Интегрированное внеклассное мероприятие по экономике и математике на тему "Проценты в нашей жизни"

Разделы: Внеклассная работа


“Банкир – это центральная фигура. Он держит на своих плечах весь мир”
Герберт Н. Кессон

Цель:

  1. Показать взаимосвязь математики и экономики на примере современного кредитования.
  2. Сформировать представление о работе банка.
  3. Показать учащимся применение процентных вычислений в некоторых профессиях.
  4. Способствовать развитию умения применять знания по математике и экономике в нестандартных условиях.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя математики:

Сегодняшнее внеклассное мероприятие – это интегрированный урок математики и экономики. Оно посвящено знакомству с работой банка и понятием “кредит”. Содержание этого внеклассного мероприятия для вас, будущих абитуриентов, очень актуально.

II. Учитель экономики:

В современной рыночной экономике банки находятся центре всей хозяйственной жизни. Их иногда сравнивают “нервными узлами” организма “экономика”. Через банковскую систему денежные ресурсы переопределяются между различными отраслями. А вместе или вслед за ними движутся материальные, трудовые ресурсы.

Банк – весьма древнее экономическое изобретение.

История возникновения банковского дела уводит нас в далекую древность и начинается с государств Древнего Востока - Вавилона, Египта в VII – VI вв до н.э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения.

История возникновения банковского дела уводит нас в далекую древность и начинается с государств Древнего Востока - Вавилона, Египта. Роль денег постепенно переходила от самых разных товаров к металлам — меди, бронзе, серебру, золоту. Естественно, возникла необходимость и в развитии особых "функций по взвешиванию, маркировке, обмену слитков, а затем и монет. Эти функции сосредоточили в своих руках ювелиры, торговцы, менялы – они и стали первыми банкирами в истории цивилизации. Древнейшими банковскими операциями были также хранение и транспортировка золота и серебра, осуществление платежей по поручению клиентов и, наконец, выдача ссуд. Ростовщики Древнего Египта (ок. 3100—3000 гг. до н.э.), выдавали ссуды как в натуральной форме, так и денежной. При каждой сделке оформлялись письменные обязательства нарезными знаками на глиняных дощечках .

Долг возвращали, как правило, в размере, в 1,5—2 раза превышавшем ссуду, т. е. процент по ссуде достигал 50—100%.

В период ассирийского владычества (1300—605 гг. до н. стали появляться и первые “деловые дома”, которые принимали на хранение деньги, производили платежи от имени своих клиентов, но не могли распоряжаться доверенными им деньгами по собственному усмотрению.

Интересно, что у вавилонских купцов наравне с золотом и серебром был в обращении и банковский билет “гуду” - прототип будущих бумажных денег. Государственная власть только законодательно регламентировала кредитные отношения. А вот в Египте особенно в эпоху династии Птолемеев (305 – 30 гг. до н. э.), у государства была монополия на банковское дело. В столице — Александрии находился Центральный банк, а во всех административных районах — его отделения. За то, что государство передавало банкам монопольное право на ведение операций в стране, они должны были исполнять все функции государственного казначейства: собирать налоги с государственных предприятий и граждан, производить платежи от имени государства – выдавать жалованье солдатам, чиновникам. Найденные папирусы свидетельствуют, что египетские банки, как и вавилонские , также осуществляли разнообразные операции.

В Древней Греции банковские операции также вначале осуществляли жрецы храмов. Они хранили золото и серебро, участвовали в транспортировке богатств, выдавали ссуды, руководствуясь предсказаниями и пророчествами. Ссуды давали как частным лицам, так и городам. Самым древним и знаменитым был Дельфийский храм — общенациональное святилище, на которое не смели посягнуть армии ни одного из античных государств.

В средние века банковское дело переживало второе рождение после застоя, связанного с концом Римской империи и нашествием Варваров. В первой половине средневековья после израильских войн широкое участие в банковском деле приняли расселявшиеся повсюду евреи. Они быстро создавали международные торгово – денежные союзы.

История банковского дела в России значительно отличалась от ее истории в Европе, где менялы и ростовщики превратились в частных банкиров, а на смену им пришли акционерные банки. Государство имело только эмиссионный банк – банк, осуществлявший эмиссию, т.е. выпуск денег в обращение.

Частное кредитное дело не было широко развито в Древней Руси, хотя в “Русской правде”, “Псковской ссудной грамоте” и других документах упоминается о лицах и учреждениях занимавшихся кредитными сделками. Ссуды выдавались как продуктами, так и деньгами. Кредитор давал зерно, насыпая меру не выше краев, а получал столько, сколько мера удерживала над краями. При годичном займе такая присыпка составляла не более 10%.

