перехода между двумя клипами.

Раздел 5. Статические изображения и титры (3 часа).

Тема. Слайд-шоу.

Альбом статических изображений. Неподвижные изображения в окне Фильм. Настройка длительности по умолчанию. Команда Размножить переход. Памятка по созданию слайд-шоу.

Тема. Редактирование статических изображений.

Вращение слайда. Перекадровка изображения. Устранение «красных глаз».

Тема. Анимация статических клипов.

Масштабирование слайдов. Панорамирование слайдов. Комбинированные анимации.

Тема. Титры.

Альбом титров. Редактор титров. Редактирование текста. Перемещение текста. Форматирование текста. Применение стилей.

Раздел 6. Звуки, музыка и дикторский комментарий (2 часа).

Тема. Звуковые эффекты и музыка.
Альбом звуковых эффектов. Загрузка аудиофайлов из произвольной папки. Создание фоновой музыки в SmartSound.

Тема. Дикторские комментарии.

Параметры записи дикторского текста. Запись дикторских комментариев.

Раздел 7. DVD-авторинг (2 часа).

Тема. Шаблоны меню.

Альбом шаблонов меню. Использование шаблона меню. Редактирование шаблона меню.

Тема. Настройка меню.

Создание ссылки на главу фильма. Перемещение ссылки. Удаление флажка главы. Изменение надписи под кнопкой. Изменение эскиза на кнопке. Создание видеокнопок. Создание ссылок возврата в меню. Изменение длительности меню.

Тема. Предварительный просмотр DVD-проекта.

Управление DVD-проигрывателем. Просмотр DVD-проекта.

Раздел 8. Вывод фильма (2 часа).

Тема. Запись DVD-фильма на диск.

Параметры записи видеодиска. Запись видеодиска. Создание файла-образа DVD. Запись образа диска на DVD.

Тема. Экспорт в AVI и MPEG-файлы.

Параметры записи видео в файл. Сохранение фильма в файле AVI. Создание MPEG-файлов

Тема. Вывод видеофильма на ленту.

Настройка аппаратуры. Настройка параметров записи на ленту. Запись видеофильма.

Раздел 9. Работа над итоговым проектом (5 часов).

Требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • подключать аппаратуру к компьютеру;
  • осуществлять захват кадров из видеокамеры, фильма;
  • создавать видеоролик из графических, видео- и аудиоматериалов с применением видео- и аудиоэффектов;
  • работать с элементарными приёмами видеомонтажа в программе Pinnacle Studio, что можно рассматривать, как основу для дальнейшего освоения более сложных приемов работы с видеоинформацией и профессиональных программ (Adobe Premiere).

Список литературы

  1. Авер М. 2 в 1: Видеомонтаж и создание DVD. Pinnacle Studio 10. Русская версия + Видеокурс: Учеб. пособие. Триумф, 2006.
  2. Александров А. Pinnacle Studio 10. Видеомонтаж и создание DVD. Триумф, 2006.
  3. Архипов А.К. Самоучитель цифрового видео и компьютерного видеомонтажа Технолоджи-3000. 2005.
  4. Бакхария Pinnacle Studio 9. Видеомонтаж и DVD-диски. Триумф, 2005.
  5. Выбегалов А. Видеомонтаж на ПК. Аквариум, 2005.
  6. Заика А.А. Цифровая видеосъемка и видеомонтаж (+CD). ОЛМА-Пресс, 2006.
  7. Ломакин П. Системы домашнего видеомонтажа на персональном компьютере. Майор, 2004.
  8. Михлин Е. Видеомонтаж на ПК. Как самому смонтировать и записать видеофильм с помощью домашнего ПК и Adobe Premier, Ulead Media Studio, Ulead Video Studio, Pinnacle Studio, MGI Video Wave, Movie Maker. Эффективный самоучитель. ДиаСофт, 2005.
  9. Молочков В.П. Pinnacle Studio Plus. Основы видеомонтажа на примерах. BHV-СПб, 2006.
  10. Резников Ф., Комягин В. Видеомонтаж на персональном компьютере. Adobe Premiere 6. 5 и Adobe After Effects 5.5. Триумф, 2003.
  11. Ривкин М. Видеомонтаж на домашнем компьютере. Лучшие книги, 2005.
  12. Столяров А.М., Столяров Е.С. Ваш первый видеофильм в Pinnacle Studio/Studio Plus v. 10.6. – М.: НТ Пресс, 2007.
  13. Столяров А.М., Столяров Е.С. Уроки по видеомонтажу. НТ Пресс, 2007.