Цель:
- дать понятие о физической карте мира, карте полушарий;
- познакомить с океанами, материками земного шара;
- развивать интерес к окружающему миру, представление о многообразии природы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- физическая карта полушарий, презентация по теме урока (Приложение1),
- видеосюжет об Австралии;
- выставка книг: М.В.Ревенко “Малышам о географических открытиях”, географический атлас “Мир и человек”;
- “Я познаю мир. География”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. 1 слайд
Кроссворд “Путешествие по Оке”
- Разгадав правильно кроссворд, вы прочитаете название города у истока реки Ока.
По вертикали:
1. Вблизи этого города находится
заповедник, где живут зубры. (Город, где живут
учёные-биологи.) Пущино 2. В этом городе родился К.Э. Циолковский. Калуга По горизонтали: 3. В этом городе родился Илья Муромец. Муром 4. Город художников, город вышивальщиц. Таруса 5. В этом городе учёные наблюдают за небом и звёздами. Серпухов 6. Город, где Москва-река впадает в Оку. Коломна |
- Как же называется город у истока реки Ока?
III. Сообщение темы урока. 2 слайд
- Сегодня мы снова путешествуем. Но теперь уже не по своей стране, а по всему миру.
- Тема нашего урока: “Путешествие по планете”.
- Мы познакомимся с океанами и материками Земли, узнаем какой океан, материк самый большой, а какой самый маленький, познакомимся с физической картой полушарий.
IV. Работа по теме урока.
Работа по карте мира. Знакомство с океанами.
1) - Путешествовать по планете можно с помощью карты мира.
- Перед вами физическая карта полушарий. Слово “физическая” произошло от греческого слова “физис” - природа. Это карта природы мира.
Физическими называются карты, на которых изображены равнины, горы, моря, реки, озёра и другие природные объекты.
2) - Рассмотрите физическую карту мира в учебнике на стр. 116-117.
- А на доске физическая карта полушарий.
- Мы с вами на уроках знакомились с глобусом. Две половинки глобуса, поделённые пополам – это полушария: западное и восточное.
- Назовите океаны земли.
/Дети называют, я показываю на карте полушарий./
3) - Послушайте внимательно стихотворение, а затем ответьте на вопросы.
Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у всех водица
Не удастся ей напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийский к югу
Занимает синий угол.
А для Северных сторон
Ледовитый шлёт поклон.
- Сколько океанов на Земле?
- Какой океан самый большой?
4) 3 слайд
- Кто сможет назвать все океаны?
- Ребята, вы догадались какой же океан самый большой, а какой – самый маленький?
Океан – водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.
Знакомство с материками.
- Океаны на карте обозначены …… (дети) цветом.
- Какой цвет ещё присутствует на карте и почему?
- Суша…
4 слайд
Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой – это материки, или континенты.
- Всего их шесть. Самый большой материк – Евразия. Рядом – Африка. Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. Пятый материк – Австралия, он меньше остальных. И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу карты мира.
- Знакомство с материками начнём с самого большого – Евразии.
- Откройте печатные тетради на с. 54 -55.
- Находим Евразию и подписываем её на карте.
- Как будем писать название материка?
/На 4 слайде гиперссылка на слове – Евразия/
1) Евразия 5 слайд
- Евразия — самый большой материк Земли.
Она так велика, что ее делят на 2 части света – Европу и Азию, а разделяют Евразию Уральские горы.
- Евразия - единственный материк, берега которого омываются водами всех четырех океанов.
И на этом материке, омываемом всеми четырьмя океанами, расположена огромная страна - ….. РОССИЯ!!! /Показать на карте презентации./
- В каком полушарии находится этот материк? /Показать на карте полушарий на доске./
Возможно, кто–то догадался, почему так называется этот материк, Евразия, а если нет, то найдите ответ к следующему уроку.
6 слайд
- В Евразии самые высокие горы на Земле - Гималаи.
Здесь расположена самая высокая гора Эверест (или Джомолунгма);
7 слайд
- Евразия богата реками и озёрами. И одна из них Волга - величайшая река Европы.
Свыше тысячи рек, речек, ручейков несут свои воды в великую Волгу.
Знакомое название?
В Евразии много озёр.
Самое большое озеро – Каспийское, его ещё называют Каспийским морем.
8 слайд
- В Евразии самое глубокое озеро – Байкал.
- Вспомните, в Байкал впадает 336 рек, а вытекает? Какая?
- Всего одна река – Ангара.
9 слайд
- Так как территория материка огромна, то здесь можно увидеть разнообразные растения и животные.
- Лебедь-кликун, серые журавли, орёл, сова – лесной хищник.
10 слайд
- Лиса.
- Главным образом барсуки обитают в лесах Евразии.
- Большеглазый долгопят.
11 слайд
- Обитательница индонезийских лесов.
- Такие обезьяны обитают в Индонезии.
- Орангутан, макака.
12 слайд
- Бенгальский тигр занесен в Красную книгу, сохранились тигры в основном в заповедниках.
- Семья индийских слонов.
- Панда обитает в горных лесах Китая. Панда питается в основном молодыми побегами бамбука. Это очень редкое животное, она объявлена в Китае национальным сокровищем.
13 слайд
- Территорию Евразии населяет огромное количество народов.