Древняя Русь многое заимствовала у Византии, в том числе и в области кредитных отношений. В статьях “Русской правды” Владимира Мономаха четко определялось положение о защите интересов кредитора, условиях возврата займа. Существовал и механизм взыскания долгов с уплатой пени или обращением в холопы.

Закон 1626 г. и “Соборное положение” Алексея Михайловича 1649 г официально запретили процент по ссудам. “А править заемные деньги по кабалам (кабала – долговое обязательство, ставящее заемщика в личную зависимость от заимодавца)… и рост на заемные деньги не править, потому что по правилам Святых Апостол и Святых Отец росту на заемные деньги имать не велено” - было записано в “Уложении”.

Первые банковские учреждения возникли в России как государственные (казенные). Выдвигалось много проектов создания банков в России, но только при Елизавете Петровне эти проекты начали осуществляться. По проекту графа П.И.Шувалова в Москве и Санкт – Петербурге были созданы Дворянский заемный банк и купеческий заемный банк. В царствование Екатерины II начался новый этап в кредитном деле, так как в 1769 г. появились первые бумажные деньги – ассигнации, стали возникать различные кредитные учреждения.

В ряду возникавших кредитных учреждений следует особо выделить Государственный банк России, образованный в 1860г. частные коммерческие банки стали активно развиваться в России в последней трети XIX века. После октября 1917 г. в России остался только Центральный банк и его отделения, и лишь в 90-х годах началось восстановление кредитной системы России, соответствующей нуждам рыночной экономики.

III. Работник государственного банка Иванов Д.А.

IV. Ответы на вопросы учащихся 11-х классов Иванова Д.А. об условиях кредитования, о функциях, которые выполняет банк.

V. Деловая игра.

Учащиеся 11 “Д” класса разбиты на группы “Банковские операции”, “Тарифы”, “Распродажа”, “Штрафы”, “Голосование”. У каждой группы задание: составить две задачи на проценты из реальной жизни.

Каждая группа готовит презентацию своей команды. Они должны придумать способы общения между членами команды, чтобы “оживить” задачи, показать решение этих задач учащимся всех 11 классов.

VI. Задачи, их содержание и решение. Приложение

Группа “Банковские операции”

Предпринимателю, для открытия своего дела не хватало определенной суммы денег. Он взял в банке ссуду 55000 рублей. На 5 лет под 19% годовых. В связи с трудностями он не выплатил вовремя деньги. На сколько % он заплатил больше, если он задержал выплату на 5 дней. (Пеня за день составляет 0.5% от суммы).
Sp = P*I*t / (K*100%), где
P – сумма привлеченных в депозит денежных средств.
I – годовая процентная ставка.
t – количество дней начисления процентов по привлеченному вкладу.
K – количество дней в году.
Sp – сумма процентов.

Sp = 55.000*19%*(5*365)/100%*365 = 52.250 рублей
S = P+Sp – общая сумма выплаты.
S = 55.000+52.250 = 107.250 рублей

M = S/x – ежемесячная плата, где
x – количество месяцев.
M = 107.250/(5*12) = 1787.5 рублей

N = M*0.5*z/100% - пени, где
z – количество дней опоздания выплаты
N = 1787.5*0.5*5/100% = 44.7 рублей
1787.5 – 100%
44.7 - L%
L = 44.7*100%/1787.5 ? 2.5%

Предприниматель переплотил на 2.5% больше.

Группа “Штрафы”

Задача №1.

Водитель вовремя не прошёл техосмотр. Сотрудник ГИБДД, остановив водителя, должен выписать ему штраф на 1/2 минимальной оплаты труда. Стоимость прохождения техосмотра составляет 150 рублей, а размер минимальной платы 500 рублей. На сколько процентов (%) штраф превысит стоимость техосмотра, если при оплате штрафной квитанции в банке с водителя возьмут ещё 3% за услуги банка.

Решение:

Найдём сколько рублей должен заплатить водитель за услуги банка:

250· 0,03=7,5

250+7,5=257,5

Пусть 150 руб.-100%

257,5 руб.-X ,

тогда решая пропорцию получаем:

X= 257,5· 100% =172%

150

Найдём на сколько процентов штраф превысит стоимость техосмотра:

172% - 100%=72%

Ответ: превышает на 72% .

Задача №2.

Предпринимателю, для открытия своего дела не хватало определенной суммы денег. Он взял в банке ссуду 55000 рублей. На 5 лет под 19% годовых. В связи с трудностями он не выплатил вовремя деньги. На сколько % он заплатил больше, если он задержал выплату на 5 дней. (Пеня за день составляет 0.5% от суммы).