Индийские женщины, житель Тибета, житель Крайнего Севера, русские, французы
14 слайд
- Итальянцы, Гонконг, китайцы в национальных костюмах, буряты, китайцы.
/Возврат на 4 слайд, используя гиперссылку/
/На 4 слайде гиперссылка на слове – Северная Америка/
2) Северная Америка 4 слайд
- Находим Северную Америку и подписываем её на карте в тетрадях.
15 слайд
- Материк Северная Америка находится в Западном полушарии.
Его омывают воды трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического.
16 слайд
- В Западной части Северной Америки тянутся горы Кордильеры.
С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи.
17 слайд
- В Северной Америке находится цепь великих Великих озёр, соединённых друг с другом.
Пять озёр образуют пресноводное море.
18 слайд
- Между двумя озёрами на реке Ниагаре находится знаменитый Ниагарский водопад.
19 слайд
- Природа Северной Америки разнообразна. Здесь есть ледники, тундра, тайга, степи пустыни.
20 слайд
- Поэтому разнообразен и животный мир.
В реках, озёрах и болотах Северной Америки водятся аллигаторы.
Бизон – громадный бык пасётся на лугах.
21 слайд
- Самое крупное из травоядных животных - овцебык, или мускусный бык. Толстый слой подкожного жира и длинная густая шерсть позволяют животным переносить самые жестокие морозы. Кроме того чтобы согреться, овцебыки сбиваются вместе. При малейшей опасности они образуют круг, в центре которого находятся молодняк и самки.
- Скунс известен, прежде всего, своим необычным способом защиты от врагов. При приближении хищника он не прячется, не убегает, а спокойно ожидает его приближения. Затем поворачивается к врагу задом, поднимает хвост и выпрыскивает жидкость, обладающую чрезвычайно неприятным запахом. “Аромат” не только неприятен, но и необыкновенно устойчив. Он неделями преследует незадачливого хищника.
- Фламинго. Багамы.
22 слайд
-Индеец-охотник.
- Индейцы из племени “Черная нога”.
- Американцы .
- Жители Канады.
- Мексиканцы.
/Возврат на 4 слайд, используя гиперссылку/
/На 4 слайде гиперссылка на слове – Южная Америка/
3) Южная Америка 4 слайд
- Находим Южную Америку и подписываем её на карте в тетрадях.
23 слайд
Материк Южная Америка находится в Западном полушарии.
Его омывают воды двух океанов – Тихого и Атлантического.
24 слайд
На этом материке протянулись самые длинные горы – Анды и течёт самая полноводная река мира – Амазонка. 25 слайд
Амазонка — вторая по длине река планеты.
26 слайд
В Южной Америке находится самый большой в мире водопад Анхель.
Южная Америка – родина картофеля, помидор, шоколадного дерева.
27 слайд
Этот материк населяют очень красивые и необычные животные.
Ламы используются как вьючные животные. Они выносливы и покорны. Ценится шерсть лам, их мясо идет в пищу.
Ягуар хорошо лазает по деревьям, плавает, длина телa достигает двух метров.
Ягуар занесен в Красную книгу.
Броненосцы - как рыцари в латах. Питается он насекомыми и личинками. Днем броненосец прячется в норах, а ночью бродит в поисках пищи. В случае опасности он проворно зарывается в землю, мясо броненосца съедобно, и на него охотятся.
/Возврат на 4 слайд, используя гиперссылку/
/На 4 слайде гиперссылка на слове – Африка/
4) Африка
- Находим Африку и подписываем её на карте в тетрадях.
28 слайд
Материк Африка находится в Восточном полушарии.
Его омывают воды двух океанов – Индийского и Атлантического.
Африка – самый знойный материк.
- Открываем учебник на с. 124.
- Читает текст об Африке …..
/Возврат на 4 слайд, используя гиперссылку/
/На 4 слайде гиперссылка на слове – Северная Америка/
5) Австралия 4 слайд
- Находим Австралию и подписываем её на карте в тетрадях.
29 слайд
Материк Австралия находится в Восточном полушарии.
Это самый маленький материк.
Видеосюжет об Австралии.
/Возврат на 4 слайд, используя гиперссылку/
/На 4 слайде гиперссылка на слове – Северная Америка/
6) Антарктида 4 слайд
- Находим Антарктиду и подписываем её на карте в тетрадях.
30 слайд
Материк Антарктида - самый холодный материк.
31 слайд
- В Антарктиде нет ни лесов, ни рек. Материк покрыт ледником.
- Айсберг - отколовшиеся от ледника массивы.
- Здесь запрещены любые военные приготовления.
- Материк отдан в распоряжение учёных разных стран.
- Поселок ученых.
32 слайд
- Животных в этих суровых условиях немного.
- Антарктическая крачка.
- Пингвины и моржи.
- Тюлень.
- Пингвины.
V. Итог урока.
Обобщение.
- Сколько всего материков? Океанов? Назовите их.
- Материки.
- Океаны.
- Какой материк самый большой?
- Самый маленький?
- Самый жаркий?
- Самый холодный?
Домашнее задание. С. 116 – 125, П.т. с.56 – 58
На уроке использованы:
- Сюжет видеокассеты “Национальные парки мира. Зачарованные страны. От Австралии до стран Востока”. Ридерз дайджест.
- Картинки, фотографии из библиотеки электронных наглядных пособий “География 6 – 10”.