Решение:

Sp = P*I*t / (K*100%), где
P – сумма привлеченных в депозит денежных средств.
I – годовая процентная ставка.
t – количество дней начисления процентов по привлеченному вкладу.
K – количество дней в году.
Sp – сумма процентов.

Sp = 55.000*19%*(5*365)/100%*365 = 52.250 рублей
S = P+Sp – общая сумма выплаты.
S = 55.000+52.250 = 107.250 рублей

M = S/x – ежемесячная плата, где
x – количество месяцев.
M = 107.250/(5*12) = 1787.5 рублей

N = M*0.5*z/100% - пени, где
z – количество дней опоздания выплаты
N = 1787.5*0.5*5/100% = 44.7 рублей
1787.5 – 100%
44.7 - L%
L = 44.7*100%/1787.5 ? 2.5%

Ответ: Предприниматель переплатил на 2.5%.

Группа “Распродажа”

Задача

В магазин Гены Букина поступил новый завоз обуви по 250 рублей за пару. Определить конечную цену товара, если в честь Нового года скидка на всю обувь 10%.

Решение:

Пусть Х – конечная цена товара.

250*30% = 75 рублей - розничная цена

250 + 75 = 325 – конечная цена без скидки

325 *10% = 32,5 рублей - скидка

325 – 32,5 = 292,5 рублей – конечная цена

Ответ: 292,5 рублей

Группа “Тарифы”

Задача №1

В начале года тариф на электроэнергию составлял 1,5рубля за 1 кВт/ч. В середине года он увеличился на 50%, а в конце года – еще на 50%. Как вы считаете, увеличился ли тариф на 100%? Менее чем на 100%? Более чем на 100%?

Решение:

1,5 рубля – начальная цена.

1. 1,5 * 0,5 = 0,75 рубля – на столько увеличился тариф в середине года

2. 1,5 + 0,75 = 2,25 рубля – плата за электроэнергию в середине года

3. 2,25*0,5 = 1,125 рубля - на столько увеличился тариф в конце года

4. 1,125 + 2,25 = 3,375 рубля - плата за электроэнергию в конце года

Вычислим на сколько увеличилась плата за электроэнергию

(3,375 – 1,5)/1,5 *100=125%

Ответ: увеличилась на 125%

Задача №2

В комиссионном магазине цена товара выставленного на продажу ежемесячно уменьшается на одно и то же число % от предыдущей цены. Определите на сколько % уменьшилась цена сотового телефона, если он был выставлен на продажу за 4000 рублей, а через 2 месяца был продан за 2250 рублей.

Решение:

4000 рублей – первоначальная цена

2250 рублей – цена через два месяца

Пусть на Х% понижалась цена товара каждый месяц.

1. 4000 * 0,01Х = 40Х рублей – на столько снизилась цена

2. 4000 – 40Х – стала цена телефона через месяц

3. (4000 – 40Х)*0,01 – уменьшилась цена товара через 2 месяца

4. (4000 – 40Х) – (4000 – 40Х)*0,01 Х = 2250

4000 – 80Х + 0,4Х2= 2250

0,4Х2 – 80Х+ 1750 = 0

Х1=175% - не подходит

Х2= 25% - подходит

Ответ: на 25%

Группа “Голосование”

Задача

В 2007 г в Выборах в Государственную Думу РФ по Камызякскому району приняли участие 60,25% избирателей, что составило 21690 человек. за Единую Россию проголосовало – 67,47%, за Справедливую Россию – 10,68%, за КПРФ – 7%, за ЛДПР – 4,85%. Какое количество избирателей составило бы при 100% явке? Какое количество избирателей отдали свои голоса за эти 4 партии?

Решение:

Х - 100%

21690 - 60,25%

Х = 21690 * 100 / 60,25 = 36000 человек

21690 - 100%

Х - 60,25%

Х = 21690*90/100 = 19521 человек

Ответ: 36000 человек, 19521 человек

VII. Итог.

Учитель экономики: Рассмотренный на этом мероприятии материал познакомил вас со многими функциями, которые выполняет банк, особое внимание было уделено представлению кредита банком. Вы познакомились и с другими функциями банка и их видами, об этом мы говорили на наших уроках экономики. В процессе этой игры вы смогли убедиться, что эти два предмета – математика и экономика взаимосвязаны.

Учитель математики: Ребята, мы надеемся, что знания, полученные на этом мероприятии, информация Иванова Д.А. пригодятся вам в дальнейшем. Вы узнали о том, что банк представляет кредиты для получения образования, на покупку и строительство жилья, на покупку транспортных средств. Желаем вам правильно выбрать жизненный путь, а государственный банк поможет вам осуществить свои планы.